Самочинные толкования Апокалипсиса. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

      В последнее время появилось много брошюр и книг на тему Апо­калипсиса, но часто в них конкретные события современности за уши притянуты к тексту Писания. Толкование их явно столь же дерзновенно, сколь нелепо. То же самое следует сказать о постоянных самоуверенных листовках-лжепророчествах, определяющих конкретные даты войн и всяких бедствий.


О. Леонидов, г. Липецк

 

          Неудивительно, что многие пишут на эту тему. Время, в кото­ром мы живем поистине апокалиптическое. Нормально, когда че­ловек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что чело­век делает это не пропорционально своему духовному росл-То есть когда он хочет сам проникнуть и объяснить тайны Божий в Священном Писании (или у святых, и вообще в мире и в жизни) Затем он учит этим тайнам других людей, в то время, как сам не до­стиг необходимой высоты духовной.

Откуда берутся ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви?

Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде «Жизнь Моисея». Бог запо­ведал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горь­кими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12,8). Это значит, — говорит свя­титель Григорий, — что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему возрасту духовному. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами — то есть со всеми страданиями, с горечью, ко­торую приносит нам жизнь. Потому что «многими скорбями надле­жит нам войти в Царствие Божие» и в постижение тайн его. Речь идет о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании на­рода Божия и единокровных нам братьев, как это было обязатель­но еще в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы «вку­сить и увидеть, что благ Господь»?

А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не по­добает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне — то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зре­лости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати — теми, кто познал благодать.

А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкова­ние Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своею исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский гово­рит, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Хрис­та сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, го­ворят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными го­ловами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!

 

Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.260-261