Ложный путь "Духов"
или о чем мечтают "благочестивые могильщики Церкви"
Важные темы ереси, раскола и людей, пытающихся расколоть Русскую Православную церковь - в интервью политолога, пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова Орловскому телевидению
www.raskol.net- Кирилл, что на ваш взгляд представляет собой газета "Дух христианина"? Куда она толкает верующих?
- Квазирелигия, которую пропагандирует это издание, лишь имитирует Православие. В действительности это сплошное нагромождение ненависти ко всему окружающему и - что особенно плохо - к собственной Церкви. Издатели этой газеты сеют в душах мирян семена сомнения в "православности" Священноначалия, а это, по сути, призыв к расколу. Я также согласен с отцом Андреем Кураевым, что не стоит доверять и тому, что "Дух христианина" формально дистанцировался от лишенного сана епископа Диомида. Кураев правильно отмечает, что еретики в своем нежелании выходить из тела Церкви, подобны глистам, которые тоже не хотят вылезать из человеческого тела. Но Диомид - лишь часть движения, суть которого - убедить верующих в том, что Святейший Патриарх и Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл уклонились в ересь; в том, что наши иерархи являются чуть ли не тайными католиками, которые разрушают Церковь.
- Чего же добиваются эти еретики?
- Диомид был крайним, брутальным проявлением этого течения, - и его отсекли. Но много еще существует всякого рода разных "диомидиков", которые целенаправленно ведут свою работу. В их числе и газета "Дух Христианина", и авторы интернет-портала "Русская линия", опубликовавшего провокационные статьи о том, что нужно извести "никодимовщину" (читай, извести Патриарха, митрополита Кирилла, митрополита Филарета, другими словами, весь высший Епископат Русской Православной Церкви). По их мнению, надо извести не только священноначалие, но и всех миссионеров, которые якобы обживаются "церковными Гайдарами" (имеется в виду параллель между миссионерской деятельностью и разрушительными реформами 90-х), которые, якобы, сокращают богослужение, занимаются пропагандой морального разложения. Идеологи этого антицерковного течения, этой миссиофобии не гнушаются никакими средствами. В государственные структуры они пишут политические доносы о том, что якобы наши миссионеры - не патриоты, что они якобы хотят "вписать" Православие в либеральный постхристианский порядок. На самом же деле, православные миссионеры, такие как Святейший Патриарх, митрополит Кирилл, отец Андрей Кураев борются за умы людей, давая бой антихристианским тенденциям в обществе. Отец Андрей Кураев, например, в нынешнем году совершил беспрецедентный по своей значимости поступок. Выступив с рок-музыкантами на Украине, он тем самым разрушил планы автокефалии, не позволив аппарату Ющенко оторвать украинскую Церковь от русской1 . За этот подвиг человек должен быть удостоен не только церковной, но и государственной награды. А вместо этого отца Андрея обвиняют, в том, что он и такие, как он, хотят подчинить Церковь мировому порядку. То же можно сказать и о служении действующего митрополита Кирилла. Благодаря энергии Его Высокопреосвященства и поддержке Святейшего Патриарха были созданы представительства Русской Православной Церкви при Евросоюзе и Парламентской ассамблее Совета Европы, которые сегодня выступают с критикой антихристианских тенденций в обществе. Гей-парады и однополые браки, дискредитирующие христианскую мораль, эвтаназия и клонирование - все это опровергается именно нашим Представительством, которое возглавляет выдающийся миссионер Высокопреосвященнийший архиепископ Илларион (Алфеев). Но именно по этим людям и наносят свои удары миссиофобы. Замечательный "рок-миссионер" игумен Сергий (Рыбко) является ревнителем Уставного богослужения.
Давайте разберемся, в чем заключается участие нашей Церкви в межхристианских организациях. По сути это защита Православия, - ведь конечной целью отношения Церкви к инославию является воссоединение сообществ церквей. Чтобы говорить об этом, нужны площадки. Мир протестантов бесконечно далек от нашего, и чтобы проповедовать, нужно идти к ним, как это делал, например, Георгий Флоровский. Я как член рабочей группы по правам человека конференции европейских Церквей имею возможность наблюдать происходящее в Европе. Кроме отступления от остатков христианства, где допустимы гомосексуальные браки и венчание животных, есть и реакция против этого: много консервативных христиан возмущенны этим. Они в своем роде потенциально православные люди, им только нужно объяснить, что они немного ошиблись адресом. Именно с этой целью мы и должны участвовать в объединениях христианских церквей.
- Возвращаясь к газете "Дух Христианина", хочу спросить, известно ли, какие силы за ней стоят?
- Конечно. До недавних пор газету возглавляла Галина Симонова. Сегодня она - правая рука бывшего епископа Диомида. Ее муж Алексей Симонов - глава Фонда защиты гласности, организации, финансируемой Фондом национальной поддержки демократии США. Правда, сам Симонов в отличие от жены обвиняет Русскую Церковь, в том, что она не стремиться к объединению с инославием и в том, что в ней мало экуменизма. Однако при этом поддерживает бывшего епископа, обвиняющего Церковь в вероотступничестве и экуменизме. Как видите, для них все средства хороши, чтобы сеять смуту в Церкви.Теперь о тех, кто за всем этим стоит. Есть группы политтехнологов, которые открыто заявляют, что борются с Русской Православной Церковью. Есть интернет-портал "Кредо" направляемый раскольником Василием Лурье, именующим себя игуменом Григорием. Как откровенно признается этот Лурье, его основным противником является Московский Патриархат, а ключевым звеном его боевых действий - дезорганизация тыла противника. Через этот "тыл" антицерковные силы, облекшись в маску ревнителей благочестия ("благочестивыми могильщиками Церкви" метко назвал их митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл) и пытаются дискредитировать наших лидеров, наших лучших богословов, обвиняя их в несуществующих грехах и ересях. Все это делается для того, чтобы убрать армию Церкви с полей сражения за умы и души людей, вынудить ее погрязнуть во внутренних разборах и оставить общество и Россию противнику. Дух газеты "Дух Христианина" вполне соответствует их информационной компании. Я хочу со всей ответственностью заявить: эти люди знают, что делают. Клевеща на миссионеров и иерархов Русской Православной Церкви, они прекрасно осознают, что никто из них не хочет сокращать богослужение и "реформировать" Церковь. Они прекрасно знают, что отец Андрей Кураев совершил патриотический подвиг, но продолжают клеветать.
Идея эта не нова. Вспомним смысл того, что обещает православным антихрист в "Краткой повести об Антихристе" Владимира Соловьева: "Я сделаю из вашей Церкви музей древностей", и вы будете жить в этом гетто, как некая "священная древность". Антихрист хочет, чтобы мы ушли от активной миссии, перестали быть адекватными современными людьми, чтобы мы, как призывают Диомид и "Дух Христианина", порвали паспорта и не занимались политикой, чтобы оставили Россию им! Подобные издания особо опасны тем, что преподносят антицерковные идеи под лозунгом ревности о чистоте Православия. На их страницах ересь растворена в трудах святых отцов и публикациях церковных иерархов, которые ну никакого отношения не имеют к "Духу Христианина". Например, из номера в номер здесь публикуются сочинения свт. Николая Сербского. Но свт. Николай Сербский полемизировал с индуистами, использовал для проповеди близкие их сознанию тексты и измышления. Он был очень строгим к себе православным человеком, и при этом владел убедительными аргументами и лексикой, понятной индуистам. Он переходил на их язык, объясняя основы Православной веры. Как мы сказали бы сегодня, "работал на их поле". Свт. Николай (Вильямирович) организовал миссионерское движение мирян-благовестников, в которое вошли как образованные люди, так и простые миряне. Они "прочесывали" по кварталам города и деревни, неся прямо по улицам весть о Православии, благодаря чему многие тысячи сербов вернулись в Церковь. Святитель Николай более походил на митрополита Кирилла и дьякона Андрея Кураева, которых так ненавидит "Дух Христианина", чем на наших "ревнителей". И обращение издания к творениям Святителя иначе, как рейдерством или незаконной приватизацией мыслей великих Святых Православия, назвать нельзя.
- Тогда тем более опасно, что издатели "Духа Христианства" занимаются также и воспитанием молодежи. Летом, например, они организуют молодежный лагерь близ Оптиной.
- Ну, Вы ведь знаете, какие доносы они пишут. Даже схиигумена Илия не пожалели, старца обвинили в вероотступничестве. Они клепают свои пасквили и на таких выдающихся воспитанников Оптиной пустыни, как игумен Мелхиседек (Артюхин) и игумен Сергий (Рыбко). Но давайте вспомним хотя бы то, как в 90-е отец Сергий организовал при Оптиной лагерь, куда отовсюду приезжала неформальная молодежь. Сюда стекались люди со сломанными судьбами, со "съехавшей крышей", но благодаря соседству с Оптиной и заботе отца Сергия, вылечивались от наркомании, обретали почву под ногами и возвращались обратно воцерковленными, православными христианами. Многие из них сегодня стали священниками и монахами и достойно служат Церкви и Отечеству. Вот каким может быть молодежный лагерь. Мы знаем и молодежный лагерь, организованный в Оптиной обществом "Радонеж", руководитель которого Елена Борисовна Рогожина была награждена Святейшим Патриархом орденом. Поэтому мне искренне жаль тех детей, которых будут учить ненавидеть отца Сергия, отца Мелхиседека, и других подвижников, идущих путем оптинских старцев. И я хочу сказать, о том, что нам, конечно же, нужно делать свои, молодежные лагеря, чтобы противостоять этому течению. Мы должны сражаться за детские души, не в стиле Диомида и "Духа Христианина", а в соответствии с настоящим православным вероучением Любви. Мы должны организовывать такие лагеря, где могли бы отдыхать и нецерковные ребята. Нет смысла создавать православные гетто лишь для оторванных от мира людей, которые неспособны отстаивать свою веру и к которым все остальные будут относиться настороженно.
- Кроме лагеря издатели газеты "Дух христианина" организовали в Козельске боевой клуб "Вольница". Как Вы думаете, могут здоровые силы общества как-то противостоять их действиям? И вообще нужно ли учить православных детей боевому искусству?
- Нам не нужны аутсайдеры, нам нужны люди, которые преображают мир вокруг себя, стремятся быть примером для других, интересуются наукой и философией и при этом все происходящее могут объяснить с точки зрения православной традиции. Ведь провокаторы вроде Диомида и "Духа Христианина" паразитируют именно на почве невежества в православной среде. В конце концов, если мы хотим видеть православными Российские Вооруженные Силы, то должны иметь в виду и то, что христианин должен быть физически развитым человеком, уметь пользоваться оружием. Вообще православный человек должен быть воспитан как лучший ученик, лучший студент, лучший менеджер, лучший воин!.. К сожалению, православных лагерей, где именно так относились бы к детям пока еще очень мало. Мы даже воено-патриотическую составляющую воспитания подрастающего поколения готовы отдать экстремистам. Но чему они могут научить детей? Наверное, используя желание любого молодого человека защищать себя, научат их "бить морды". Но вот только кому? Митрополиту Кириллу? Игумену Мелхиседеку или диакону Андрею Кураеву? Будут учить попов из храмов за бороды вытаскивать? Если это произойдет, это станет нашим упущением. Военно-спортивное воспитание - очень важная составляющая миссионерской работы с молодежью. В конце концов, нам нужны и ребята, которые смогут дать отпор и вооруженным экстремистам. Молодежь - это самая активная часть человечества. Молодость - лучший возраст, чтобы посвятить себя Христу. Апостол Павел в своей земной жизни был молодым человеком и миссионером. Александру Невскому было немногим более 20 лет, когда он победил шведов и тевтонский орден.
- Правда ли, что недовольная вашими разоблачениями Галина Симонова бросилась на вас с кулаками на Архиерейском Соборе?
- Это действительно было. Эти люди живут в каком-то иллюзорном мире (смеется). Конечно, мне лестно было услышать от нее, что я готовил решение Собора, непосредственно касающееся бывшего епископа Диомида, хотя на самом деле их готовил Собор епископов, и численность архиереев на нашем Архиерейском Соборе превышала численность преосвященнейших на Вселенских соборах. Истерика с рукоприкладством и попытка выместить на мне свою ненависть к Церкви, как это ни печально, свидетельствует лишь о помутнении рассудка и неадекватности. И это то, с чем Православие должно расстаться. Не может быть православным человек, который бросается на людей на улице. Не соответствует подобный образ и образу православной женщины. Вы знаете, уж пусть лучше православные женщины разумно красятся, чем, сохраняя верность внешней традиции, исполняются злобой и ненавистью.
- Предполагается ли какое-либо противодействие Священноначалия Русской Православной Церкви движениям и организациям, сеющим смуту в Церкви?
- Есть решение Священного Синода Русской Православной Церкви, где расставлены все точки над "i". В нем, в частности, сказано о том, что бывший епископ Диомид лишен сана, а также принято постановление (см.: пункт 4 журнала "Священный Синод" 90)2 , где предписано "мирян, сеющих смуту, не повинующихся решению Священноначалия призывать к покаянию и прекращению раскольнической деятельностью, предупредив, что в противном случае, они подлежат отлучению от Церкви". Это сказано очень ясно, предельно четко и означает, что те, кто и дальше будет клеить на Священноначалие ярлыки еретиков-никодимовцев, будут извержены из тела Церкви. Дискуссия на эту тему закончена. Мы готовы обсуждать любые актуальные вопросы Церкви, общества и государства, но у православных нет времени на демагогию. Как говорит один из иерархов, люди, которые сеют смуту, отнимают у Церкви 40 % полезного времени, необходимого для православной миссии, созидания церковной жизни, для свидетельства о Христе в современном мире. Эти люди не стремятся к истине, а стремятся дискредитировать активные силы Церкви, скомпрометировать миссионеров и Священноначалие. Сознательно бросают православных на борьбу с лучшими пастырями.
- Однажды мы уже видели, как эти люди саботировали решение высшей церковной власти, касающееся новых паспортов и регистрационных номеров. Несколько лет прошло с тех пор, как Собор определил, каким должно быть отношение православного человека к этой проблеме. Однако страсти не утихают, и "Дух христианина" сослужил этому большую службу.
- Давайте поговорим начистоту. Предположим, этот разговор слышит светский, образованный человек, которого мы хотим обратить в Православие. И что он думает? "Ребята, вы что психи? Я к вам в Церковь не пойду, если у вас всерьез такие разговоры про паспорта и налоговый учет ведутся. Я к вам никакого отношения иметь не хочу. Я боюсь вашего Православия. Мало того, я не только к вам в Церковь не пойду, я еще и в школу вас не пущу. Я не хочу, чтобы вы и моего ребенка сделали таким же психом". И последствия этого специально внедренного вируса, катастрофичны. Почему победил Ющенко на Украине? Потому что православным внушили, что на выборы ходить не надо, так как выборы - сатанинское дело. И паспорта брать не надо. Но если у тебя нет паспорта, ты не можешь голосовать. И Малороссию сдали врагам Церкви и Отечества. Увы, это была продуманная антицерковная политтехнология. А для нас, церковных людей, - цунами, которое отбросило нашу церковную жизнь на 30 лет назад. Последствия его катастрофичны. Тысячи людей выбиты из Церкви и из общества. Вместо того, чтобы нести свет Православной веры своим современникам, они борются с ветряными мельницами, с паспортами, и выглядят неадекватными людьми. И все это прикрыто эдаким псевдоблаголепием: сегодня мы не работаем, потому что у нас пост, завтра мы не работаем, потому что у нас праздник, а на борьбу с паспортами - времени предостаточно. И у здравомыслящего человека в сознании возникает чудовищная картина православной жизни, и ему хочется бежать подальше от такой Церкви! А это значит - их цель достигнута.
1Здесь Кирилл Фролов говорит о Всеукраинском концертном туре Юрия Шевчука, приуроченном к празднованию 1020-летию Крещения Руси. Тур имел своей целью подчеркнуть историческое и духовное родство корней славян, а также тот факт, что произошедшее 1020 лет назад событие, по сути, положило начало государственному образованию Украины, России, Белоруссии. Мероприятие получило благословение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира и представляло собой, с одной стороны, Крестный ход с мощами равноапостольного князя Владимира и другими святынями, а с другой – концертную программу, где выступления музыкантов предваряла миссионерская проповедь о.Андрея Кураева (– Примеч. администрации сайта). См., например, http://www.rusk.ru/
2 См.: http://www.patriarchia.ru/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии