РАСКОЛЫ И СУЕВЕРИЯ. О Григории Распутине, переписи населения, принятии ИНН, самочинных толкованиях апокалипсиса. Протоиерей Александр Шаргунов.
Множество людей присылают нам недоуменные вопросы, вызванные различными тенденциозными листовками и брошюрами, распространяемыми ныне в церковной среде. «Можно ли принимать ИНН? Не есть ли это печать антихриста?» «Как относиться к переписи населения?» «Можно ли христианину обменивать паспорт?» «Правда ли, что такого-то числа через полгода начнется мировая война?» Вот вопросы, которые мучают многих сегодня. Есть люди, которые готовы бросить семью и работу, лишь бы не принимать ИНН. Или бежать в леса, чтобы «успеть к концу света».
Еще одна смута — движение за канонизацию Г. Е. Распутина, которое появилось сразу после канонизации святых Царственных мучеников в 2000 году. Утверждается, будто он является пророком, чудотворцем, юродивым ради Христа — то есть святым угодником Божиим. Написаны уже «иконы» и «акафист». Также печатаются многотысячными тиражами книги и брошюры с этой установкой. У неискушенного читателя может сложиться впечатление, будто этот человек уже канонизирован Церковью.
Очевидно, что в большинстве своем здесь действуют «ревнители не по разуму», которые врагами Церкви не являются. Но через них сам «враг рода человеческого» вносит новые смуты в Церковь.
Ответ на задаваемые вопросы дает прежде всего сам Святейший Патриарх Алексий II. Приведем здесь фрагменты из недавних выступлений Его Святейшества:
«Мы неоднократно обращали внимание на Архиерейских Соборах 1997 и 2000 годов, собраниях московского духовенства на то, что на приходах, в церковных книжных лавках и особенно в интернете распространяются откровенно провокационные материалы, однако те, к кому мы обращаемся, делают вид, что не слышат, или действуют злонамеренно.
Некоторые общественные организации, пользуясь периодическими изданиями и интернетом, организуют пропагандистские кампании. Одна из таких кампаний касается ИНН, карточки москвича, паспортов нового образца. Перепись населения 2002 года из-за рвения не по разуму некоторых пропагандистов также не обошлась без инцидентов. Такая же ситуация складывается и с так называемым движением за канонизацию Григория Распутина и Иоанна Грозного».
«В последнее время появилось довольно много цветных, прекрасно изданных, с позволения сказать, "икон" царя Ивана Грозного, печально известного Григория Распутина и других темных исторических личностей. Им составляются молитвы, тропари, величания, акафисты и службы.
Какая-то группа псевдоревнителей Православия и Самодержавия пытается самочинно, с черного хода, канонизировать тиранов и авантюристов, приучить маловерующих людей к их почитанию. Неизвестно, действуют ли эти люди осмысленно или несознательно. Если осмысленно, то это провокаторы и враги Церкви, которые пытаются скомпрометировать Церковь, подорвать ее моральный авторитет.
Кто из нормальных верующих захочет оставаться в Церкви, которая одинаково почитает убийц и мучеников, развратников и святых?» (Из выступлений Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальных собраниях г. Москвы 2001 и 2002 гг.).
Мы постараемся подробнее ответить здесь на вопросы по этим темам. Не представляется возможным отвечать всем нашим корреспондентам. Поэтому мы отобрали для ответа ряд наиболее характерных писем.