Старцы и соборный разум Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов
Но ведь против принятия ИНН выступают целые монастыри. Многие старцы — тоже против этого. Да и поднял эту тему не кто-нибудь, а преподобный Паисий Афонский.
«Монашествующие против этого». Но были времена великих потрясений, например, когда всю Церковь сотрясала ересь монофизитов. Тогда сотни тысяч монашествующих, знаменитые подвижники того времени, стали еретиками. Точно так же, как столетие назад ересь «имяславцев» сотрясала весь Афон. Господь попускает это. Он крепко смиряет даже и таких людей.
«Старцы против этого». Но у нас не должно быть магического отношения к тому, что кто-то где-то сказал.
Вот преподобный Серафим Саровский — такой старец, выше которого трудно представить. Только ему двенадцать раз в жизни являлась Божия Матерь. Он, подобно Самому Христу, преобразился на зимней поляне и лицо его просияло как солнце. Но даже он свидетельствует, что старец может ошибаться, когда полагается не на откровение, а на собственный разум. Он говорит: «Когда я говорил от своего ума, бывали ошибки». А преподобный старец Силуан добавляет, что ошибки могут быть очень большими, трагическими.
Преподобный Паисий, как известно, занимался этой проблемой в Греции более двадцати лет назад. А потом перестал говорить о ней. Его спросили: «Почему Вы больше не говорите на эту тему?» Он ответил: «Пес, когда приближается вор, начинает лаять. А если он будет лаять, когда вор удаляется, его перестанут держать».
Последнее слово преподобного Паисия на вопрос ученика об электронных карточках было таким: «Мы должны поведать об этом Церкви». Слышите, что говорит всем нам благодатный старец, преподобный Паисий Афонский? Вопрос столь важен, что он уже не дерзает высказывать собственное суждение и предает все соборному разуму Церкви.
Давайте и мы обратимся к соборному определению нашей Церкви по этому вопросу. Там прямо говорится, что ИНН (так же как паспорт нового образца, электронная «карточка москвича-и штрих-код) не является «печатью антихриста». И поэтому верующие люди, пользующиеся ими, греха не совершают.
Здесь Священноначалие от лица всей Церкви, в согласии с соборным разумом, свидетельствует, как мы должны себя вести.
Почему вы не верите Церкви? Почему не верите нашим иерархам? Говорят: «Потому что они шли на такие-то компромиссы». Но компромиссы — это их личный грех. И епископ может заблуждаться, и святые люди могли быть неправы в каких-то вопросах. Однако Церковь в соборном ее разуме всегда безупречна.
Это очень важно. Мы должны помнить, что диавол ничего так не желает, как подорвать в церковном народе доверие к Священноначалию. Ведь без иерархии Церкви не существует. Власть епископа — священный огонь, как говорит святой Иоанн Златоуст. Диавол ненавидит всякую законную власть — в государстве, в обществе, в семье, в Церкви, потому что хочет утвердить свою собственную власть. Но особенная его ненависть — против святительской власти в Церкви.
У него нет высшей задачи, все средства для этого употребляются. Что пишут сейчас в прессе об иерархии? Во времена Емелья-на Ярославского такого не писали. Речь не только о демократической печати. Вот что можно прочитать в «ультраправославных» изданиях (тех самых, которые сражаются против ИНН, штрих-кодов и прочего):
«Раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас — для ада!» «Даже духовные заведения готовят священников для ада!» «Нынешнее священство — всем бедам беда». «Большинство духовенства двадцать веков идет в огонь вечный и ведет за собой народ!» «Великое множество духовенства приняли страшные мучения и, несмотря на мученическую кончину, отправились в ад!» «Священство поведет народ в ад!» «А нынешнее духовенство от мала до велика просто ждут антихриста, чтобы погубить себя и народ!»
Оставим это без комментариев. Пусть каждый сам решает, кому следует больше верить. Или самозваным учителям, изрекшим хулы — или Христу, сказавшему: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Пусть подумают также, какое издание является более православным — листовки (из которых взяты цитаты) или Святое Евангелие.
Закончим эту тему, как и начали, словами Святейшего Патриарха Алексия II:
«Поневоле задумаешься, каким же образом активисты этих движений, считая себя людьми церковными и даже заявляющие о том, что они соблюдают каноническую дисциплину, продолжают выпускать листовки и брошюры, самочинные акафисты и иконки многотысячными тиражами? Более того, когда известные богословы, преподаватели МДА выступают с разъяснениями о том, что эти пропагандистские кампании свидетельствуют об обмирщении сознания их организаторов, появляются статьи, в которых преподавательская корпорация МДА именуется "богоборческим кланом", а синодальные структуры именуются не иначе как "антицерковным лобби" и т. п.
Все более очевидными становятся намерения организаторов внести разделение в церковную среду; противопоставить старчество — иерархии; белое духовенство — монашеству..
Нет сомнения, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю. Нельзя молчаливо способствовать процессам, которые способны серьезно повредить церковному сознанию нашей многомиллионной паствы» (Из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы, Журнал Московской Патриархии, №4, 2003, с. 40-41).
Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.269-272
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии