"Случай" в Оптиной, или долго ли будут бесчинствовать "васильки"?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Васильки

В Оптиной Пустыне обосновались просектанты

В октябре этого года мне посчастливилось побывать в знаменитом монастыре Оптина Пустынь. Но радость встречи с любимой святыней омрачилось одним печальным событием, о котором, уверена, не следует умалчивать, так как оно затрагивает отношения между Поместными Церквями-сестрами. Вот, что произошло.

Вера Старцева 

www.raskol.net

В воскресный день на праздничной Литургии много богомольцев готовились ко Святому Причащению. Присутствовали и гости из православных стран, желавшие приобщиться Единой Чаши. Среди них – греческая монахиня, приехавшая в Оптину на несколько дней. Она была одна.

Вдруг я заметила, что к ней подошел рыжий худой человек и стал что-то энергично говорить ей. На лице монахини появилась тревога. Зная, что в Оптиной действуют так называемые «васильки»1, я решила подойти к сестре поближе, чтобы оградить ее от их возможных нападок. Рыжий человек приглушенным голосом внушал монахине: «Уезжайте отсюда и причащайтесь у себя. Не оскверняйте наших храмов…» Монахиня слушала, молча опустив голову. Я попросила рыжего не разговаривать в храме, а он, в свою очередь, спросил меня, знаю ли, что она из Греции и что греки новостильники? Я ответила утвердительно. Тогда «василек» зашипел: «Вы служители сатаны, вы оскверняете наши храмы!..» Я попыталась разубедить его, аргументируя тем, что с Элладской Православной Церковью у нас есть Литургическое общение2, а он будет отвечать перед Богом за свои слова, и попросила его отойти. Человек огрызнулся, но отошел. Я извинилась перед сестрой-монахиней за причиненное ей оскорбление и попыталась объяснить, что это мнение лишь группки людей, которая обосновалась в монастыре, и что мы сами страдаем от их бесчинства. Она улыбнулась и сказала, что все понимает. Постояв еще некоторое время около нее, я отошла и присела на скамеечку. Было совестно и печально.

Однако эта история имела продолжение. Немного погодя к монахине подошла некая полная женщина и, что-то сказав, увела ее. Я подумала, что это – ее духовная сестра, и успокоилась. Но не надолго. Монахиня появилась вновь и встала около меня. Я предложила ей присесть. Она с радостью, как мне показалось, села рядом со мной. Полная женщина тоже приблизилась к нам. Она имела приятную наружность и облик глубоко верующего человека.

Наконец, протиснувшись между скамеек, она присела перед нами, и спросила меня, русская ли я, а после моего ответа осведомила меня, что монахиня, которая сидит рядом со мной – гречанка-новостильница и, что если она причастится, то осквернит этим всех богомольцев, храм и Святую Чашу. Я возразила, сказав, что Русская Православная Церковь поддерживает молитвенное общение с Элладской Церковью, а если ее лично это не устраивает, тогда нужно обратится к священноначалию и даже к Патриарху Всея Руси, но не следует приставать к богомольцам в храме. Однако женщина продолжала настаивать на своем. Я попросила ее отойти от нас и не устраивать беспорядков во время богослужения, а по интересующему ее вопросу обратиться к наместнику монастыря. Она нехотя отошла.

Заметив неладное, к нам подошла моя знакомая русская монахиня. Я объяснила ей, в чем дело, и мы решили вместе проводить до Чаши греческую паломницу. Пробираясь сквозь толпу народа, мы встретили на пути одну хрупкую девушку, которая дружелюбно спросила нашу греческую гостью – не иностранка ли она. «Да!» - доверчиво ответила та. Тогда девушка с нарастающим волнением стала втолковывать ей, что нельзя причащаться в нашем храме, что она этим осквернит Святое Причащение. Мы посоветовали девушке не общаться с духовно больными людьми и пошли дальше.

Впереди же нас ожидал апофеоз описываемого события. Подходя ко Причастию, мы заметили у Чаши ту самую полную женщину. Она рассчитала свой подход к Святым Дарам так, чтобы оказаться здесь одновременно с нами. Указывая на гречанку, она сказала: «Батюшка, вы не имеете права ее причащать, она новостильница». Священник тоже напомнил ей, что у нас есть евхаристическое общение с Греческой Православной Церковью, и тем не менее, женщина унялась не сразу.

Все же мы причастились и отошли от Чаши, охраняя нашу гостью от неозилотов. Несмотря на нападки горе-ревнителей Православия, мы были рады, что всем нам удалось причаститься. Но остался неприятный осадок от происшедшего. А жгучий вопрос, возникший в тот день в душе, не оставляет и по возвращении из Оптиной: «Долго ли еще здесь будет бесчинствовать группировка просектантов? Неужели некому пресечь их выходки?»

1«Васильки» - духовные чада иеромонаха Василия. Некоторое время назад отец Василий был певчим и регентом в Оптиной, занимался издательской деятельностью, однако после инсульта лишился дара речи. Иеромонах Василий и его единомышленники не согласны с некоторыми пунктами Устава РПЦ, в частности, касающимися литургического общения с Поместными Церквями, в которых практикуется Богослужебный круг по новому календарю. Мнение есть мнение, однако и.м. Василий. увлекся осуждением (даже священноначалия!) и свое мнение активно, через приближенных людей, навязывает паломникам. Всякий раз при посещении Оптиной паломниками из православных стран с новым церковным стилем, последователи отца Василия ведут себя дерзко и вызывающе.

2Всеправославным Собором, проходившим в 1948 г. в Москве, утверждена возможность употребления нового стиля. В Греции введение нового стиля не исказило догматов, сам новый стиль не является ересью. Все Поместные церкви составляют Единую Вселенскую Православную Церковь.