Проблемы современного человека в письмах духовников ХХ века. Ч. 6. Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иеромонах Иоанн (Лудищев). Обложка книги

По словам схиигумена Иоанна (Алексеева), руководитель в духовной жизни указывает дорогу, по которой шел сам: "говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но когда вкусят яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Св. Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Руководитель должен быть бесстрастный и иметь дар рассуждения, именно: знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое" [6: 28].

 
ВЫБОР ДУХОВНИКА И ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ
В духовнике, по моему мнению, великое достоинство - простота, неуклонное последование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советует своему духовному чаду не спешить называть духовным отцом "первого встречного священника" [8: 54]. Он просит ходить в церковь, исповедоваться и спрашивать о волнующих вопросах у многих, и только когда человек поймет, что из многих один - самый близкий ему, он может обращаться к нему как к духовнику. По его словам, не всякий священник может быть надежным духовным руководителем и на это надо обратить внимание. В помощь в таком случае отец Иоанн советует взять книги Феофана Затворника. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) постоянно напоминает в своих письмах, что в церковь мы приходим не к священнику, а к Господу, и на исповедь рекомендует идти к тому священнику, который стоит у аналоя, священник - только свидетель твоей исповеди [7: 158].
 
Митрополит Иоанн (Снычев) в письмах к своей духовной дочери, объясняя разницу между духовным руководством и исповедью, пишет: "Чтобы у тебя не было раздвоенности, знай одно, что твой пастырь и руководитель - тот, кто тебя наставляет, и его одного слушайся" [12: 28]. Он разделяет понятия духовного руководства и исповеди. Исповедь существует как Таинство, в котором человек получает разрешение грехов, а руководство - преподавание советов, которыми должно руководствоваться в преодолении страстей. Все сомнения, недоумения, обстоятельства жизни митрополит Иоанн советует открывать своему духовному отцу, а на исповеди каяться в грехах, чтобы получить их разрешение. И тогда не будет двойственности. Отвечая на ее недоумение, пишет: "Я тебя не посылаю к другому священнику с тем, чтобы ты просила у него совета, а посылаю для того, чтобы ты Богу открыла свои пороки и засвидетельствовала свое искреннее раскаяние при свидетеле-иерее. А вот для того, чтобы после греха насаждать добродетели, т.е. укрепить твои добрые намерения, я и даю тебе советы" [12: 51].
 
Владыка объясняет: "Разлука телесная не может означать, что пастырь для тебя потерян. Это не верно. И вдали я по-прежнему продолжаю молиться о тебе и следить за движениями твоего сердца, ума и воли" [12: 27].
 
Во многих письмах духовным чадам архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подчеркивает, что они неверно представляют назначение духовного отца. Духовник не живет за свое чадо, а только помощник, советник и молитвенник, дающий благословение на обдуманное человеком предложение.
 
СОХРАНЕНИЕ ДУХОВНОЙ СВОБОДЫ
 
В твоей воле, кающийся, или жить, или умереть. От твоей свободы и от твоего произволения зависит быть или оправданным, или осужденным.
Преподобный Ефрем Сирин
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет, что рос в другой среде и за всю жизнь не соприкоснулся с "духовным диктатом" и подменой понятий о духовном руководстве. Он с сожалением отмечает, что множество писем, которые к нему приходят, свидетельствует о печальных результатах такого духовничества. Он желает и кающемуся, и священнику, к которому тот обращается, ценить дар духовной свободы, дорожить им, и поясняет, что "это никак не нарушает духовных отношений между духовником и чадом" [8:52]. Никто за нас не может решать жизненно важных вопросов. И, по словам батюшки, даже в прежние времена старцы не командовали "наследием Божиим". Человек сам обдумывает, на что берет благословение. Отец Иоанн приводит трагическое письмо: некоторый духовник распорядился двум солидным супругам жить как брату и сестре и через весьма короткое время потребовал развестись. И это было исполнено. В результате на старости лет у супруга появилась другая "утешительница". Дети осудили материнский "подвиг" и ушли с отцом. Духовник в конце концов прогнал ее от себя, и она обратилась к отцу Иоанну за советом. Отец Иоанн постоянно напоминает, что сейчас бездумно жить нельзя. Бог правит миром, а не люди. Приказов в духовной жизни быть не может. Господь даровал человеку духовную свободу, и Он сам ни в коем случае никогда не лишает человека этой свободы [7: 188].
 
В письмах схиигумена Иоанна (Алексеева) мы находим наставление об осторожном отношении к советам. Он рассказывает об иеромонахе Варнаве, прозорливом старце Троице-Сергиевой лавры: он посоветовал купцу большое дело, которое не оправдалось. Схиигумен Иоанн всегда предлагает только свое мнение, а исполнение совета предоставляет на волю вопрошающего: "Впрочем, усматривай сам или сама" [6: 105]. С сожалением отмечает, что не всегда удается утешить приходящего, и приводит слова преподобного Моисея Скитского, который говорил: "Приходящих ко мне за советами одних утешал, и уходили с пользой душевной. А другим, к стыду моему, ничего не мог сказать на пользу. И уходили не утешенными" [6: 105].
 
Игумен Никон (Воробьев), интересуясь ходом дел своих чад, писал, чтобы и к его мнению относились осмотрительно, а делали как лучше и как благословит Бог, говорит словами Варсонофия Великого: "Из хода дел разумевайте волю Божию" [15: 58].
 
Протоиерей Валерий Поведский отмечал, что и в древних монастырях при исключительно умелом руководстве многое остается человеку на свое усмотрение и рассуждение. Он приводит в пример слова аввы Дорофея, который в одном поучении говорит братии о послушании: советует делать дело, уступая мнению другого брата, чтобы сохранить мирное состояние, даже если само дело не будет выполнено благодаря неверному взгляду, предложенному другим [19: 115].
 
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
 
Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения к ближним.
Святитель Игнатий Брянчанинов
В письмах духовников мы встречаем ответы на вопросы о проблемах, которые возникают во взаимоотношениях между людьми.
 
 
НЕТЕРПИМОСТЬ
 
Если у тебя нет терпения по отношению к твоему ближнему, то как будет терпеть тебя Бог?
Святитель Иоанн Златоуст
Часто человек, пришедший к вере, пытаясь исправить других, приступает к этому слишком ревностно.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал, что, вразумляя человека, надо так сказать, чтобы он услышал и раскаялся. "А уж с высоты нашей неправды только о себе можно говорить, о других же молчать и слезы лить, все предавая Богу" [7: 80]. Он обращает внимание духовного чада, что тот сам на опыте знает, как трудно побороть и одну страсть, даже понимая, осознавая ее в себе, поэтому с людьми надо быть очень терпеливым.
 
Схиигумен Иоанн (Алексеев) напоминает, когда мы подвержены страстям - самомнения, тщеславия, гнева, лукавства и гордости - то под влиянием их считаем, что все люди виноваты и нехороши. Он пишет: "мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любовь и справедливость, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми… без Божьей помощи не можем умиротвориться сами и других умиротворить" [6: 37].
 
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: "Для того чтобы Вы пришли к Богу сознательно и с любовью, Вам потребовалась целая жизнь, а ведь нельзя сказать, что в Вас не были заложены основы веры. Вот и сыночка своего поймите" [8: 19].
 
Он объясняет: непонимание возникает, когда мы пытаемся насаждать в людях то, что принять сейчас они не могут. Духовной дочери он говорит, что ее сын сейчас руководствуется страстями и надо покрыть его немощь любовью и молиться о нем, и "его, верно, как и Вас, приведут к Богу скорби" [8: 19].
 
Схиигумен Иоанн (Алексеев) не советует своему духовному чаду тужить о крестнице и считать ее уже погибшей. Господь Иисус Христос снишел с неба на землю и принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных. Господь по Своему милосердию милует и прощает, а ты, пишет он, "хочешь ругать свою крестницу; ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Св. отцы очень милостиво обращались с грешниками, они говорили: "если увидишь грешных, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай их". Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка и забыла прежние годы, и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся как можно с ней ласково, с таким обращением не погрешишь" [6: 68].
 
Игумен Никон (Воробьев) советует людям при совместном деле предложить свое мнение, как следует его исполнить, и если не послушают, "предоставить дело воле Божией, пусть делают, как хотят" [15: 62].
 
ВРАЖДА
 
Не имей ни с кем вражды, если можно, даже и на один час; никогда не засыпай, имея с кем-нибудь вражду, чтобы ночь не разлучила вас друг с другом, и чтобы тебе не подпасть неумолимому осуждению.
Преподобный Ефрем Сирин
Схиигумен Иоанн (Алексеев) одному своему духовному чаду, которая имела вражду с родной теткой, писал, что это очень печально, потому что, когда мы в подобном состоянии, наши добродетели не угодны Богу и молитва наша напрасна. Если внимательно рассмотреть себя в таких случаях, то мы обязательно найдем свою вину, хотя бы был виноват и другой человек. Он просит: "Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь" [6; 113].
 
Отец Иоанн приводит пример из церковной истории: были очень большие друзья, священник Саприкий и мирянин Никифор. Дьявол навел на них такую вражду, что они никак не могли примириться. В то время было гонение на христиан, и священник Саприкий претерпел много мучений. Его приговорили к смертной казни. Никифор просил священника простить его ради Христа, но жестокий священник не простил и в результате отрекся от Христа, а Никифор объявил себя христианином, и ему отрубили голову. Вот какой тяжкий грех вражда. И, пытаясь вразумить свое чадо, схиигумен Иоанн запрещает писать к себе, пока та не примирится.
По словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), если "бывает, что к друзьям появляются злые чувства, то это враг, несомненно, желает поссорить, разъединить. Нужно скорее помолиться за другого человека и вспомнить, привести себе на память то, что есть в нем доброго, хорошего" [5: 255].
 
Митрополит Антоний Сурожский описывает, как ему пришлось исповедывать умирающую женщину, которая отказывалась примириться со своим родственником. Он дал ей два часа для примирения, отказываясь без этого ее причащать, несмотря на то, что она умирала. Она осознала за это время, что с ней происходит, примирилась, и Владыка напутствовал ее христианскими таинствами [2: 149].
 
Игумен Никон Воробьев писал двум своим духовным дочерям, которые сильно раздражались друг на друга, что им надо преодолевать характер и больше думать о будущей жизни. Он указывает им, что из-за работы и материальных причин они забывают и Бога, и вечную жизнь; готовы в слепом раздражении на что угодно, не хотят помолчать, потерпеть, попросить прощения друг у друга. Отец Никон напоминает им слова Священного Писания: "Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6, 2).
 
Тот, кто больше понимает и знает, должен считаться с другим, терпеть его недостатки и ради спасения своего и ближнего уступить, попросить прощения, хотя бы и не был виновен [15: 56]. Наставляя в течение нескольких лет, духовный отец постоянно напоминал чадам, что если не могут удержаться от ссор, то потом должны искренне каяться и остерегаться новых вспышек. Он не советовал разрывать отношения, писал, что спасение одного человека связано со спасением другого, просил, чтобы учились уступать, хотя бы и дело страдало. Во всех своих поступках мы должны стремиться исполнить волю Божию, то есть направить все силы на сохранение мира.
 
ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ
 
Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф. 5, 13)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) пишет: "Верующие должны быть солью земли и не замыкаться от людей" [7: 86].
 
Проповедь ведется не столько словом, сколько самой жизнью, терпением и любовью к страждущим и заблудшим людям.
 
Схиигумен Иоанн (Алексеев) одну из своих духовных чад наставлял, чтобы она, когда ходит в гости, не отделялась от других, но была внимательна к себе и имела присутствие Божие и не удивлялась, что смотрят "дико, когда что говоришь им, ибо у них понятия другие, чем у тебя; умудряйся, говори сообразно с их устроением" [6: 39]. Своими переживаниями не советует делиться, если нет опытного человека.
 
Когда замечаем, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, нужно по возможности уклоняться от них, не смущаясь, если будут этим недовольны [6: 24].
 
РАЗЛУКА С БЛИЗКИМИ
 
Мы здесь на земле - странники: и хорошее, и худое положение человека мимоидет яко сон. Сокровище наше - Господь.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Тяжело переживают люди разлуку с близкими. Епископ Афанасий (Сахаров), долгое время проживший в ссылке, потом в доме инвалидов, писал: "Так грустно быть в разлуке с близкими, так хотелось бы утешиться личным общением, беседою, не при посредстве чернил и пера, а усты к устам, но... Но и эта жертва от нас... И какое великое утешение вера наша! Мы и в бедах не унываем, и в скорбях благодушествуем. Разлученные телесно, утешаемся общением духовным, молитвенным. Не теряем надежды встретиться здесь, но если бы сего не случилось, уповаем, что за скорбь земной разлуки Господь утешит нас радостью вечного общения в Его горних обителях" [3: 192].
 
Он пишет, что грустно, когда не удается повидаться с близкими, но это происходит не без Божией воли. "Потерпим все Господа ради... А духовного молитвенного общения никто нас лишить не может, .... как вчера мы пели в честь первоверховных апостолов " разделенныя телесы и соединенныя духом"" [3: 188].

Библиография
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);
2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;
3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;
4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;
5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;
6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;
7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;
8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;
9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;
10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;
11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;
12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;
13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;
14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.
15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;
16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;
17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;
18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;
19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;
20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;
21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;
22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);
23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;
24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр..

Источник: Православие. ru