Пародия на прославление Царственных мучеников. О Григории Распутине. Протоиерей Александр Шаргунов
Вышли в свет две книжки о Григории Распутине, обе по благословению весьма уважаемых людей. Можно найти даже иконки старца Григория. Неужто Церковь готовит канонизацию этого человека?! Есть ли для этого действительно веские причины и доводы? Не окажется ли «король голым»?
Е. И. Кравченко, г. Краснодар
Среди обвинений, которые слышны в адрес почитателей Григория Распутина — то, что они самочинно пишут иконы и составляют акафисты. Уже и то, что они печатают сведения о его чудесах, вменяется им в вину. Но ведь перед канонизацией Царственных мучеников было то же самое! Печатались книги о чудесах по их молитвам. Были написаны иконы, тоже читались акафисты. Все это было еще до канонизации, значит, по-вашему, самочинно?
А. К, г. Москва
Во-первых, действительно, многие в нашей Церкви читали акафисты Царственным страстотерпцам (а также блаженной Ксении, святому праведному Иоанну Кронштадтскому), задолго до их канонизации Московской Патриархией. Иконы Царя-мученика в храмах были еще до прославления их. Но ведь все они уже тогда были прославлены Зарубежной Церковью. Если они святы в част,: Церкви, то и во всей — по крайней мере, как местночтимые святые Благодатность Зарубежной Церкви невозможно отрицать, не рискуя впасть в грех хулы на Духа Святого.
Во-вторых, все материалы в пользу канонизации Царственных мучеников, которые распространялись в последние гол: в церковной среде, все сообщения о чудесах по их молитвам всегда были строго проверены. Не было, в частности, рассказов, взятых и: недостоверных источников, так же как и анонимных свидетельств.
В-третьих, имеются никем не оспариваемые документальные материалы, воспоминания, обстоятельные исторические исследования, рисующие нам подлинный облик святой Царской Семьи (книги следователя Соколова, генерала Дитерихса, воспоминание баронессы Буксгевден, гр. Шереметьева, А. Мордвинова, П. Жилья-ра, А. Вырубовой и т. д.). Этих книг — множество, все они в одн:голос свидетельствуют об их праведной жизни. Клеветнические сочинения вроде известных «мемуаров» авторства Щеголева и А. Толстого убедительно опровергнуты.
Кроме того, о святости Царя-мученика свидетельствовали святые — святитель Николай Велимирович, святой Иоанн Кронштадтский, преподобные Нектарий Оптинский, Кукша Одесский, Варнава Гефсиманский, Анатолий Оптинский, святитель Иоанн Максимович и многие другие.
А кто прославил Распутина? Какая Церковь, какие святые? Напомним, что Комиссия по канонизации при Священном Синоде самым тщательным образом исследовала его жизнь и деятельность и, разумеется, там и близко не было никаких намеков на святость.
Мы имеем свидетельство о том, что такое Распутин, — свидетельство новых мучеников наших: преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, священномученика митрополита Владимира Киевского, епископа Ермогена Тобольского, свидетельство архиепископа Феофана Полтавского, духовника Царской Семьи, человека кристальной чистоты и высокой духовной жизни. Все они оценивают его более чем негативно.
Посмотрите теперь, какими источниками пользуются почитатели Распутина. Например, приводится множество «слегка подправленных» рассказов из воспоминаний Матрены Распутиной, Е. Джанумовой, Ф. Юсупова и т. п. В этих воспоминаниях, как известно, рассказы о «чудесном» чередуются с описанием смертных грехов. По какому признаку отличают они «подлинное» от «неподлинного», когда цитируют эти материалы — непонятно.
Большая часть материалов подобрана по принципу «wishfulthinking* — желаемое принимается за действительное. Это следует сказать и о часто цитируемой книге О. Платонова.
Еще один «источник» — высказывания неизвестных лиц: «Один духоносный старец сказал, что Распутин... в совершенстве владел Иисусовой молитвой и приобучил ей также Царя Николая». «У одного старца спросили... и он ответил, что Распутин был иеромонахом», и т. д. Что это за старцы, почему авторы постеснялись назвать их имена? Ведь вся ценность свидетельства, вся его сила —
в том, что человек объявляет свое имя и этим свидетельствует о действии Божественной благодати в конкретной исторической среде. Ни один уважающий себя человек не принимает в расчет анонимки, тем более столь невероятного содержания.
Невозможно не видеть, что деятельность поклонников Распутина — какая-то зловещая пародия на подлинный процесс прославления святых, и в частности — на собирание материалов к прославлению Царственных мучеников.
Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.247-250
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии