Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида». Юрий Максимов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Богословский ответ Диомиду. Обложка книги Ю. Максимова
Документ, получивший немалую известность как «Обращение епископа
Диомида»,подписанный также некоторыми клириками Чукотской и Анадырской епархии,   обращен «ко всем верным чадам Святой Православной Церкви». Указывается, что «в настоящее время в Русской Православной Церкви существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения». Обвинение в «отступлении от чистоты учения» - это обвинение в ереси, перед лицом которого жизненно необходимо рассмотреть доводы, изложенные «обвинителями»[1] . 
 
Во вспыхнувшей по поводу «обращения» дискуссии обсуждалась уместность его обнародования в нынешних церковно-политических обстоятельствах, однако почти не обсуждалась суть самих тезисов.
Об этом говорит, например, Его Преосвященство епископ Хустский и Виноградовский Ипполит, поддержавший «обращение»: «Обвинители в своих критических замечаниях избегают прямых конкретных ответов на высказанные владыкой Диомидом положения, а поэтому такая критика является предвзятой и лишена здравого смысла» (письмо Е. А. Кириченко от 30.03.2007)[2].
Я постараюсь это исправить.
 
Как замечал святитель Игнатий Брянчанинов, «не должно увлекаться мнением человеческого общества, хотя бы это мнение было мнением значительнейшего большинства: должно руководствоваться светом Священного Писания и писаний Отеческих» (Отечник, повести из жития старцев египетских, 5). Именно в этом свете я и намереваюсь рассмотреть доводы, изложенные в «обращении».
Работая над ответом, я много доброго узнал о Преосвященнейшем Диомиде как бескорыстном и самоотверженном пастыре, настоящем монахе, миссионере, и мне особенно приятно, что я благодаря этому, хотя бы и заочно, познакомился с таким архипастырем - искренним христианином и подвижником.
В конце письма авторы обращаются ко всем чадам Русской Православной Церкви с призывом поддержать их тезисы. Я честно укажу те пункты, которые могу поддержать, и те, которые не могу, и объясню, почему в том и в другом случае так вынуждает меня поступить верность Священному Писанию и Преданию Вселенской Православной Церкви.
 

 
[1] Принято говорить о «письме епископа Диомида», хотя подписано оно несколькими именами, и нигде в своих интервью Его Преосвященство не приписывал себе единоличного составления этого текста, поэтому я предпочитаю в тексте ответа говорить не об авторе, а об авторах письма.
[2] О принципах указания ссылок в данном сочинении см. Приложение. 
 

 
 
 
Богословский ответ, 
 
СОДЕРЖАНИЕ