Пародия на прославление Царственных мучеников. О Григории Распутине. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Александр Шаргунов

 

Вышли в свет две книжки о Григории Распутине, обе по благословению весьма уважаемых людей. Можно найти даже иконки старца Григория. Неужто Церковь готовит канонизацию этого человека?! Есть ли для этого действительно веские причины и доводы? Не окажется ли «ко­роль голым»? 
 
Е. И. Кравченко, г. Краснодар
 
       Среди обвинений, которые слышны в адрес почитателей Григория Распутина — то, что они самочинно пишут иконы и составляют акафис­ты. Уже и то, что они печатают сведения о его чудесах, вменяется им в вину. Но ведь перед канонизацией Царственных мучеников было то же самое! Печатались книги о чудесах по их молитвам. Были написаны иконы, тоже читались акафисты. Все это было еще до канонизации, зна­чит, по-вашему, самочинно?
А. К, г. Москва
 
Во-первых, действительно, многие в нашей Церкви читали акафисты Царственным страстотерпцам (а также блаженной Ксе­нии, святому праведному Иоанну Кронштадтскому), задолго до их канонизации Московской Патриархией. Иконы Царя-мученика в храмах были еще до прославления их. Но ведь все они уже тогда были прославлены Зарубежной Церковью. Если они святы в част,: Церкви, то и во всей — по крайней мере, как местночтимые святые Благодатность Зарубежной Церкви невозможно отрицать, не рис­куя впасть в грех хулы на Духа Святого.
Во-вторых, все материалы в пользу канонизации Царствен­ных мучеников, которые распространялись в последние гол: в церковной среде, все сообщения о чудесах по их молитвам всегда были строго проверены. Не было, в частности, рассказов, взятых и: недостоверных источников, так же как и анонимных свидетельств.
В-третьих, имеются никем не оспариваемые документальные материалы, воспоминания, обстоятельные исторические исследо­вания, рисующие нам подлинный облик святой Царской Семьи (книги следователя Соколова, генерала Дитерихса, воспоминание баронессы Буксгевден, гр. Шереметьева, А. Мордвинова, П. Жилья-ра, А. Вырубовой и т. д.). Этих книг — множество, все они в одн:­голос свидетельствуют об их праведной жизни. Клеветнические со­чинения вроде известных «мемуаров» авторства Щеголева и А. Тол­стого убедительно опровергнуты.
Кроме того, о святости Царя-мученика свидетельствовали свя­тые — святитель Николай Велимирович, святой Иоанн Кронштадт­ский, преподобные Нектарий Оптинский, Кукша Одесский, Варна­ва Гефсиманский, Анатолий Оптинский, святитель Иоанн Максимо­вич и многие другие.
А кто прославил Распутина? Какая Церковь, какие святые? На­помним, что Комиссия по канонизации при Священном Синоде са­мым тщательным образом исследовала его жизнь и деятельность и, разумеется, там и близко не было никаких намеков на святость.
Мы имеем свидетельство о том, что такое Распутин, — свиде­тельство новых мучеников наших: преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, священномученика митрополита Владимира Киевского, епископа Ермогена Тобольского, свидетель­ство архиепископа Феофана Полтавского, духовника Царской Се­мьи, человека кристальной чистоты и высокой духовной жизни. Все они оценивают его более чем негативно.
Посмотрите теперь, какими источниками пользуются почита­тели Распутина. Например, приводится множество «слегка под­правленных» рассказов из воспоминаний Матрены Распутиной, Е. Джанумовой, Ф. Юсупова и т. п. В этих воспоминаниях, как изве­стно, рассказы о «чудесном» чередуются с описанием смертных грехов. По какому признаку отличают они «подлинное» от «непод­линного», когда цитируют эти материалы — непонятно.
Большая часть материалов подобрана по принципу «wishfulthinking* — желаемое принимается за действительное. Это следует сказать и о часто цитируемой книге О. Платонова.
Еще один «источник» — высказывания неизвестных лиц: «Один духоносный старец сказал, что Распутин... в совершенстве владел Иисусовой молитвой и приобучил ей также Царя Николая». «У одного старца спросили... и он ответил, что Распутин был иеро­монахом», и т. д. Что это за старцы, почему авторы постеснялись назвать их имена? Ведь вся ценность свидетельства, вся его сила —

в том, что человек объявляет свое имя и этим свидетельствует о действии Божественной благодати в конкретной исторической среде. Ни один уважающий себя человек не принимает в расчет анонимки, тем более столь невероятного содержания.

Невозможно не видеть, что деятельность поклонников Распу­тина — какая-то зловещая пародия на подлинный процесс про­славления святых, и в частности — на собирание материалов к про­славлению Царственных мучеников.
 

        Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.247-250