Богословский ответ на «Письмо епископа Диомида». Юрий Максимов
Документ, получивший немалую известность как «Обращение епископа
Диомида»,подписанный также некоторыми клириками Чукотской и Анадырской епархии, обращен «ко всем верным чадам Святой Православной Церкви». Указывается, что «в настоящее время в Русской Православной Церкви существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения». Обвинение в «отступлении от чистоты учения» - это обвинение в ереси, перед лицом которого жизненно необходимо рассмотреть доводы, изложенные «обвинителями»[1] .
Во вспыхнувшей по поводу «обращения» дискуссии обсуждалась уместность его обнародования в нынешних церковно-политических обстоятельствах, однако почти не обсуждалась суть самих тезисов.
Об этом говорит, например, Его Преосвященство епископ Хустский и Виноградовский Ипполит, поддержавший «обращение»: «Обвинители в своих критических замечаниях избегают прямых конкретных ответов на высказанные владыкой Диомидом положения, а поэтому такая критика является предвзятой и лишена здравого смысла» (письмо Е. А. Кириченко от 30.03.2007)[2].
Я постараюсь это исправить.
Как замечал святитель Игнатий Брянчанинов, «не должно увлекаться мнением человеческого общества, хотя бы это мнение было мнением значительнейшего большинства: должно руководствоваться светом Священного Писания и писаний Отеческих» (Отечник, повести из жития старцев египетских, 5). Именно в этом свете я и намереваюсь рассмотреть доводы, изложенные в «обращении».
Работая над ответом, я много доброго узнал о Преосвященнейшем Диомиде как бескорыстном и самоотверженном пастыре, настоящем монахе, миссионере, и мне особенно приятно, что я благодаря этому, хотя бы и заочно, познакомился с таким архипастырем - искренним христианином и подвижником.
В конце письма авторы обращаются ко всем чадам Русской Православной Церкви с призывом поддержать их тезисы. Я честно укажу те пункты, которые могу поддержать, и те, которые не могу, и объясню, почему в том и в другом случае так вынуждает меня поступить верность Священному Писанию и Преданию Вселенской Православной Церкви.
[1] Принято говорить о «письме епископа Диомида», хотя подписано оно несколькими именами, и нигде в своих интервью Его Преосвященство не приписывал себе единоличного составления этого текста, поэтому я предпочитаю в тексте ответа говорить не об авторе, а об авторах письма.
[2] О принципах указания ссылок в данном сочинении см. Приложение.
Богословский ответ,
СОДЕРЖАНИЕ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии