Заключение

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Окончание

С Божьей помощью и в меру моих слабых сил я подробно рассмотрел доводы авторов письма, сверяя их с учением Церкви, выраженным в Священном Писании и Священном Предании. Там, где пункты совпадали с учением Церкви, я соглашался и даже снабжал их аргументами, но там, где они шли вразрез с истиной, я поддержать их не мог и объяснял, почему это невозможно.

Многие из этих пунктов затрагивают темы, которые волнуют ныне православных христиан.
Однако, на мой взгляд, далеко не все насущные вопросы упомянуты в письме.
К примеру, говоря об отступлениях от чистоты Православного учения, авторы письма почему-то не упомянули массовое распространение этнофронской ереси среди того крещеного народа Божия, который по слову свт. Тихона Московского призван быть "хранителем чистоты веры". Вот как описывает эту ересь прп. Иоанн Дамаскин: "Этнофроны следуют обыкновениям язычников, будучи в остальном христианами. Они вводят рождение, удачу и судьбу, принимают всякую астрологию, всякое гадание... привержены предсказаниям, приметам, заклинаниям и прочим басням нечестивых" (О ста ересях, 94).
 
А сколь много прочих заблуждений распространено среди не только мирян, но и священников? И все это, как правило, не от сознательного противления вере Церкви, а от незнания веры, от страшного невежества, которое, по моему разумению, есть одна из первейших опасностей и которая отчасти породила и многие пункты рассмотренного письма.
Авва Палладий говорил: "Душа, подвизающаяся Богу, должна или с верою учиться тому, чего не знает, или ясно учить тому что знает. Если не хочет исполнять ни того ни другого, то она страдает безумием; ибо начало богоотступничества есть пресыщение учением, омерзение словом, - тем, чего жаждет душа боголюбца" ("Древний патерик").
 
А ныне оно и наступило. Мало кто говорит и учит о вере, ей предпочтены разговоры о нравственности, политике, административной деятельности и т. п. Оттого у нас ныне и находится в презрении церковное образование, что выражается решительно во всем - от жалких грошей, которые выплачивают преподавателям семинарий[28], до того, как формально к его получению подходят многие уже служащие отцы. Оттого страдает и качество образования - доводилось слышать о духовных училищах, где преподают атеисты, прямо насаждающие учащимся атеистические бредни. Православная наука никак не поддерживается, оттого по многим дисциплинам нет должного уровня и качества пособий, учебников, исследований. Оттого, в свою очередь, преподавателям и ученикам приходится пользоваться либо устаревшими, либо неправославными пособиями и доверять им, что, естественно, приводит к распространению ошибочных взглядов.
 
Да, впрочем, только ли в семинарии и богословском институте можно и нужно учиться вере? Нет, но и "самоуком" ныне почти никто не учится. Только ли священники должны учиться? Нет, это обязанность всякого христианина, как и прп. Иоанн Дамаскин убеждает: "Подлинно, невежество - вещь ненадежная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их согласно слову Господа. Но воин говорит: "я воин и не нуждаюсь в чтении", - земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, так что все мы оказываемся неисполняющими заповедь Господа" (О драконах и привидениях).
 
То же и говорит свт. Филарет Московский: "Никому не позволено в христианстве быть вовсе неученым и оставаться невеждой. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем и Своих последователей - учениками? Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? Прежде всего учить все народы: идите, научите все народы (Мф. 28:19). Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа - не для тебя посланы апостолы - ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет"[29].
 
Можно бы и другие нынешние беды назвать, но невежество, по моему разумению, мать их всех. От него - ереси, от него - расколы, от него - нарушения канонов, от него - непослушание[30], от него - повреждения в духовной жизни, от него - ошибки в делах церковного управления, от него - страсти[31], от него и падения, вплоть до отречения от Христа.
 
Конечно, и при ведении может случиться нечто из перечисленного, однако же тогда человек, греша, делает выбор, зная, от чего отказывается, отвергая свет истины. Таковые бывают, но их немного. А вот когда мы толпою снуем в потемках невежества, не зная подлинных ориентиров, не имея на что опереться, не представляя, куда идти и что делать, то гораздо больше и чаще становимся добычей дьявола.
 
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой: "доколе, невежды, будете любить невежество?.. доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои" (Прит. 1:20-23).
 
Но есть и еще одна проблема, из которой, на мой взгляд, произрастают в той или иной степени все девять пунктов обсуждаемого письма.
 
Это специфическое повреждение в самом отношении к вере, которое иногда называют модернизмом. Православного человека, страдающего этим недугом веры, отличают несколько признаков.
 
Во-первых, поставление своего мнения во главу угла. Отсюда - неверие и недоверие святоотеческому преданию. На словах, конечно, всякий модернист превозносит отцов, однако ссылается он лишь на то, что, как ему кажется, подтверждает его собственные идеи, а как только встречает свидетельство, что Преданию они явно противоречат, то немедленно начинаются разговоры про то, что "и отцы ошибались" (конечно, "не ошибаются" только модернисты) или что "их слова нельзя понимать буквально" (а вот если святые говорят нечто угодное модернисту, то, конечно, в таком случае понимать их буквально можно и нужно), то есть начинаются разного рода приемы и ухищрения, цель которых одна - лишить смысла и силы свидетельство отцов, заставить молчать голос истины.
Во-вторых, модернист всегда толкует Писание "от ветра главы своея", совершенно пренебрегая святоотеческим его пониманием. Из-за этого библейские цитаты, выдранные из контекста, часто наделяются совершенно произвольным и несообразным смыслом - лишь бы приладить их для оправдания своих идей. Для модерниста и Писание и Предание лишь материал для нарезки "нужных" цитат или "конструктор" для самовыражения.
 
В-третьих, собственный ум для модерниста - мерило истины. От чего проистекает множество соблазнов. Потеря твердых вероисповедальных ориентиров ведет к протестантскому субъективизму, порождающему скептическое отношение к догматике, заводящему в сумрачное болото "равнозначных точек зрения" и делающему веру непрочной, как дом на песке. Оттого так легко некоторые отпадают от Церкви, уходя в расколы, ибо изначально имели доверие не к Богу и Церкви, а к своему рассудку, и едва лишь дьявол покажет для их рассудка какие-либо "аргументы", на которые падший разум модернистов не в силах ответить, тут же смущаются, унывают, колеблются и спешат уйти из Церкви.
 
В-четвертых, модернисты непременно стараются пропагандировать свои мнения как учение Церкви, привнося тем самым новые догматы. А поскольку даже очень стараясь, не могут подобрать для них достаточного основания в Писании и Предании, то предпочитают ссылаться друг на друга, оттого в их сочинениях чаще встретишь цитату из какого-нибудь неканонизированного писателя ХХ века, чем из древних святых отцов. Однако и эта "корпоративная солидарность" не спасает, ибо всякий богослов или мыслитель, который тому, что сказано в Писании и у святых отцов, предпочитает собственные размышления, автоматически помещает себя вне той живой духовной традиции, которая идет от Писания через святых отцов. И соответственно те, кто находятся в этой традиции, то есть, в Церкви, никогда не примут чуждые идеи.
 
Не вчера возник этот соблазн, вот что говорит о нем свт. Феофан Затворник: "Вера искренняя - отрицание своего ума. Надо ум оголить и как чистую доску представить вере, чтобы она начертала себя на нем как есть, без всякой примеси сторонних речений и положений. Когда в уме остаются свои положения, тогда, по написании на нем положений веры, окажется в нем смесь положений: сознание будет путаться, встречая между действиями веры и мудрствования ума. Таков и был Симон волхв - образ для всех еретиков; таковы и все, с своими мудрованиями вступающие в область веры, как прежде, так и теперь. Они путаются в вере, и ничего из них не выходит, кроме вреда: для себя - когда они остаются безгласными, для других - когда не удерживается в них одних эта путаница, а прорывается наружу, по их жажде быть учителями. Отсюда всегда выходит партия лиц более или менее погрешающих в вере, с несчастною уверенностью в непогрешимости и бедственным позывом всех переделать на свой лад" (Мысли на каждый день года, 11.04).
 
По сути, и "либерализм", и т. н. "ревнительство" есть лишь две стороны одного и того же явления, называемого модернизмом. Ибо у тех и других те же самые характерные особенности, перечисленные выше, то же навязчивое стремление привнести свои личные мнения в Церковь, оправдать и догматизировать их, различаются только сами идеи: у одних - "экуменизм" и "всеобщее спасение", а у других - "обличение ереси сергианства" и "ИНН как предпечать антихриста".
 
И до тех пор, пока не будет преодолен соблазн модернизма, он будет порождать все новые и новые исчадия, ибо все новые и новые люди, приходя в Церковь, станут привносить свои мнения и пытаться их догматизировать; снова мы увидим те же новомодные толкования Писания, ту же установкуа: "отцы-были-глупые-не-понимали-а-мы-умные-понимаем", преследующие одну прозаическую цель: подогнать Евангелие и Предание под себя.
Вместо того, чтобы себя изменить в соответствии с Евангелием и Священным Преданием, доверяя не своему ограниченному и падшему рассудку, а Церкви Божией, содержащей всю полноту Истины, преподанную Господом Иисусом Христом и Духом Святым через апостолов и учеников их - святых отцов.
 
Помня, что все святые пребывали в Боге и, следовательно, имели одну веру, как Дар Божий, как священное сокровище и вместе с тем норму, идеал, образ, путь, следуя которым и мы можем стать сопричастным этому духовному сокровищу спасительной веры, а отрекаясь от которого впадаем в духовную погибель.
Помня, "что наш долг - не религию вести, куда захотели бы, но следовать, куда она поведет, и что христианской скромности и достоинству свойственно не свое передавать потомкам, но хранить принятое от предков", потому-то "в Церкви всегда процветал обычай, что чем боголюбивее был кто, тем скорее выступал против новых вымыслов" и потому все мы, православные христиане, призваны "сокрушать впредь авторитетом освященной древности дерзость непотребной новизны в отношении к каждому суесловию заблуждений".[32]
 
Помня, что для упразднения невежества недостаточно одного лишь чтения отеческих книг - надобно еще и жить по тому, что в них написано, прибегая к Священному Преданию с сыновней любовью и доверием, как "живому и вечному голосу Церкви"[33], возвещающему истину о спасении каждого из нас, и как к практическому руководству в духовной жизни.
 
Впрочем, не хотелось бы, чтобы это небольшое размышление выглядело как повод к унынию. Слава Богу, в нашей Церкви много искренних, добрых, талантливых и умных христиан, слава Богу, многие из них не просто пишут, как я, но прилагают реальные труды на благо Церкви, слава Богу, мудрое и благочестивое священноначалие наше не оставляет без внимания нужды Церкви. Многое за минувшие годы исправилось к лучшему, уповаю, что в дальнейшем, при содействии Духа Божия, и еще улучшится, а полное совершенство нас ожидает лишь в Царстве Небесном, наследниками коего да сподобит нас стать Господь Иисус Христос по неизреченной Своей милости и человеколюбию.
Заключить свой ответ мне хотелось бы просьбой ко всем читателям о молитве за грешного автора и словами прп. Ефрем Сирина: "Если не достает чего в сказанном, сами дополните... А я, как невежда в искусстве, что знал, то и написал... вошел отчасти в исследование; но не удивительно, если, желая сказать точнее, в ином и преткнулся... Отыскивайте ошибки писавшего; недостатки слова исправьте делом... изъявляйте свое презрение к описывавшему совершенные деяния несовершенным словом; но примите во внимание усердие, и не укоряйте за неведение; замечайте неопытность, и не отвергайте того, что сделано"[34].
Сноски
 
 
[28] Доводилось слышать о семинариях, где преподаватели вообще работают бесплатно.
 
[29] свт. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. М., 1882. С. 151-152.
 
[30] "Дерзость есть плод невежества" (свт. Григорий Богослов. Слово З2), "и гордость рождается от
невежества" (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Тимофею. 17,1).
 
[31] "Невежество и неразумие предъидут всем страстям и пролагают удобный путь темному полчищу оных" (прп. Амвросий Оптинский. Письма к монашествующим, 13).
 
[32] св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. С. 14.
 
[33] Выражение св. Папия Иерапольского.
 
[34] св. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. М., 1993. С. 424.