Церковный развод по-русски

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Для развития процесса перехода священнослужителей из Московской Патриархии в Зарубежную Церковь, в помощь епископу Лазарю был рукоположен во епископа его келейник Димитрий, постриженный незадолго перед тем в монашество с именем Вениамина. Положение Свободной Российской Церкви особенно укрепилось с переходом в Зарубежную Церковь архимандрита Валентина (Русанцова) в Суздале. Вскоре он тоже был хиротонисан во епископа и к нему присоединились десятки приходов Суздальской епархии. В составе Свободной Российской Церкви на территории России оказались около сотни приходов с легальным существованием.

Но недолгой была радость руководства Зарубежной Церкви по поводу ее возвращения на родину. Уже со следующего года между российскими и зарубежными иерархами начались трения. В своем Докладе на Архиерейском Синоде РПЦЗ новорукоположенный епископ Валентин по пунктам изложил нарушения зарубежным церковным руководством в лице епископа Германского Марка норм церковных взаимоотношений между зарубежной и свободной церквами.[12] Зарубежное церковное руководство на этот доклад не отреагировало.

Вскоре произошли события, связанные уже с архиепископом Лазарем, которому в конечной инстанции подчинялись все свободные приходы на территории России. За серьезные канонические нарушения он запретил в священнослужении нескольких своих клириков, очевидно перешедших в Зарубежную Церковь далеко не по идейным или богословским мотивам.

Первоиерарх Митрополит Виталий вопреки всей тысячелетней практике Русской Православной Церкви, с вопиющим нарушением основополагающих канонических норм, своей властью снял с них запрещение. Результаты такого шага сказались довольно скоро.

Весной 1993 года в Лесненском женском монастыре под Парижем состоялось очередное Архиерейское Совещание (Архиерейский Собор), на который никто из российских епископов не прибыл. Владыка Лазарь прислал на Собор что-то вроде послания, в котором, как ни странно, тоже обвинил Зарубежную Церковь в открытии приходов в России.

С середины 60-х годов, - говорилось в этом послании, - в России Церковь очутилась на положении вдовствующей (т. е., без единого епископа - авт.) Российская Церковь, лишившись Епископов (церковь - без епископов? - авт.), продолжала быть в общении с православными других церквей (здесь владыка Лазарь сильно лукавит, ни с какими православными церквами катакомбные клирики или миряне не общались - авт.), в частности с РПЦЗ, от которой она восполнила Епископство, после полного истребления своего Епископата.

Действия Церковного Управления Заграницей крайне непоследовательны, часто взаимно исключающие друг друга и очень часто противоречащие Правилам Православной Церкви, нарушающие самые ее устои.

Началом таких противоправных с церковной точки зрения действий на нашей земле было положено тогда, когда было принято решение об открытии приходов юрисдикции Зарубежной Церкви в России.

Никаких полномочий открывать свои приходы на территории России эта часть Церкви не получала.

На Российской территории можно восстановить иерархию из русских граждан, честных и добропорядочных, преданных Православию, но никак нельзя в России водворять Зарубежный Епископат. В России должна быть своя Церковь, а не Зарубежная.[13]

Достаточно подробно проанализировав характер взаимоотношений Зарубежной и Свободной Церквей, владыка Лазарь заявил:

На основании Указа 362 св. Патр. Тихона, на котором мы по сей день пребываем, решения Собора и Синода РПЦЗ, а также Указы Первоиерарха не являются обязательными для исполнения Истинно-Православной Катакомбной Церковью.[14] Это был разрыв. Недвусмысленный и полный.


[12]. Доклад Валентина, епископа Суздальского и Владимирского. 1 октября 1991 года.

[13]. Послание епископа Лазаря на Архиерейский Собор в Лесненском монастыре (Франция), 1993 г.

[14]. Подписано: Божией милостью Лазарь, Архиепископ Тамбовский и Обоянский, управляющий делами Русской Истинно-Православной Церкви и приходами на Украине. 14/27 апреля 1993 г. Одесса. Вел. Дальник.