Единым фронтом.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

К этому времени (к дням соборным) архиепископ Лазарь фактически прервал административное подчинение зарубежному Синоду. Он, а заодно и строптивый епископ Валентин, были соборным (архиерейским, зарубежным) постановлением отправлены на покой. По-крестьянски хитроватый епископ Вениамин, недавний келейник владыки Лазаря, не окончивший даже средней школы, сохранил преданность Архиерейскому Заграничному Синоду и, естественно, возможность выезда в свет. Он даже пытался пустить на Западе корни, но ничего из этого не получилось. Часть приходов перешла в непосредственное ведение митрополита Виталия.

Архиепископ Лазарь, у которого на первых порах были трения с епископом Валентином, сделал смиренный примирительный жест - обратился к нему с примечательным письмом.
Зарубежная Церковь находится за рубежом нашей страны, - говорится в этом письме, - и не понимая нас, решают заочно наши проблемы, не советуясь с нами. Выход, я думаю, единственный - на временное самоуправление до Всероссийского Свободного Поместного Собора, которому каждый Епархиальный Архиерей даст отчет за истекшее время.

Если что и предпринято Архиерейским Собором без нашего присутствия, это будем считать незаконным. В истории Церкви много было незаконных Соборов и ничего хорошего они Церкви не принесли, только одни смуты.

Зарубежники, я думаю, над нами расправились, как и ранее расправлялись с Архиереями за рубежом Я до Архиерейского Собора еще 14/27 апреля 1993 г. объявил им о своем временном самоуправлении. Иного выхода для нас нет. Нас Зарубежники совсем запутали то ли по старости, то ли по лжеинформации, которую они получают, то ли под нажимом злых сил, которые жмут на весь мир.[15]

После этого владыки Лазарь и Валентин совместно выступили против зарубежного руководства в духе приведенного выше послания. С этого момента взаимоотношения Зарубежной Церкви и ее незаконнорожденного дитяти на Родине вышли на совершенно новый виток. В обращении российских свободных архиереев к руководству Зарубежной Церкви, в частности, говорится:
Непоправимый вред нанесен РПСЦ со стороны представителей Зарубежной Церкви (Еп. Варнавы, Архиеп. Марка и Архиеп. Антония Лос-Анжелосского), их неканонической деятельностью в России, при полном попустительстве Синода ЗЦ.

В связи с этим, нами решено образовать, в соответствии с п. 2 упомянутого Указа (известный Указ патриарха Тихона за N 362 - авт.) Высшее Временное Церковное Управление (ВВЦУ) и принять Положение о Высшем Временном Управлении". Такие наши действия диктуются как духом, так и буквой Указа 362 св. Патриарха Тихона и направлены на сохранение и возрождение истинного Православия.
На сегодняшний день под начало ВВЦУ вошли Русская Истинно-Православная Церковь (бывшая с 1927 г. в катакомбах), под окормлением Преосвященного Архиепископа Лазаря (Журбенко) и Российская Свободная Церковь под окормлением Преосвященного Епископа Валентина (Русанцова).[16]

Через два дня после этого обращения в Суздале состоялся Четвертый Съезд духовенства, монашествующих и мирян Российской Православной Свободной Церкви.[17]

В своем выступлении епископ Лазарь, в частности, сказал:
...Одно дело, когда Русская Православная Церковь Заграницей оказывает помощь Российской Церкви при восстановлении в ней канонической иерархии, но совершенно иное дело, когда Зарубежный епископат претендует на церковное управление в России. Тем более, что подобные претензии не предусматриваются ни одним параграфом Положения о РПЦ Заграницей.
Епископ Валентин повторил уже неоднократно высказанные претензии российских зарубежных архиереев в адрес Зарубежного церковного руководства.
Не имея никакой поддержки от Архиерейского Синода, - сказал владыка Валентин, - около двух лет мы терпели нападки не только от лжебратий из Московской Патриархии, но и от наших Зарубежных святителей, кому мы вверили свои души.
Но как только появился в России Представитель" Синода, епископ Варнава, который обнажил свою сущность, так и началась дискредитация Зарубежной Церкви. Он не думал о славе Божией, а думал о своей славе и материальных выгодах.

Он облил грязью всех российских Архиереев, навесил всем ярлыки, вбил клинья во взаимоотношения между Архиереями РПЗЦ и РПСЦ.
Досталось и архиепископу Германскому Марку, и Лос-Анжелосскому Антонию, в общем, - всем сестрам по серьгам.
Резолюция Четвертого Съезда духовенства, монашествующих и мирян Суздальской Епархии Российской Православной Свободной Церкви еще только подразумевала решение, принятое вслед за ней.

Мы, участники Четвертого Съезда Суздальской Епархии Российской Православной Свободной Церкви, - говорилось в ней, - констатируя неизмеримую разницу в положении членов РПЦЗ и российской паствы и надеясь на временный характер той позиции, которую заняли члены Архиерейского Синода РПЦЗ в отношении Российской Церкви в последнее время, мы вынуждены признать крайнюю затрудненность в настоящем времени сношений и сообщений с Архиерейским Синодом, обусловленную как дальностью расстояния, так и временным отсутствием взаимопонимания сторон.

Легко заметить, что все это писалось уже после образования нового церковного управления в России.
В этот же день был выпущен первый документ от имени новообразованного органа - Временного Высшего Церковного Управления Российской Православной Церкви - в адрес Митрополита Виталия и членов Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, в котором объяснялись необходимость и каноничность нового управления.

Из-за дальности расстояния и затрудненности связи с Архиерейским Синодом и Его Первоиерархом, - говорилось в нем, - в условиях экономического и политического кризиса в России РПСЦ мы оказались без высшего церковного управления. На все наши запросы к Первоиерарху РПЦЗ Высокопреосвященнейшему митрополиту Виталию и Архиерейскому Синоду относительно противоречивых и неканонических явлений ответа мы не получали.

Исходя из вышеизложенного и в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха Тихона, Высшего Церковного Совета и Священного Синода Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 года за 362, нами предпринято следующее:

Об образовании Временного Высшего Церковного Управления Российской Православной Церкви.
Избраны и хиротонисаны в помощь Епархиальным Архиереям Епископы для Российской Православной Церкви.
К подписям двух уже известных архиереев добавлены еще две: епископа Феодора и епископа Серафима.
Почти одновременно, 20/V-1994 года, в Архиерейский Синод Зарубежной Церкви было послано личное письмо епископа Валентина, в котором он еще раз описывал кризисную ситуацию во взаимоотношениях российских и зарубежных архиереев.


[15]. Письмо архиепископа Лазаря епископу Валентину от 4/17 июня 1993 года.
[16]. Обращение архиепископа Лазаря и епископа Валентина к зарубежному церковному руководству от 5/18 марта 1994 года.
[17]. Согласно протоколу (N 1), на съезде присутствовали: Преосвященный Лазарь, Архиепископ Одесский и Тамбовский, Истинно-Православная Катакомбная Церковь; Преосвященный Валентин, Епископ Суздальский и Владимирский, Российская Православная Свободная Церковь, члены Епархиальных Советов Одесской и Суздальской Епархий, духовенство, монашествующие и миряне.