Они вышли от нас, но не были наши

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Они вышли от нас, но не были наши

Многих людей смущает ситуация, сложившаяся вокруг событий, связанных с бывшим владыкой Диомидом. До сих пор духовникам часто приходится слышать от прихожан вопросы о том, как разобраться во всем происходящем. Ведь, если не прав оказался епископ, то кому тогда можно доверять в Церкви. Помочь разобраться в случившемся мы попросили кандидата богословия, иерея Даниила Сысоева.

www.raskol.net

Корр: Отец Даниил, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с бывшим Владыкой Диомидом.

Отец Даниил: Апостол Иоанн Богослов сказал: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2, 19)». И монах Диомид своим поступком и делами тех людей, которые пошли за ним, показал, что внутри Церкви развилась тяжелая болезнь под названием мнимоверность, которая под предлогом борьбы с незначительными внешними проявлениями, явила собой приверженность дьявольским принципам злобы и ненависти.
Ну, а что же сам бывший епископ? Известно, что ещё будучи священником, он слыл человеком конфликтным, а также и то, что в сане правящего архиерея, чтобы иметь полную власть в своей епархии, закрыл множество приходов, где люди были в чем-то с ним не согласны. Всё вышеперечисленное – это плоды убежденности в единственно возможной собственной правоте. «Только я прав, а вы все не правы!» И сегодня бывший владыка смеет утверждать, что Собор несправедливо лишил его сана без личного присутствия, и что это якобы противоречит 74-у правилу Святых Апостолов. Но правило говорит о том, что епископ должен быть трижды вызываем на суд в том случае, если вина владыки не очевидна и не доказана (например, если таковой ворует или тайно делает что-то непристойное, скрывает это, и на него поступают жалобы). Тогда в епархию посылают три вызова, и, если епископ не является на Собор, следует суд и лишение сана.
Однако с бывшим епископом Диомидом имела место иная ситуация. Все были свидетелями того, что он публично многократно высказывался против священноначалия. Очевидно и то, что он солгал перед лицом Собора, не явившись на заседание, якобы по причине болезни. Но даже если бы болезнь действительно имела место, Синод ведь уточнил постановление церковного суда – наказание было условным. Бывшему владыке Диомиду лишь запретили проводить Богослужение, что вполне логично, для того, к кому применена предсудебная мера наказания. Ведь то, что совершил Диомид, – это преступление. Грех раскола – тяжелейший грех, и наказание необходимо в такой ситуации хотя бы для того, чтобы этой заразе не подверглись другие люди. Бывший Епископ Диомид нарушил огромное количество священных правил. Он продолжал служить, находясь под запретом, чем, собственно, по канону лишился и права оправдания. Хотя решения Собора еще не было, но бывший епископ уже потерял возможность апелляции.
Но самое страшное произошло 17 июля, когда Диомид самовольно назвал себя патриархом, а чуть позже дерзнул заявить, что новомученик митрополит Владимир Киевский пострадал не как мученик, а в наказание, потому что был якобы «имяборцем» и поддержал отречение императора. Здесь, я думаю, комментарии излишни.

Корр: Скажите, а какую роль в этой истории сыграли СМИ, поддержавшие бывшего епископа Диомида и его союзников?

Отец Даниил: Создается впечатление, что епископ Диомид оказался марионеткой в руках редактора газеты «Дух Христианина» Галины Симоновой. Мы стали этому свидетелями в ситуации, когда Галина Симонова изливала ложь на законные власти Русской Православной Церкви и России, а из Диомида делала героя. «Дух христианина» справедливо осужден Священным Синодом как антицерковное издание. Огромной части публикаций этой газеты присущ накал ненависти. Материалы делает узнаваемыми, с одной стороны, черная беспросветная тоска, а с другой, – страшная злоба по отношению к христианам: здесь враги, там ненавистники, всюду обманщики, кругом Бога не почитают… Из содержания статей газеты «Дух христианина» становится очевидно, что сторонники Диомида очень ждут антихриста. Я ни разу не читал в этом издании о том, что они ждут Христа, и о том, какое значение для них имеет Второе Пришествие Спасителя.

Корр: На данный момент Галина Симонова больше не является директором газеты…

Отец Даниил: Но газета все-таки её активно поддерживает. Здесь все происходит так, как это обычно происходит в среде раскольников – всюду ложь на лжи и ложью погоняет. Двойные стандарты – для себя и жесткие категоричные требования к окружающим… Например, Диомид осуждает Интернет, но активно им пользуется, критикует мобильники, но не пренебрегает мобильной связью и т.д. и т.п.

Корр: До наступления развязки событий на Соборе обо всем, что касалось бывшего владыки и газеты «Дух христианина», было очень трудно говорить публично и писать. Священноначалие, к которому обращались с просьбой прокомментировать проблему и повлиять на происходящее, старалось все скрыть. А люди, которые имели опыт противостояния расколам и борьбы с сектами, напротив, советовали как можно чаще освещать эту ситуацию в прессе, аргументируя тем, что только так можно будет вывести зачинщиков на чистую воду. Как Вы объясните нежелание священноначалия разоблачать инициаторов раскола?

Отец Даниил: Есть такое понятие как корпоративная этика, и в ее основе действительно заложен здравый смысл. Епископат находится на передовой духовной войны. И, естественно, что первая атака, направленная против Церкви, приходится именно на архиереев. А что касается раскольников, то – это люди, которым небезразличен Бог, не безразлична Церковь, поэтому Церковь щадит их, чтобы не спровоцировать ненависть.

Корр: Сегодня уже ни для кого не секрет, что духовными лидерами «Духа христианина» являются два оптинских иеромонаха. Их чада (включая, кстати, и главного редактора газеты Дмитрия Морозова) купили несколько участков близ монастыря, огородили их общим высоким забором, и создали своеобразную «общинку». Эти же люди открыли клуб «Вольница» в Козельске, летом организуют так называемый патриотический лагерь и везде «борются» за чистоту Православия. Например, всячески пытаются воспрепятствовать причащению греков и бывших зарубежников в оптинских соборах по той причине, что они якобы «новостильники»; внимательно отслеживают, к какой национальности принадлежит тот или иной священник. Как Вы думаете, можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? Священноначалие Оптиной не предпринимает никаких действий, видимо, ожидая покаяния братии…

Отец Даниил: На подобные выходки следует отвечать адекватно. Необходимо подать судебное требование на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Его Святейшество – настоятель мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь, и единственный может решить эту проблему. Надо только собрать достаточное количество доказательств, и вопрос этот обязательно будет решен в судебно-церковном порядке. Но прежде нужно разобраться, в чем кроется настоящая причина этого дела. Я думаю, что она – в неправильной мотивации тех, кто принял Православие в 90-е годы по национальному признаку. В те годы многие люди приходили в Церковь не потому, что они любят Бога, а потому что они – русские. Им и сегодня не нужен Христос, им нужна сильная нация. А когда Христос не нужен, тогда естественным образом и распространяется подобная гниль. Ведь тот, кто не любит Христа, тот гниет, потому что не может удержаться в теле Христовом. Вот почему мы должны опровергать позицию таких людей и предлагать лекарство против зла, которое они взрастили в своих сердцах. Их теория сильной нации повторяет логику иудаизма: нам нужны земной царь, земная власть и земная слава. Но все это, как мы знаем, дьявольское искушение.

Корр: Может быть, именно поэтому молчали иудеи, когда со страниц «Духа христианина» раздавались выпады против «жидов»? Казалось бы, вот где поле для защиты прав человека и уличения в разжигании межнациональной розни, «а в ответ тишина» даже со стороны правозащитников…

Отец Даниил: Враг рода человеческого поддерживает любые действия, направленные на раскол Церкви. Мы часто начинаем искать заговоры в окружающей нас действительности, – заговоры иудеев, масонов, – а ведь в мире есть и духовные силы. Есть Всевидящий и Милосердный Бог. И надо понимать, что за всеми расколами и сектами всегда стоит дьявол, и что любые заговоры – это не человеческое, а дьявольское явление.

Корр: Да, это так и есть. Но как тогда Вы прокомментируете то, что газету «Дух Христианина» поддержал муж Галины Симоновой, Алексей Симонов, глава Фонда защиты гласности, который существует на гранды из Америки.

Отец Даниил: Ну, а почему нет? Достоверно известно и то, что в Белгороде листовки против Церкви финансировал Березовский. Это все не случайно, это задача врага, который покушается на Православие.

Корр: Батюшка, расскажите, пожалуйста, немного о том, что такое вообще раскол?

Отец Даниил: Раскол – это смертный грех, тяжелейшее преступление против первой заповеди. Человек, уклоняющийся в раскол под предлогом тех или иных причин, отделяет себя от Вселенской Православной Церкви, от Тела Христова, отдает себя во власть дьявола. Раскольники не могут наследовать Царствия Небесного, Дух Святой покидает их, и после смерти их ждет вечный огонь.

Корр: Насколько силен тот вред, который раскол наносит Православию?

Отец Даниил: Раскол отторгает людей от Церкви, причем часто именно тех, которые радеют за чистоту веры, но, к сожалению, проявляют «ревность не по разуму» в своем радении. В раскол часто уклоняются люди неравнодушные, те, кто стремятся к правде, только почему-то, увы, правды не ищут. Раскол особенно опасен и тем, что возбуждает ненависть между христианами. Ненависть же по сути своей – это действие дьявола, которое, как это ни печально, мы имеем возможность наблюдать сегодня в России. Последователи раскола люто ненавидят всех, кто не разделяет их взглядов. Но вспомним о том, что раскол, возникший, например, в XVII веке, привел к явлению массового самоубийства. Люди, будучи уверены в том, что они служат Богу, кончали с собой, и таким образом губили собственные души и тела. Около двадцати тысяч человек совершили в тогда акт самосожжения в трубах, думая, что тем самым угождают Господу. «Всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2)», – предупреждал еще в I веке от Рождества Христова Своих учеников Спаситель. Но есть и более близкий к нам по времени пример такого же страшного заблуждения. Многие помнят трагедию, которая произошла около года назад в Москве, когда на Черкизовском рынке террористами была взорвана бомба. Так вот, бомбу эту взорвал Илья Тихомиров вместе с группой людей, которые считают себя православными христианами. Состояние, когда человек убивает себе подобных и думает, что таким образом служит Богу, можно определить как чудовищное помрачение ума. Но еще более ужасно, что после совершения убийства эти люди считают возможным приходить в храм и приступать к Святому Причастию.

Корр: И все-таки Господь для чего-то попускает расколы…

Отец Даниил: Господь, сотворивший Вселенную, никогда не касается воли человека. Каждый человек свободен в своем выборе и сам выбирает идти ему за Богом или не идти, слушаться правды или не слушаться, искать истину или не искать. Раскольники, выбирая ложь, выбирают тем самым дьявола. Вообще у раскола есть одно характерное свойство: люди, уклоняющиеся от истины, обычно бывают наделены бешеной энергией. Эта энергия дает им возможность делать множество дел, проявлять невероятную активность, только, к сожалению, активность их разрушительна. Может быть, Вы замечали, что раскольники со всеми скандалят, всех ненавидят, со всеми борются… Но дело в том, что, когда человек не мирен, дьявол пожирает его душу. Именно от этого человек чувствует опустошение и тягость на душе, и именно эти переживания пытается компенсировать еще большей активностью.

Корр: Конечно, основной виновник зла – враг рода человеческого, и нам надо самим становиться христианами, чтобы понимать, каков дух христианина и знать наверняка, как противостоять злу. Только вот создается впечатление, что многие люди так легко были введены в заблуждение, прежде всего, потому, что не хотели приобретать никаких, даже элементарных знаний о своей вере и своей Церкви.

Отец Даниил: Да, невежество – мать всех грехов. Если человек не знает Бога, если он не знает Истины, если он не знает правды, то он скатывается во зло, поверьте.