Проблемы современного человека в письмах духовников ХХ века. Ч. 4. Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игумен Никон (Воробьёв)

 

ВОСПОМИНАНИЕ ПРЕЖНИХ ГРЕХОВ
Но не слишком увлекайся воспоминаниями о сделанных тобою проступках, чтобы не возобновились в тебе грехи твои.
Преподобный авва Исаия

Наше прошлое и все, что мы пережили, никогда не исчезает бесследно, и воспоминания о прежней греховной жизни часто смущают людей. Воображение и память порой приводят человека в сильное смятение, старые грехи «точно молотом ударят по голове». Когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, по словам схиигумена Иоанна (Алексеева), это «уже явно враг старается возмутить душу» [6: 64]. Он советует не слушать его, успокоиться, не усиливать смятение, не унывать, а стараться молитвой отогнать подобные возмущающую душу мысли, помня слова, которые Дух Святый говорит через пророка Иезекииля: «если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (Иез. 33, 16).

Схиигумен Иоанн людям, которые смущаются при воспоминании о своих прежних грехах, приводит слова преподобного Марка: «Прежние грехи, будучи воспоминаемы по виду, вредят благонадежного. Ибо, если они приносят с собой печаль, то удаляют от надежды, а, представившись без печали, влагают внутрь прежнюю скверну» [6: 72].
 
Архиепископ Иоанн (Шаховской) человеку, который сомневается, простил ли Господь исповеданные грехи, пишет, что если «они исповеданы с полной верой, то простил без сомнения» [13: 125]. Если «мучают старые грехи», то это или полезное напоминание о своей бывшей греховности, когда мы зазнаемся в чем-либо, или так обнаруживается недостаток веры в совершившееся Божие прощение. Сомнение в прощении бывает искушением от лукавого.
 
ПОДВИГ СОВРЕМЕННОГО ХРИСТИАНИНА
Претерпи трудность подвига, в который ты введен для испытания, чтобы принять венец от Бога и упокоиться по исходе из мира сего.
Преподобный Исаак Сирин
 
Игумен Никон (Воробьев) приводит мнение святителя Игнатия Брянчанинова: нашему времени дан особый путь спасения, соответственно состоянию всего человечества. Подвиг должен состоять в сохранении веры, безропотного терпения скорбей и искушений, в осознании своей немощи и смирении. Этот подвиг — сознавать свои грехи и бессилие, каяться в них и терпеть без ропота все, что Господь попустит — мы можем совершить, только испрашивая постоянно помощи от Господа. Нашему времени нельзя дать подвигов вследствие гордости, проникшей в каждого человека. «Видя постоянно свои недостатки, желающий может смириться. Самые скорби он тогда будет принимать как благоразумный разбойник — достойное по делам нашим приемлем» [15: 305].
 
Одному из своих духовных чад архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал: «Молюсь о Вас неизменно. И Ваших молитв прошу о моем убожестве и немощи. Сяду рядком с Вами и в унисон Вам запою, что и правило не исполняю, как хотелось бы, и богомыслием заниматься обстановка не позволяет. Но все стенания разбиваются о недвижимый камень веры "так надо", тако Богу изволися.
 
Живи не как хочется, но как Бог велит. А уж так хорошо видишь во всем этом свое бессилие, так легко возникает самоукорение, а за ним и смирение недалеко следует. И надежда одна на Милость Божию остается. А это как раз то, что и надо» [8: 25].
 
В другом своем письме он предупреждает: «Дорогая моя, в наше время никак нельзя браться за подвиг, да еще самочинно — гордыня до такой степени помрачила умы и чувства, что ничего, кроме пагубы, эти подвиги не дают» [7: 67].
 
«Явные страсти человек видит, также и вред от них, и бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека» [15: 217].
 
Развитие греха и искажение жизни происходит постепенно: помрачение ума, расслабление воли, искажение совести и растление тела. По словам отца  Иоанна (Крестьянкина), требуется «много трудов и потов, чтобы восстановить хилую, больную волю. Трудитесь! Цена велика — спасение или гибель души» [7: 70].
Схиигумен Иоанн (Алексеев) в  своих письмах предупреждает: «Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков (как таких, которых многие остерегаются и боятся) избегают: но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол, сребролюбие". Некоторым это, может быть, будет не понятно и не вместимо» [6: 189]
 
Он приводит слова преподобного Ефрема Сирина, который говорит, что тяжелые душевные пороки  пагубнее телесных, и это ускользает от многих разумных.
 
ТРУДНОСТИ МОЛИТВЕННОГО ПОДВИГА
Правильности молитвы и преуспеянию в ней противодействует наше поврежденное естество и падшие ангелы.
Святитель Игнатий Брянчанинов  
 
Приведем здесь отрывки из писем схиигумена Иоанна (Алексеева) о великом духовном подвиге — молитве: «Правильно твое замечание, что "от молитвы ничего не ждать". При молитве надо себя держать в большем непотребстве, и если появятся теплота и слезы, не мечтать о себе что-то высокое; пусть они приходят и уходят без нашего принуждения, но не смущайся, когда они пресекаются, иначе и не бывает» [6: 6].
 
Отец Иоанн всегда подчеркивал, что молитва — самый трудный подвиг, она до последнего вздоха человека сопряжена с тяжкой духовной борьбой. При этом Господь, по Своему милосердию, временами дает и утешение молитвеннику, чтобы тот не ослабевал. Батюшка отмечал, что молитвенное домашнее правило необходимо определять, сообразуясь со временем, при этом не становясь рабом правила и избегая торопливости.
 
«Ты посмотрела бы, как я утром встаю, точно младенец, который только что учится ходить, потом раскачаюсь и хожу; служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре. Все же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходится все больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, св. Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно, Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание — душа молитвы» [6: 109].
 
Он приводит слова преподобного Агафона: «Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы» [6: 7]. Схиигумен Иоанн (Алексеев) благословляет своей духовной дочери упражнения в молитве Иисусовой, но просит сохранять внимание. На работе и при людях советует иметь память Божию, умно предстоять перед Богом. Остерегает от стремления к непрестанной умно сердечной молитве, объясняя, что в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. В молитве должен быть труд, а успех зависит от благодати.
 
В ряде писем он замечает духовным чадам, чтобы не унывали, когда не исполнят все свое правило: «Не смущайся, не будь рабом правилу. Держи правило мытарево: "Боже, милостив буди мне грешной" и имей память Божию, это заменит все правила» [6: 25].
 
Одной своей духовной дочери, которая жаловалась на утрату молитвы, говорит, что молитва у нее раньше была мечтательной, а теперь она увидела свое состояние.
 
Чем больше человек приближается к Богу, тем более грешным видит себя. Схиигумен приводит слова святого Петра Дамаскина: «Если человек увидит свои грехи как песок морской, то в этом состоит здравие души» [6: 106].
 
ПОСТ
Истинный бо и прямой пост есть воздержание от всякого зла.
Святитель Тихон Задонский
 
Рассказывая о посте своей духовной дочери, схиигумен Иоанн (Алексеев), пишет, что мы должны иметь послушание Церкви, в точности выполнять, что она заповедала. Если по немощи не исполним, нужно укорить себя и каяться.
 
Он приводит слова, которые св. Церковь воспевает на первой неделе великого поста: "истинный пост есть злых отчуждение, воздержания языка, ярости отложения, похотей отлучения, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный". «Потому никто не был осужден за одно употребление пищи, и если ядущие осуждаются, то это потому, что с употреблением пищи соединяется, или последует за этим предосудительное» [6: 53].
 

Библиография
1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами. — М.: Российское Библейское Общество, 1995. — 1376 с. ил. + Прил. (988 — 1008, 1347 — 1376 с.);
2. Антоний Сурожский, митр. Труды. М.: Практика, 2002. — 1080 с., 51 илл.;
3. Афанасий (Сахаров), свт. Собрание писем. — М.: Правило веры, 2001. — 752 с.;
4. Вениамин (Милов), еп. Дневник инока. Письма из ссылки. — Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. — 304, фотогр.;
5. Душе милующей. Как спастись в современном мире. Духовные наставления подвижников благочестия нашего времени. — М.: панагия; Ковчег, 2002. — 400 с.;
6. Иоанн (Алексеев), схиигумен. Письма. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 192 с.;
7. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2000 — 312 с.;
8. Иоанн (Крестьянкин), архим. Письма. — Выпуск 2. — Б. м.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2002, — 288, фоторг.;
9. Иоанн Лествичник, преп. Лествица или скрижали духовные в русском переводе с алфавитным указателем. — М.: Сретенский монастырь; Троицкое слово, 1999. — 416 с.;
10. Иоанн (Маслов), схиархим. Избранные письма и проповеди. — М.: Самшит-издат, 2003.-190 с.;
11. Иоанн (Маслов), схиархим. Слово перед исповедью. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. — 112 с.;
12. Иоанн (Снычев), митр. Дай мне твое сердце. Письма духовным чадам. — СПб.: Царское дело, 1997. — 350 с.;
13. Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). О тайне человеческой жизни. — М.: Лодья, 1999. — 192 с.;
14. Иосиф, митр. Алма-Атинский и Казахстанский. Свет радости в мире печали. М.: Паломник, 2004. — 688 с.
15. Никон (Воробьев), игумен. Нам оставлено покаяние. — 2-е изд., испр., доп. — М.: Б. и, 2002. — 478 с.;
16. Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. — М.: Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 488 с.;
17. О жизни схиархимандрита Виталия. Воспоминания духовных чад. Письма. Поучения. — М.: Новоспасский монастырь, 2002. — 208 с.;
18. Отец Всеволод Шпиллер. Страницы жизни в сохранившихся письмах. / сост. и коммент. Ивана Всеволодовича Шпиллера. — Красноярск: Енисейский благовест, 2002. — 592 с., ил;
19. Поведский Валерий, протоиерей. Таллинский пастырь. Письма Проповеди. Воспоминания — Б. м.: Православное издательское общество священномученика Исидора Юрьевского; Таллинская Никольская Церковь, 2001. — 288;
20. Савва, схиигумен. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления Молитвы на всякую потребу. — М.: Трифонов Печерский монастырь; Ковчег, 2004. — 928 с.;
21. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. — 4-е изд. — М.: Калифорния: Российское Отделение Валаамского Общеаства Америки; Братство преподобного Германа Аляскинского Платина, 2003. — 700 с., фотогр.;
22. Смирнова М. Великовражский старец протоиерей Григорий Долбунов: Житие. Чудеса. Поучения. — М.: Лепта-Пресс, 2003. — 368 с., 8 ил. (Лики святости);
23. Фомин С. Пастырь добрый Жизнь и труды Московского старца Протоиерея Алексея Мечева. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: Серда-Пресс, 2000. — 768 с.;
24. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века / Составители Ю. Г. Малков и П. Ю. Малков. — М.: Правило веры, 2003. — 560 с., фотогр..

Источник Православие. ru