6 пункт

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Саммит

"Проведение межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам "большой восьмерки", что является признанием их власти".

Признание их власти неизбежно в силу того, что они ею реально обладают, следовательно, мы должны исполнять апостольскую заповедь: всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1). И даже если они не православные, в гражданских делах мы должны подчиняться им так же, как подчинялся пророк Даниил язычнику Навуходоносору, как подчинялись мученики Фивейского легиона антихристианину Галерию, как подчинялся прп. Иоанн Дамаскин мусульманину-халифу, а свт. Григорий Палама - султану, как подчинялся прп. Максим Грек (во время своей учебы в Италии) католическому королю, как подчинялся свт. Николай Японский императору-синтоисту, как подчинялся свт. Тихон Московский президенту-протестанту, как подчинялись мученики китайские императору-конфуцианину, как подчинялись мученики и исповедники российские коммунистической безбожной власти, отдавая всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13:7). И среди обязанностей архиерея по отношению к своей пастве апостол Павел упоминает такую: напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям (Тит. 3:1).

Лишь в двух вещах мы, следуя Св. Преданию, должны, не отрицая, впрочем, самой их власти, оказать неподчинение: если правитель призывает нас отречься от веры нашей или принуждает совершить грех. Слава Богу, ни того, ни другого ни один лидер "большой восьмерки" от нас не требует. А то, что они вместе встречаются и имеют общение для совместного решения проблем, вполне естественно, о чем писал еще свт. Николай Мистик: "Всякая земная власть и господство зависят от господства и власти свыше; и нет ни власти, ни правителя среди людей, по собственной проницательности получившего господство на земле, если только не согласится на [это] получение сущий в вышних Властитель, Вождь и единый Правитель. Поэтому следовало бы, если возможно, всем тем, кто получил в удел господство среди людей, если бы даже ничто другое не побуждало к общению друг с другом и к беседе на словах, уже из-за одного того, что дар власти мы получили от Одного, не пропуская и одного дня, совершать общение друг с другом" (письмо 1).
То, что к правителям, в том числе и зарубежным и неправославным, архиереи пишут обращения, тоже вполне естественно, достаточно посмотреть, к примеру, переписку свт. Фотия Константинопольского.
"Большая восьмерка" является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, т. е. антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно".
 
Всячески соглашаясь с авторами письма в их неприятии масонского зловерия, приходится тем не менее констатировать, что само обвинение, выдвинутое здесь против глав России, США, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Италии и Японии, очень серьезное и нуждается в столь же серьезных доказательствах.
Хорошо известно, что масонство - это особая религиозная система, несовместимая с христианством. Об этом говорят и сами масоны: "Напомним, что христианство и масонство абсолютно непримиримы, - настолько, что примкнуть к одному, означает порвать с другим" (Конвент Великого Востока Франции, 1903 г.), "ни один масон не может быть выбран членом Совета Ордена, если он предварительно письменно не обязуется за себя и своих несовершеннолетних детей не исполнять христианских обрядов" (Конвент Великого Востока Франции, 1893 г.). Некоторые ложи, впрочем, высказывали более мягкую позицию в отношении к христианству и декларируют определенную терпимость к нему, но для нас это не имеет значения в свете того отношения к масонству, какое засвидетельствовало христианство.
 
Еще предстоятель Кипрской Православной Церкви архиепископ Киприан в послании от 2 февраля 1815 г. выступил с осуждением масонства[6], а позднее это было закреплено соборно, когда Собор Элладской Православной Церкви 1933 года постановил: "Масонство не есть просто филантропическое общество или философская школа, но представляет систему посвящения, напоминающую древние языческие религии посвящения, из которых оно исходит и продолжением и возрождением которых оно является... масонство есть религия посвящения, совершенно отличная от религии христианской и чуждая ей... Масонство имеет свои "храмы добродетели и разума"... свои собственные религиозные церемонии... ритуальные посвящения, иерархический порядок, дисциплину... Масонство не может согласоваться с Христианством... поэтому верные сыны Церкви обладая истиной, явленной через Господа нашего Иисуса Христа, должны избегать масонства и не отпадать от благодати Христовой, становясь участниками мистерий. Совершенно недопустимо, чтобы кто-либо принадлежал Христу и в то же время искал спасения и нравственного совершенства вне Его".
 
Аналогичное решение было принято и собором Русской митрополии (ныне - Православной Церкви в Америке) в 1960 г.: "Все священники должны наставлять своих прихожан, состоящих в масонских ложах, чтобы они покаялись и оставили масонство. Отказавшиеся сделать это должны быть отлучены от причастия". В 1972 г. Александрийский патриарх Николай VI заявил: "Я осуждаю масонство, как религию... Примкнуть к масонству означает порвать с христианством и, вступив в легионы нечестивого, бороться против Завета Христа". Также Сербская Православная Церковь добавила масонство к списку верований, от которых нужно отрекаться приходящему в Православие.
 
Что касается римо-католиков, то еще в 1738 г. была издана булла папы Климента ХII, согласно которой всем католикам запрещается быть членами масонских сборищ под угрозой отлучения, а епископам и инквизиторам вменялось в обязанность искоренять масонство повсюду. С точки зрения католиков стать масоном значило вступить в союз с дьяволом и влекло за собой отлучение от Церкви. Это неоднократно подтверждалось их высшей властью, вплоть до папы Льва XIII, который в энциклике 1884 г. обвинял масонство в том, что оно является антихристианским движением и заговором для того, чтобы учредить мировое господство натурализма на развалинах Церкви.
 
Среди протестантов подобную позицию заняли лютеранская, методистская и пресвитерианская общины, официально заявившие, что масонство несовместимо с христианством[7].
А теперь давайте посмотрим на то, каких религий придерживаются участники встречи "большой восьмерки" 2006 г. согласно их собственному признанию, подтвержденному публичными проявлениями религиозной жизни:
 
президент России Владимир Путин - православный христианин
президент США Джордж Буш - методист
премьер-министр Великобритании Тони Блэр - англиканин
премьер-министр Канады Стивен Харпер - пресвитерианин
президент Франции Жак Ширак - католик
федеральный канцлер Германии Ангела Маркель - лютеранка
председатель Совета министров Италии Романо Проди - католик
премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми – синтоист
В каноническом церковном праве действует презумпция невиновности. Это значит, что если, допустим, Дзюнъитиро Коидзуми заявляет, что исповедует синтоизм, то мы ему верим и считаем синтоистом, пока не доказано обратное. И не он должен доказывать, что не является масоном, а его обвинители должны предъявить четкие и убедительные доказательства, что он на самом деле масон. Если же они не могут или не хотят их представить, то в таком случае обвинители, как минимум, грешат против девятой заповеди[8].
До предоставления надежных доказательств того, что "большая восьмерка" является органом мирового масонского правительства", мне представляется крайне сомнительным справедливость этого утверждения.
Безусловно, масонство - это ересь и вместе с тем организация, стремящаяся ко всемирному распространению своего лжеучения в ущерб христианству[9]. Однако это далеко не единственное учение и религиозная организация, ставящая перед собою те же цели и имеющая те же особенности. Внимательное наблюдение за событиями позволяет увидеть, что в настоящее время существует несколько враждебных друг другу глобализационных сценариев, которые развиваются одновременно, и сказать, какой именно из них победит, затруднительно.
 
Но точно можно сказать, что миф о вездеприсутствии и всемогуществе масонов, насаждаемый в первую очередь ими самими ради придания большей значимости своей секте, явно не соответствует действительности. Как и любая религиозная организация, они делятся на несколько течений, порою даже враждебных друг другу; в истории не раз масонство демонстрировало свою слабость как организации, при первых же признаках гонений оно быстро хирело, как то было, например, в России после высочайшего запрещения их в 1826 г. или в США после антимасонской кампании 1926 г.
Об этом замечательно сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): "Масонство - этот мыльный пузырь мнимой мощи и псевдоинтеллекта - в первую очередь надувается духом времени. В любой момент истории - возьми на пробу содержимое этого пузыря - и ты поймешь, что носится в воздухе"[10].
 
Что же касается подчинения власти масонов, то в истории нашей Церкви такой период уже был, при Александре I. Есть множество свидетельств того, что и сам император был масоном, хотя не все исследователи согласны с этим[11]. Но безусловный факт, что в его правление масонами являлись многие высшие чиновники и его ближайшие друзья. В том числе и обер-прокурор Святейшего синода А. Н. Голицын, который способствовал изданию многих противных Православию мистических книг.
 
Также точно известно, что Александр I придерживался взглядов, близких к масонским: "Я замечал сколько раз в Его Величестве, - вспоминал в январе 1831 года князь А. Б. Голицын, - наклонность к всеобщей религии, которая его поставляла в некоторое недоверие к греко-российской Церкви. Изданием "Сионского вестника" и учением (масона) И. А. Фесслера государь думал понять настоящий христианский дух, вывести нечувствительно из спасительных форм нашей церкви внутреннее христианство и быть орудием всех церквей"[12].
 
И это были не только его личные мысли, но и те, что он насаждал публично, как мы видим из того, что в манифесте Александра I по случаю создания Священного Союза (1815), читавшемся во всех храмах России русскому народу было приказано "почитать себя, пруссаков и австрийцев людьми одной веры и подданными одного Царя - Христа". Кроме того, именно он повелел в 1813 г. основать первую в России экуменическую организацию - Российское Библейское общество, в работе которой принимали участие не только православные, но и протестанты разных конфессий, и масоны.
 
И, несмотря на все это, на протяжении сего печального для Православия времени, называемого иногда "золотым веком русского масонства", в нашей Церкви просияли такие святые, как прп. Серафим Саровский, свт. Митрофаний Воронежский, прп. Василиск Сибирский, свт. Иннокентий Пензенский[13], прп. Лев Оптинский и др. Точно так же, как под гнетом мусульманской власти просияло множество святых Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Сербской, Болгарской и Румынской Церквей, точно так же как еще ранее в зороастрийской Персии жила Православная Церковь, даровавшая немало подвижников.
 
"По словам архиепископа Аверкия (Таушева), "необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми! А потому все те епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат и сотрудничают, - "православные" только по имени".
 
Странно видеть для подтверждения своей мысли ссылку не на Писание, решения соборов или слова прославленных Церковью святых отцов, а единственно на высказывание одного из наших старших современников. Это не мы должны утверждать наше мнение словами архиепископа Аверкия, а слова архиепископа Аверкия, как и наши, равно нуждаются в утверждении Писанием и Преданием святой Православной Церкви.
 
Кроме того, непросто понять, какое отношение эта цитата имеет к вышеприведенным тезисам, в частности к межрелигиозному саммиту. Если Его Высокопреосвященство Аверкий под "врагами Церкви" имел в виду лиц, явно и открыто ей противящихся, то его слова соответствуют и Писанию, и Преданию Церкви, но не относятся к саммиту. Если же он называет так всех вообще нехристиан, то в таком случае это мнение есть новое учение, не святоотеческое.
 
Мы знаем, например, что свт. Василий Великий, как написано в его житии, много лет дружил с иудеем, который обратился в христианство лишь за день до смерти святителя. А прп. Феофан Исповедник сообщает, что священномученик Петр Маюмский имел друзей-мусульман, которых лишь во время смертельной болезни призвал, чтобы проповедовать им Христа. И свт. Николай Мистик свидетельствовал, что свт. Фотий имел дружеские отношения с халифом ал-Мутамидом. А свт. Павлин Ноланский поддерживал дружеские отношения с язычником Авсонием. Также свт. Игнатий Брянчанинов писал: "И язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви" (О прелести, ч. II).
 

 

сноски

 

[6] Текст в переводе на английский: http://www.orthodox.net/ecumenism/declaration-of-cyprianus-against-free-masonry.htm
 
[7] Остальные протестантские деноминации, насколько известно, не воспрещают своим последователям состоять в масонских ложах.
 
[8] Кстати, что касается бездоказательных обвинений, то во время работы над этим ответом мне встречались в Интернете утверждения о том, что движение против ИНН было организовано масонами (В статье: Лев - это Помазанник Божий. Ч. 1.). Вспоминается и признание архиепископа Солнечногорского Сергия: "Вот, например, пришел ко мне человек с дипломатом и прямо в лицо предложил - давайте раздувать проблему вокруг ИНН, с целью раскола Церкви. Я готов оплачивать это дело полностью, - и открыл передо мною дипломат, полный долларов"...
 
[9] "Не будем забывать, что мы - антицерковь, приложим в наших ложах все усилия, дабы разрушить религиозное влияние во всех формах, в которых оно проявляется" (Конгресс в Бельфоре в 1911 г.)
 
[10] Цит. по: Задонский Г. Г. Мистерия подмены // Русский Дом. № 8. 2002. Кстати, в одном из писем он среди "несообразных" обвинений старообрядцев на Великороссийскую Церковь упоминает, в частности, что "При Александре I архиереи сделались масонами и издавали и читали тысячи книг масонских и безбожных; издавали духовный журналы, как-то: "Сионский Вестник", "Угроз Световостоков", самыя еретическия книги", и святитель пишет: "Как этой брошюре не иметь своего действия на легкомысленных! Надо бы принять благовременно меры, но они не принимаются и потом превращается в поток" (Письма к мирянам. Письмо № 296). Так и случилось, и ныне, к сожалению, повторение этой раскольничей пропаганды можно видеть даже у тех, кто считает себя чадом истинной Церкви.
 
[11] См. о вопросе: Соколовская Т. О. Раннее масонство Александровского времени // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. 2. Изд. 2-е. М., 1991. С.168. Бакунина Т. А. Знаменитые русские масоны. М., 1991. С. 77-78. Соловьев О. Ф. Русское масонство. 1730-1917. М., 1993. С.89.
 
[12] Всеподданнейшие письма А. Б.Голицына и М. Л.Магницкого императору Николаю I об иллюминатах. Сообщ. Н. К. Шильдер // Русская старина. 1899, № 12. С. 533.
 
[13] К слову сказать, именно его усилиями и было запрещено издание масонского журнала "Сионский вестник".