Проблемы современного человека в письмах духовников ХХ века. Ч. 7. Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иеромонах Иоанн (Лудищев). Обложка книги

ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшего развития. В числе правил этого Божественного установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому рассматриванию и испытанию.
Святитель Игнатий Брянчанинов

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) постоянно напоминает: "выбор жизненного пути каждый человек должен делать непременно сам. И это для того, чтобы никто не мог спрятаться за чужую спину" [7: 84].

Два пути благословлены Богом - семейный и одинокий - монашеский. И оба эти пути крестные. Тот, кто выбирает свой путь, не должен "двоиться и раскачиваться между миром и монастырем". В своих письмах отец Иоанн постоянно указывает, что мы разучились обдумывать свои поступки и их последствия. Человеку, выбирающему между миром и монастырем, он советовал ознакомиться с творениями св. Иоанна Златоуста о семье и браке и с подвигами монашеской жизни из писаний Отцов.
 
Одну свою духовную дочь он просит повременить с попытками исполнения желания уйти в монастырь, объясняя, что в ней нет решительного и ответственного выбора, и советует получить пока специальность, которая пригодится и в миру, и в обители.
 
Каждый человек ответственен перед Богом и людьми за тот выбор, который он делает. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в одном из своих писем пишет, что рассуждение и ответственность необходимо иметь и в делах житейских, и в духовной жизни. Своей духовной дочери он говорит, нельзя забывать о том, что мы получили в жизни от Бога, в том числе и об образовании, и заниматься, имея другие возможности, безответственным простым делом (мытьем полов), из-за чего рождается материальная и духовная неопределенность. Он напоминает об обязанностях матери перед дочерью, которые состоят в том, чтобы дать ребенку реальное представление о предстоящем подвиге жизни и снабдить специальностью, мастерством, которым можно будет жить [7: 72]. В письмах он постоянно напоминает, что, имея многие обязанности перед семьей и окружающими, мы часто безответственно ищем иного, мечтательного пути и подвига.
 
Отец Иоанн пишет, что только после того, как состоится выбор самого человека, должно последовать благословение родительское и духовника.
 
 
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ …
Семейные отношения должны быть подчиняемы духовным потребностям.
Святитель Феофан Затворник
В письмах духовников ХХ века мы встречаем множество проблем, с которыми сталкивается современная семья. Прежде всего, отсутствие понятия о семье и ее назначении. Семья - малая Церковь, живущая по Евангельским заповедям, и, по словам архимандрита Иоанна (Крестьянкина), "спасение всей семьи - жизнь в Боге всей семьи" [7: 197].
 
Христианский брак скрепляется таинством венчания, к которому надо идти ответственно и сознательно, потому что оно ко многому обязывает. Даются обеты любви, верности и послушания, необходимые для выполнения в течение всей жизни. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), указывая на ответственность этого таинства, пишет, что вино, смешанное с водой, во время венчания пьют из общей чаши до конца. "Вино - это радости совместной жизни, вода - общие горести, беды, боли. Но мы чашу-то выпили, а жизнью не хотим подтвердить данный Богу обет" [7: 203].
 
В семейной жизни схиархимандрит Виталий (Сидоренко) советует своей духовной дочери нести крест с благодарением: "Надо любить, терпеть, молчать, благодарить" [17: 185].
 
Протоиерей Алексей Мечев напоминает, что в семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и такое отношение членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют: "каждому из них без других жить невозможно" [23: 114].
 
Пастыри постоянно напоминают, счастье человеческое состоит в единении с Богом, исполнении Его спасительных заповедей, решать свои жизненно важные семейные проблемы можно только с этой позиции.
 
ПРОБЛЕМЫ ПРИ СОЗДАНИИ СЕМЬИ
Те (жены), которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.
Святитель Иоанн Златоуст
Отец Иоанн (Крестьянкин) в одном из писем людям, желающим создать семью, говорит, что не следует спешить с супружеством, когда еще масса дурных привычек мешает познать самого себя, как христианина. И в период духовной брани и становления лучше не связывать себя узами брака, на который обязательно берется благословение, во-первых - родителей, во-вторых, духовника. Надо попробовать "испытать себя в чистой дружбе - она должна лечь в фундамент чистой семьи" [7: 198].
 
Он предупреждает и о том, что в основу зарождающейся семьи нельзя закладывать грех преждевременного сближения: "Берегите друг друга. Если в основу будущей семьи положен грех, то уже ничего хорошего ждать не приходится. А торопиться со свадьбой не надо" [8: 199]. Счастливая семья выращивается терпеливо и многими трудами обеих сторон. Чтобы проверить чувства будущих супругов, их ответственность перед Богом за создание семьи, отец Иоанн предлагает двухлетний "испытательный срок". Только воспитав в себе христианское терпение, смирение и любовь, можно соединить свою жизнь с жизнью другого человека.
Московский старец протоиерей Алексей Мечев писал: "Брачующиеся должны главным образом преследовать не красоту внешнюю, как мало ценную, но красоту душевную, которая дороже всего". Нужно научиться покрывать взаимные недостатки любовью и тогда через такое "отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположны друг к другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух" [23: 121].
 
Очень внимательно относится отец Иоанн (Крестьянкин) к благословению на брак с неверующими людьми и иноверцами. Как человек, проживший долгую жизнь и много повидавший в ней, как священник и как духовник, он прекрасно знает, что выходить замуж за неверующего - крест весьма тяжелый, а для многих и непосильный. Такой брак не будет христианским, так как не будет созидаться домашняя церковь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в ответе на письменную просьбу о благословении на такой брак пишет: "Вы как супруг не сможете мириться с инакомыслием подруги, по праву требуя понимания и сочувствия от нее во всем. Каким бы хорошим человеком по своим человеческим душевным качествам Вы ни были, отсутствие христианского стержня в мировоззрении не позволит мне поднять руку на благословение, да оно Вам и не нужно" [7: 217].
 
В этом же письме отец Иоанн замечает, что никого не связывает своим словом и каждый человек свободен в решении дальнейшей жизни. Не судит он и о состоянии домашней церкви будущей супруги, и о том, кто и какой крест в ней несет. Но есть крест во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, потому что нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение. "Смею думать, что именно таким самодельным крестом было бы это замужество", - пишет отец Иоанн [7: 217].
 
Предостерегает отец Иоанн (Крестьянкин) и от браков, в которых один из супругов уже имел несколько семей и не сохранил никакой ответственности перед ними.
 
"Сколько жен у твоего друга? - спрашивает отец Иоанн духовную дочь. - И почему ты думаешь, что будешь лучше их... одну любил, другую осчастливил ребеночком, третью убаюкал перспективой любви" [8: 205].
В другом письме отец Иоанн сердечно укоряет обращающуюся к нему женщину: "А планы, планы-то каковы? Тайное венчание с чужим мужем. Да верующий ли Вы человек-то? Если так можете думать и такое говорить" [8: 41].
 
Очень осторожно батюшка относится к бракам, в которых супруги сильно различаются по возрасту: "А ведь Ваша влюблённость - искушение для Вас. Такие неравные браки и раньше, при более здоровой нравственности, никому счастья не приносили, а уж ныне это и совсем идти на верную гибель и невыносимые страдания. Да и каноны церковные надо бы знать - ведь возможная разница в возрасте ± 5 лет, больше недопустимо. Так что оставьте свою влюблённость как ненужное Вам искушение" [8: 32].
 
ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст
Среди причин возникающих семейных проблем есть такие, как супружеская неверность, неправильное понимание духовного подвига одним из супругов, отсутствие материального обеспечения семьи, браки с иноверцами, пьянство...
 
СУПРУЖЕСКАЯ НЕВЕРНОСТЬ
Как рассекать плоть есть дело преступное, так и разлучаться с женою - дело беззаконное.
Святитель Иоанн Златоуст
Во многих письмах мы видим старание духовников сохранить семью от распада при возникающих, порой очень сложных, проблемах. За семью надо бороться терпением и уступчивостью, а разводы разбивают жизнь не только супругов, но и детей. Поэтому надо сделать все, чтобы сохранить семью.
 
Схиигумен Иоанн (Алексеев) успокаивает христианку, переживающую супружескую измену: "Не отчаивайся, не унывай, успокойся. Грех и беда с кем не была, говорит русская пословица. Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись; Господь по Своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность" [6: 61]. Напоминает ей о праведном Лоте, которого дочери опоили, чтобы зачать от него детей. Духовник просит страдающую женщину не укорять мужа и не напоминать ему об этом искушении, потому что так она исполнит Евангельскую заповедь. "Если так поступишь, - пишет схиигумен Иоанн (Алексеев), - тогда молитва у тебя чище пойдет. Покрой грехи ближнего и Господь покроет твои грехи" [6: 62].
 
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин), отвечая на письмо о супружеской неверности жены, пишет, что "так жить нельзя. Любовь втроем - грех великий" [8: 191]. Он советует приложить все усилия, чтобы сохранить семью, молиться о супруге и часто причащаться. Батюшка советует поговорить с ней и объяснить, что надежды на создание новой семьи в таком возрасте у нее нет, и прежде, чем зачеркивать всю свою земную жизнь и бросаться в омут погибели, надо хорошо подумать. "Да и наказания за ее заблуждения от Бога последуют вскоре - это современные тяжкие болезни. Ведь когда это случится, ей некому будет воды подать". Письмо он просит показать супруге, обещает свои молитвы, оценивает происшедшее как "страшное помрачение, а муки, которые нашли, есть уже преддверие ада".
 
В другом своем письме супругам, с легкостью относящимся к нарушению супружеской верности, отец Иоанн (Крестьянкин) указывает, что они не думают о своем будущем, что жизнь коротка и впереди - вечность, пора очнуться от греховного сна и задуматься о себе. "Если жена не помышляет о восстановлении семьи, то не препятствуйте ей в разводе и расторгните и церковный брак у Архиерея... когда станете свободным, будете думать о создании новой семьи, но пока вы не разведены, не губите свою-то жизнь смертными грехами. По канонам святых отцов тот, кто является инициатором распада семьи, должен оставаться один, а тот, кто обижен, может вновь создать семью" [8: 202].
 
В одном из своих писем отцу Иоанну (Крестьянкину) приходится вразумлять священнослужителя. Батюшка пишет, что начался духовный экзамен для супругов, и пришло время провести качественный анализ их веры и служения Господу. Случился конфликт в семье, следует помолиться и приложить все силы для сохранения семьи, "и ни о какой помощнице - утешительнице и помышлять нельзя. Грешно. Гибельно" [8: 191]. Решить вопрос об уходе в монастырь возможно только тогда, когда супруга создаст свою другую семью. Заканчивая письмо, архимандрит Иоанн пишет: "Дорогой батюшка, это ведь для Вас та самая печать, которой все боятся, и без устрашающих трех шестерок".

Библиография
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);
2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;
3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;
4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;
5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;
6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;
7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;
8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;
9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;
10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;
11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;
12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;
13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;
14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.
15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;
16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;
17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;
18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;
19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;
20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;
21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;
22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);
23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;
24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр..

Источник: Православие. ru