Историческое решение.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Положение с свободными приходами и свободными архиереями настолько запуталось, что руководство Зарубежной Церкви не нашло ничего другого, как односторонним решением, без суда и следствия, прервать с ними (т.е. с владыками Лазарем и Валентином и с теми, кто находится с ними) молитвенное общение.

Ответ зарубежного церковного руководства на демарш российского свободного настолько примечателен в смысле русского языка и церковного стиля, что его стоило бы привести полностью, если бы не его размеры. Ограничимся лишь самым существенным пассажем.
Слушали:
Приказали: Всякий бунт против законной власти есть проявление любоначалия. Также и самовольный выход Епископа из под власти своего Митрополита и Архиерейского Собора определяется святыми правилами, как похищение власти. Поэтому, инициатор бунта, и последовавшие за ним клирики и миряне, совершают тяжкий грех пренебрежения к богоустановленному порядку, ибо они отделяются от Церкви.
В связи с этим Архиерейский Синод определяет:

1. Так называемое Временное Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви" и созванный возглавителями его съезд духовенства, принявших на нем решение от 9/22 марта 1994 г. об отделении себя от священноначалия Русской Православной Церкви Заграницей, не может быть признано законным, так как нарушает основные Церковные каноны, и Архиерейский Синод не может дать сие благословение

4. Не прибегая к строго каноническим прещениям, и ожидая обращения отделившихся от церковного единства, Архиерейский Синод прекращает с ними всякое молитвенное общение.

5. Новые епископские хиротонии по церковным канонам также не могут быть признаны законными, как совершенные без разрешения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей.[18]

Итак, разрыв между Зарубежной Церковью и Свободной Церковью произошел так же стремительно и необдуманно, как и ее образование. Легко видеть, что прекращение молитвенного общения между ними произошло в течение буквально считанных дней и принято это решение было не Архиерейским Собором, как должно было бы быть, а всего лишь Архиерейским Синодом.

Епископ Варнава Каннский, которого Российские Архиереи обвиняли во многих нарушениях церковных норм, на упомянутом выше заседании Архиерейского Синода понес наказание, которое не лишено некоторой доли юмора. Определение Синода гласило:
"Архиерейский Синод осуждает непродуманные и антиканонические действия Преосвященного Епископа Варнавы и его обращение к Киевскому лже-патриарху Владимиру (Романюку) и выражает ему порицание с запрещением вмешательства в дела приходов Свободной Церкви в России."

Хотя Преосвященный Епископ Варнава на заседании Архиерейского Синода 11/24 февраля принес раскаяние в своих проступках, но ввиду серьезности нарушенных святых канонов, на него налагается епитимия трехмесячного пребывания в Святой Земле без права служения.


[18]. Протокол 713 Заседания Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 23 марта / 5 апреля 1994 года.