Старцы и соборный разум Церкви. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Александр Шаргунов

         Но ведь против принятия ИНН выступают целые монастыри. Мно­гие старцы — тоже против этого. Да и поднял эту тему не кто-нибудь, а преподобный Паисий Афонский.


Ю. Крючков, г. Москва

      «Монашествующие против этого». Но были времена великих потрясений, например, когда всю Церковь сотрясала ересь монофизитов. Тогда сотни тысяч монашествующих, знаменитые по­движники того времени, стали еретиками. Точно так же, как столе­тие назад ересь «имяславцев» сотрясала весь Афон. Господь попус­кает это. Он крепко смиряет даже и таких людей.

«Старцы против этого». Но у нас не должно быть магического отношения к тому, что кто-то где-то сказал.

Вот преподобный Серафим Саровский — такой старец, вы­ше которого трудно представить. Только ему двенадцать раз в жизни являлась Божия Матерь. Он, подобно Самому Христу, пре­образился на зимней поляне и лицо его просияло как солнце. Но даже он свидетельствует, что старец может ошибаться, когда полагается не на откровение, а на собственный разум. Он гово­рит: «Когда я говорил от своего ума, бывали ошибки». А преподоб­ный старец Силуан добавляет, что ошибки могут быть очень боль­шими, трагическими.

Преподобный Паисий, как известно, занимался этой пробле­мой в Греции более двадцати лет назад. А потом перестал говорить о ней. Его спросили: «Почему Вы больше не говорите на эту тему?» Он ответил: «Пес, когда приближается вор, начинает лаять. А если он будет лаять, когда вор удаляется, его перестанут держать».

Последнее слово преподобного Паисия на вопрос ученика об электронных карточках было таким: «Мы должны поведать об этом Церкви». Слышите, что говорит всем нам благодатный старец, пре­подобный Паисий Афонский? Вопрос столь важен, что он уже не дерзает высказывать собственное суждение и предает все соборно­му разуму Церкви.

Давайте и мы обратимся к соборному определению нашей Церкви по этому вопросу. Там прямо говорится, что ИНН (так же как паспорт нового образца, электронная «карточка москвича-и штрих-код) не является «печатью антихриста». И поэтому верую­щие люди, пользующиеся ими, греха не совершают.

Здесь Священноначалие от лица всей Церкви, в согласии с со­борным разумом, свидетельствует, как мы должны себя вести.

Почему вы не верите Церкви? Почему не верите нашим ие­рархам? Говорят: «Потому что они шли на такие-то компромиссы». Но компромиссы — это их личный грех. И епископ может заблуж­даться, и святые люди могли быть неправы в каких-то вопросах. Однако Церковь в соборном ее разуме всегда безупречна.

Это очень важно. Мы должны помнить, что диавол ничего так не желает, как подорвать в церковном народе доверие к Священно­началию. Ведь без иерархии Церкви не существует. Власть еписко­па — священный огонь, как говорит святой Иоанн Златоуст. Диавол ненавидит всякую законную власть — в государстве, в обществе, в семье, в Церкви, потому что хочет утвердить свою собственную власть. Но особенная его ненависть — против святительской власти в Церкви.

У него нет высшей задачи, все средства для этого употребля­ются. Что пишут сейчас в прессе об иерархии? Во времена Емелья-на Ярославского такого не писали. Речь не только о демократичес­кой печати. Вот что можно прочитать в «ультраправославных» из­даниях (тех самых, которые сражаются против ИНН, штрих-кодов и прочего):

«Раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас — для ада!» «Даже духовные заведения готовят священников для ада!» «Нынеш­нее священство — всем бедам беда». «Большинство духовенства двадцать веков идет в огонь вечный и ведет за собой народ!» «Вели­кое множество духовенства приняли страшные мучения и, несмот­ря на мученическую кончину, отправились в ад!» «Священство пове­дет народ в ад!» «А нынешнее духовенство от мала до велика просто ждут антихриста, чтобы погубить себя и народ!»

Оставим это без комментариев. Пусть каждый сам решает, ко­му следует больше верить. Или самозваным учителям, изрекшим ху­лы — или Христу, сказавшему: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16,18). Пусть подумают также, какое издание яв­ляется более православным — листовки (из которых взяты цитаты) или Святое Евангелие.

Закончим эту тему, как и начали, словами Святейшего Патри­арха Алексия II:

      «Поневоле задумаешься, каким же образом активисты этих движений, считая себя людьми церковными и даже заявляющие о том, что они соблюдают каноническую дисциплину, продол­жают выпускать листовки и брошюры, самочинные акафисты и иконки многотысячными тиражами? Более того, когда извест­ные богословы, преподаватели МДА выступают с разъяснения­ми о том, что эти пропагандистские кампании свидетельствуют об обмирщении сознания их организаторов, появляются ста­тьи, в которых преподавательская корпорация МДА именуется "богоборческим кланом", а синодальные структуры именуются не иначе как "антицерковным лобби" и т. п.

Все более очевидными становятся намерения организаторов внести разделение в церковную среду; противопоставить старчест­во — иерархии; белое духовенство — монашеству..

Нет сомнения, что все это говорит о серьезном повреждении церковного сознания, опасные последствия которого очевидны каждому пастырю. Нельзя молчаливо способствовать процессам, которые способны серьезно повредить церковному сознанию на­шей многомиллионной паствы» (Из выступления Святейшего Патриарха Алексия II на Епархиальном собрании г. Москвы, Журнал Московской Патриархии, №4, 2003, с. 40-41).

Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.269-272