Самочинные толкования Апокалипсиса. Протоиерей Александр Шаргунов
В последнее время появилось много брошюр и книг на тему Апокалипсиса, но часто в них конкретные события современности за уши притянуты к тексту Писания. Толкование их явно столь же дерзновенно, сколь нелепо. То же самое следует сказать о постоянных самоуверенных листовках-лжепророчествах, определяющих конкретные даты войн и всяких бедствий.
Неудивительно, что многие пишут на эту тему. Время, в котором мы живем поистине апокалиптическое. Нормально, когда человек хочет проникнуть в тайны Священного Писания и вообще в Божественные тайны. Но опасность заключается в том, что человек делает это не пропорционально своему духовному росл-То есть когда он хочет сам проникнуть и объяснить тайны Божий в Священном Писании (или у святых, и вообще в мире и в жизни) Затем он учит этим тайнам других людей, в то время, как сам не достиг необходимой высоты духовной.
Откуда берутся ереси, секты, прелестные состояния, падения, соблазны, отпадения от Церкви?
Святые отцы говорят о таком человеке, что он, находясь за трапезой, хочет грызть кости молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем труде «Жизнь Моисея». Бог заповедал израильтянам как несовершенным вкушать только нежное мясо пасхального агнца, мягкое для зубов, и приправлять его горькими травами. А что касается костей агнца, следует не сокрушать их и не есть, но сжигать в огне (Исх. 12,8). Это значит, — говорит святитель Григорий, — что мы должны давать толкование Священного Писания (и вообще нашей веры в Бога) не иначе как только по нашему возрасту духовному. И что мы должны вкушать эту пищу с горькими травами — то есть со всеми страданиями, с горечью, которую приносит нам жизнь. Потому что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» и в постижение тайн его. Речь идет о наших личных скорбях и о нашем участии в страдании народа Божия и единокровных нам братьев, как это было обязательно еще в Ветхом Завете. Если нет у нас этого, как можем мы «вкусить и увидеть, что благ Господь»?
А что касается глубочайших тайн Священного Писания и Промысла Божия, которые являются крепкими костями, их не подобает вкушать молочными зубами. Их сжигают в огне — то есть они могут быть постигнуты только теми, кто достиг духовной зрелости, душами испытанными. Не только в пламени искушений, но в огне Божественной благодати — теми, кто познал благодать.
А до тех пор мы должны смиренно понимать такое толкование Писания, какое нам предлагают святые отцы, жизнью своею исполнившие Евангелие и потому познавшие смысл его. То, что нам открывает Церковь. Святитель Кирилл Александрийский говорит, что Священное Писание посреди Церкви — как древо жизни посреди рая. Те, кто находится вне Церкви, должны прежде всего увидеть и исповедать с покаянием свою наготу. Если Самого Христа сатана искушал ложным толкованием Священного Писания, говорят святые отцы, то что он может сделать с нашими бедными головами, если мы самонадеянно возьмемся изъяснять его!
Источник: «Последнее оружие». Протоиерей Александр Шаргунов, Москва, изд. «Русский Дом», 2005 г., стр.260-261
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии