Православие и харизматизм. Часть 2. Диакон Павел Сержантов
Харизматистская эстафета.Одержимая духом прорицательным (Деян. 16, 16–18) сообщила людям, что Павел возвещает спасение, но Апостол выгнал из нее духа не потому, что информация неверна, а потому, что бес вредит, даже когда сообщает адекватные сведения. ДПК у «харизматов» началось благодаря информации «Духа» о кодах, а продолжилось новыми «крещениями Духом». Неопятидесятническое ДПК не стремится передать информацию о чуде, оно стремится передать чудотворческий дух харизматизма. ДПК легло на православную почву силами самостоятельных в своем мистицизме (или харизматизме) православных. Православные харизматисты составляют в православной части ДПК меньшинство, но они стараются влиять на нормальных православных из ДПК, вызывают у них харизматистский настрой. Уровень харизматизма в православной среде повысился с помощью ДПК, так что желание «харизматов» передать «Дух» отчасти сбылось.
Проповедь ДПК среди православных подкрепляется чудесами типа: в «храме Святителя Николая, после того как община решила не принимать ИНН прихода, чудесно замироточил образ Святителя». Почитающийся старцем в ДПК протоиерей Владимир Шикин утешает: «Вы не представляете, какие чудеса в последние времена будет творить Господь». Как это напоминает учение о позднем дожде! Противоположное этому учению сообщает старец Софроний: «Есть предсказания святых отцов IV в., что в последние времена Бог скроет от верных Своих, где (на какой ступени — д. П. С.) они. Не будут творить чудеса. И будут ощущать себя как бы покинутыми Богом, в состоянии истощания. Это единственный верный путь». Не все идут им. Потоки чудес у православных и «харизматов» в ДПК образуют духовную эстафету. Проследим ее.
Вот двусторонняя листовка. На одной стороне выступление Сандерсена, на второй — икона Спасителя из Оренбургской области: с 1999 г. (начало активного присвоения ИНН) икона замироточила, а когда был запущен проект «Карта москвича», икона закровоточила. Церкви известно кровоточение из иконы Богоматери. Но чтобы Кровь шла из иконы Христа?! Подобное было у богородичников, они тоже доказывают этим правоту своих пророчеств… Ниже мы вернемся к теме чудес от икон и увидим, что оренбургское чудо — частный случай невиданных массовых мироточений.
Буклет «Петля глобализации» после ссылки на Сандерсена пророчит: «В обычном концлагере человек имеет возможность духовной жизни <...> в электронном — ничего этого не может быть. Все, что бы он ни делал, какие бы ему ни приходили в голову мысли — все это не его, а внушение чужой воли. Это уже что-то человекообразное, но не Человек — образ Божий». Учение об утрате через грех образа Божия было бы естественно для псевдопротестанта Сандерсена, Православие же учит об искажении образа Божия. Но ДПК не останавливается на протестантской окраине и утверждает совсем как нью-эйджевское «Белое братство» (их собратья по ДПК): ИНН зомбирует человека. Православное ДПК протестует: «не желаем стать заклейменными зомби»! Нью эйдж господствует в таких жанрах, как фильмы ужасов и фантастика. Воспитанные на них православные ожидают «превращения человека <...> в придаток компьютера — киборга». Но, согласно Православию, сделать из человека программируемое периферийное устройство невозможно.
ДПК верит в антиутопию: суперкомпьютер всемирного правительства через спутники будет контролировать поступки, здоровье и жизнь людей, принявших микрочипы. Раньше указывали на брюссельский компьютер «Зверь». Теперь обсуждают проект создания компьютера «LUCID»; «Общество Ревнителей Православия», принадлежащее одному из расколов, который присвоил себе название РПЦЗ, производит название «LUCID» от имени Люцифер.
Стоит ли бояться компьютерной слежки? Активнее и организованнее всех нам противоборствуют бесы. Информации о каждом из нас они имеют предостаточно, добывают ее лучше электродатчиков, передают быстрее интернета и проникают даже в наши помыслы. Более злоумышленной слежки и контроля, чем всегдашние бесовские нападки, никакие компьютеры не устроят. Помимо бесовской слежки есть Божий промысел. Бог, в отличие от бесов, располагает полнотой информации и возможностей вмешаться. Силуан Афонит делится своим опытом: когда мы испытываем нападение беса, не надо бежать, потому что в момент нападения Бог приближается к нам, и если мы, несмотря на устрашения, мужественно смиримся перед Богом, то Он даст победу над бесом.
Христианское отношение к миру сочетает два действия: мир принимается как создание Божие (мир как добро) и отвергается в его отступлении от Бога (мир как зло). Исихаст отрекается от мира злых деяний, а не от мира злых вещей. Осуждение мира проявляется как борьба со страстями: «Брат <...> хвалил одного брата за то, что он ненавидит зло <...> Старец (Пимен Великий — д. П. С.) отвечал: вот ненависть ко злу — если кто возненавидел свои грехи, а ближнего своего почитает праведным». В ДПК культивируют осуждение греха: «Принятие ИНН — богоотступничество». Эта фраза из газеты «Канон» обличает чужой грех. ДПК отвергает мир внешне — компьютеризацию. Мир гибнет, из него надо бежать. Как? «Нам бы не от компьютеров бежать надо (это техника), а от своих собственных грехов» (отец Иоанн (Крестьянкин)).
Борьба с духом антихристовым.Отцу Иоанну (Крестьянкину) задавали вопросы о близкой войне с антихристом. В ответах батюшка переводил речь с политики на духовность: «Насчет войны мне ничего не известно, кроме той, что каждый человек ведет ежедневно». Борьба со страстями и есть война против антихриста. На нее каждый призван Богом. Опыт этой борьбы и даст возможность противостоять антихристу. Древние антихристы типа Нерона убивали верующих. Не видя антихристов в IV в., монахи, тем не менее, готовили себя подвигами к мученичеству - свидетельству против духа антихристова. И теперь отец Иоанн призывает нас к эсхатологическому подвигу христиан, спасительному во все эпохи: «Сейчас мы все больше боимся печати антихриста <...> А вот о печати нашего личного греха мало кто даже задумывается».
Да, в наше время печать антихриста предпроставляется, но не сатанистами-компьютерщиками, а нами: «Печать смогут поставить лишь тому, кто нераскаянно жил во грехе и кто отрекся своей жизнью от Господа». Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Перед причастием мы исповедуем эту истину словами Симеона Метафраста: «Несть грех, побеждающий человеколюбие Твое <...> Ты бо еси Бог кающихся». Бороться с непростительными (нераскаянными) грехами значит быть в подвиге покаяния: «Некоторые отчаиваются, думая, что Господь не простит им грехов. Такие мысли от врага <...> если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грех» (преподобный Силуан). Часто духовники советуют покаяние начать с чего-то одного: «Поживи внимательно хоть один день, понаблюдай за собой <...> попробуй хоть день прожить, сопротивляясь (обнаруженному — д. П. С.) греху. Узнаешь, как это трудно <...> и не будешь никого осуждать» (отец Иоанн). Непринятие печати антихриста в борьбе со своим любимым и потому непростительным грехом открывает путь исполнения заповедей, и борьба не выливается в осуждение ближнего.
Духовное восхождение обогащает христианина религиозным опытом. Опытное знание Бога исихасты ценят и потому особо проверяют, начиная с самопроверки: не был ли опыт плодом мечтательности? не вызвал ли он высокомерное чувство? Даже после тщательной самопроверки не следует доверять себе без должного свидетельства. Архимандрит Софроний перечисляет этапы свидетельства: 1. Из Нового Завета; 2. Из творений святых православных подвижников; 3. От обсуждения вживую с духовно более зрелым единоверцем.
Приведенные стадии проверки могут не дать достоверных результатов. Тогда опыт оставляют без оценки: не хвали и не хули. Истинный духовный опыт — лишь сверхъестественный (благодатный); опыт естественный (психосоматический) и противоестественный (бесовский) могут напоминать его. Если человек принимает их за благодатный опыт, это оборачивается срывом (прелестью), прельщенный почитает срыв взлетом. И трудно убедить его вернуться к началу восхождения — к покаянию. Поэтому исихасты выработали стратегию: лучше перестраховаться и не принять благодатный опыт, чем усвоить опыт ложный.
В прелесть впадают и не харизматисты. Преподобный Силуан на Афоне дважды был в прелести; оба раза связаны с недопроверенным мистическим опытом. Дважды обжегшись, старец стал осторожным в оценке опыта. Харизматисты жаждут эксклюзивных дарований; жажда делает их неразборчивыми; они наспех проверяют свой опыт либо не проверяют вовсе. Истинность мистического опыта в ДПК устанавливается, например, по возрасту. Листок «Пересвет» заверяет: «Нашим детям в раннем младенчестве Господь даровал способность видеть ангелов и общаться с ними <...> По благословению схиигумена (назван старец из ДПК — д. П. С.) <...> публикуем стихотворение, записанное со слов четырехлетней девочки». Далее следует стих, где о предантихристовом времени «Бог» говорит от первого лица. «Безошибочность» откровения обеспечивают младость пророчицы и старость благословившего публикацию. Исихасты не знают о возрастных способностях общаться с ангелами и быть духовно зрелыми.
Авторитет старцев за игрой в исихазм.Слово старец имеет несколько смыслов.
1. Прозорливец, которому Бог открывает Свою волю, пророк. Бог на 9-й ступени сообщает человеку дар предвидения: «Сподобившиеся видеть Нетварный свет — пророки Нового Завета <...> опережают время и видят славу Христа, то есть Царство Небесное» (митрополит Иерофей (Влахос)). Таких старцев — единицы.
2. Старцем называют искушенного в духовной жизни, опытного монаха. Такие старцы всегда встречались редко.
3. На Афоне старцами зовут начальствующих: игуменов, заведующих мастерскими.
4. Старцами называют стариков, даже прельщенных. Святитель Игнатий рассказывает: опытные монахи (старцы) объясняли престарелому монаху, что на молитве он трясется не от благодати, но старец этот не слушал их рассуждений.
ДПК действует якобы по благословению старцев. Что за этим утверждением стоит? ДПК игнорирует послушание старцам в афонском смысле слова — старцам-начальствующим. Священноначалие увещало паству Церкви Элладской (в 1998 г.) и Русской (в 2000г.) не придавать апокалиптического значения бюрократической проблеме ввода электронных документов. Меж тем ДПК до сих пор не стыдится утверждать, что действует по воле священноначалия. В ДПК наблюдается тревожный симптом: ложь ради насаждения правды используют тоталитарные секты. Думать, будто цель оправдывает средства, не позволяет нам Симеон Новый Богослов: «Добро уже не добро, когда не бывает должным образом». ДПК ссылается на старцев Кирилла (Павлова) и Николая Гурьянова. Однако оба они про ИНН публично высказались, и предупреждения о пагубности ИНН от них не прозвучало. Старец Иоанн (Крестьянкин) давал ответ про ИНН в поначалу письмах. Одно письмо попало в интернет, но в ДПК его объявили подложным: старец не мог так писать. А «Русский вестник» опубликовал письмо против ИНН, якобы сочиненное отцом Иоанном. Старец перед видеокамерой выразил свое отношение к смуте вокруг ИНН. Вердикт был суров: он не старец. А вот иеросхимонаха Рафаила (Берестова) в ДПК принимают за афонского старца-пророка, хотя на Афоне он прожил… год, за такой срок не стать даже афонским монахом. ДПК ведет игру в исихазм, назначает и низлагает старцев.
Старец Рафаил наставляет: «Чада, убиенные во чреве, должны окреститься». Это противоречит учению Церкви: «Да не подвижится невежество пресвитеров крестити скончавшихся» (26-й канон Карфагенского собора). Рафаил опирается не на Собор, а на мистические опыты своих сотаинниц — схимонахинь Антонии и Сергии. «Антония всем часто повторяла, что если люди будут отмаливать души убиенных младенцев, то мир продлится», то есть отложится антихристово воцарение. Наречение имени нерожденному младенцу является частью псевдоисихастского культа имени. Авторитетом старца Владимира Шикина распространяется идея царебожника Н. Козлова: неблагое имя человека связывает его с бесом (Ганнибал — милость Ваала); ИНН (число имени налогоплательщика) в компьютерной программе соединяется с числом имени зверя, что свяжет человека с антихристом. Так ли это? Нет. В Церкви возносятся имена святых Аполлония (принадлежащий Аполлону), Гермогена (Гермесородный), Сатира и т. д. Именами святые как бы «соединены» с бесами, но жизнью — с Троицей.
Старец Рафаил перед видеокамерой с радостью обращается к своему окружению: некоторые здесь присутствующие видели явление Государя! Коллективными видениями характеризуется харизматизм. Харизматистская прохлыстовская позиция Рафаила видна из его слов: небрежное отношение к «старцу Григорию» Распутину оскорбляет «святого человека, благодать Божию, Духа Святаго». Хлыст Распутин выдается Рафаилом за афонского иеромонаха, старца. А ведь на двух питерских квартирах Распутина был установлен одинаковый номер телефона: 64646. ДПК должно бы заинтересовать такое сочетание цифр.
Заглянем в распутинское «Житие опытного странника», в телеграммы и письма, изданные его поклонниками. По Распутину, бес «на трудолюбивых старается нагнать леность. Как это все — победить[?]! На все нужно бить: молиться немного, но ударять себя <…> чтобы даже пол дрожал, только стараться, чтобы никто не видел— тогда это все будет здорово». Высказанное им совпадает с хлыстовской практикой, от слова хлыстать производят название хлыстовства. По приходе в церковь Распутин рекомендует то же: «Так и в храме нужно стоять, когда придет радость [—] молиться, если же леность придет, ударять себя <…> стыдиться не нужно в храме, потому что дом молитвы». Если мы последуем подобному совету, то храмовая служба превратится в кэмп-митинг.
Сакрализация царя — известный в истории феномен. На Руси она приняла форму почитания царя как «Христа (Помазанника) Господня», образа Христа, уравненного с Первообразом. Это в духе не столько учения об образе Божием, сколько в духе неопятидесятнической теологии процветания. Вот Распутин обращается к Николаю Александровичу со словами Литургии: «Твое посещение милость мира жертва хваления к Своим армиям <…> воскресили всю матушку землю». Жертва царя воскресила землю?! О рождении Алексея Николаевича Распутин витийствует так: «Были и раньше появления радости о рождении свыше — весть была о рождении Спасителя <…> и теперь напоминается тем же словом, родился у нас <…> Помазанник Христов <…> Он кротко и смиренно переносит за наши прегрешения все невзгоды». Тут Распутин приближается к тем, кто поклоняется «Искупителю Николаю», ставя его на Христово место Искупителя. Поистине дух антихристов действует через «Искупителя Николая».
Сораспятие Христу.Святитель Макарий (Невский) в 1917 г. якобы увидел вещий сон о том, как Государь «взял вину русского народа на себя». Сон опубликовали единомышленники С. Нилуса, которому в 1921г. сон «кто-то передал». (Да, влиятельный в ДПК писатель Нилус многим привил любовь к оптинским старцам, что не делает этого представителя «истинно-православного» движения, который «напророчил» целый ряд несостоявшихся эсхатологических событий, знатоком исихастской традиции.) Согласно Феофану Затворнику, христианин восходит на Голгофу, когда очищается от своих страстей на кресте благоразумного разбойника (1–2 ст.); сраспинается Христу, когда предается в волю Божию (6–7 ст.), когда может сказать: живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19–20). Хотя апостол Павел сораспялся Христу, он спрашивает: Разве Павел распялся за вас? (1 Кор. 1, 13). Апостол после мученичества сам ходатайствует перед Богом за христиан, но он исповедует, что только Жертва Христова всеискупительная.
К началу 1980-х относится встреча ДПК и православных, находящихся под влиянием ключевых для царебожия идей. Иеромонах Серафим (Роуз) предчувствовал конец мира, еще когда писал книгу «Православие и религия будущего» (1975 г.). Там признаком предантихристова времени он вывел экуменизм, по милости которого неопятидесятничество проникло к нам. Летом 1982 г., после публикации Рэлф, он читает лекцию «Православное мировоззрение» и среди признаков последних времен называет компьютерную систему 666. Лекцию начинает критика «харизматов», а заканчивает тезисный пересказ Рэлф.
Иеромонах Серафим, ощущая апокалиптичность нашего времени, утверждал: «Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно: клятвопреступление и цареубийство <…> Однако до сих пор нет настоящего покаяния». Наставник иеромонаха Серафима епископ Нектарий (Концевич) по «некоему откровению» в те же годы заявил: «Смертный грех цареубийства тяготеет <...> над каждым из нас <...> Христос был распят <...> , так и Государь принесен в жертву за грехи всей России”. Последние две цитаты современные царебожники из ДПК берут как руководство к действию. Они верят, что грех против царя, аналогичный первородному, запустил механизм уничтожения РПЦ, а остановит этот механизм чин отвержения этого греха. Он же призовет «Царя», с чьей властью будет связано процветание России и победа над антихристом. Фигуру «Царя» они смешивают с Христом в первом и втором Пришествии. Эта путаная доктрина, сходная с откровениями «истинно-православных» царебожников-богородичников, напоминает учения католических маргиналов о «Соискупительстве» Девы Марии и хилиастическом «веке Марии» перед концом света.
Одна группа царебожников организовала проведение на открытом воздухе чина покаяния в цареубийстве. «Поток чудес» организаторы чина приводят как доказательство его благодатности. Священники на чине делаются прозорливыми, группы кающихся слышат ангелов и получают исцеления в диапазоне буквально от исчезновения насморка до воскрешения. Ольге из Ульяновска по приезде на чин во сне был глас: «У вас не имена, а цифры». Вернувшись домой, она отказалась от ИНН. Покаяние и вообще первые ступени восхождения не позволяют нам принимать опыт мистического сна: «У тех только бывают истинные во сне видения <...> которых ум благодатию <...> свободен от всякого давления со стороны страстей и от рабства им» (преподобный Симеон Новый Богослов). Свидетельство Людмилы из Ростова-на-Дону дает почувствовать атмосферу чина покаяния в цареубийстве: «Через Царя наше спасение! <...> (во время слезного покаяния — д. П. С.) мужской голос закричал: С иконы Царя Николая II течет кровь!?. Мгновенно заколыхалось людское море и ринулось к иконе».
На чине у Татьяны из Сергиева Посада «появились трепет и дрожь в руках. А далее по телу стали проходить как бы слабые нити электрического тока. Татьяна испугалась и обратилась с молитвой к иконе Господа, которая вибрировала в ее руках. Она посмотрела на икону и увидела, что из-под тернового венца Спасителя потекла кровь. Весь Чин покаяния Татьяна проплакала». Характерные черты: крики и колыхание ожидающей чудес толпы, дрожание и обмороки, видения. Этот чин — псевдоправославный аналог кэмп-митингов, которые сделали харизматизм массовым явлением.
Чин проводился примерно раз в месяц, привлеченные мистическими ощущениями люди приезжали на него по нескольку раз. Организаторы сообщают, что через чин за 3 года прошло 200тыс. человек, и что возражать против чина могут только сатанинские силы.
Недавно Патриарх Алексий заявил, что участие в этом чине для православных недопустимо и душевредно, что священников, которым для покаяния недостаточно таинства исповеди, необходимо лишать сана. Организаторы чина в ответ лишь приостановили его проведение на открытом воздухе, пока Патриарх не предложит канонический вариант чина, как будто заявления Святейшего и решения Синода не закрыли вопрос о царебожном чине.
Чин предлагает альтернативную церковной борьбу с грехом — групповое покаяние в родовых грехах, «покаяние» за умерших (ср. «крещение» за умерших). Хотя сын не может каяться в грехе отца, а только в личном грехе. Вообще царебожники возвращают христиан к родовому сознанию. Обожение у них становится из личного групповым событием. Н. Козлов фактически возвещает о роде «Удерживающих Царей Искупителей», который сотрет главу змия. Учение о том, что после Христа царский род спасает человечество, ставшее трансгенной смесью людей и бесов («Опричный листок», № 43 и 54), уже было слышно — из харизматистской секты Муна.
Другая группа царебожников считает покаяние в цареубийстве клеветой на народ. Она признает ИНН антихристовой провокацией, на нее призывает ответить соборным прославлением Николая II в «лике искупителя». Тогда земля даст семикратный урожай, народ духовно воскреснет, «как Апостолы, когда на них обрушилась благодать, языки сошли». Царебожная теология процветания предполагает, что некоторые могут вкушать харизму уже сейчас: «Благодать на них давит (у них и правда давящая «благодать» — д. П. С.), и они в радости пребывают». Так учат авторы «единственной в мире мироточивой газеты "Жизнь вечная". Интересно, что статью псевдоправославной «Жизни вечной» о духовном смысле проклятия перепечатала неопятидесятническая «Церковь прославления». Рыбак рыбака видит издалека; «харизматы» учатся у ДПК.
Перспективы у расколоучителей.Разные лидеры ДПК ставят ультиматум: нынешнее поколение будет жить при антихристе, спастись можно только, если присоединиться к нам. За подписью 4-х женщин ДПК по приходам рассылало такое открытое письмо: «Г-н Ридигер <...> в ряде изданных вами от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси посланий неоднократно звучали утверждения о духовной безопасности принятия и использования цифровых идентификаторов личности <...> Мы не можем <...> принимать церковные таинства от Вас <...> не можем рассчитывать на добровольное оставление Вами и (рядом иерархов — д. П. С.) <...> занимаемых должностей и <...> оставляем за собой право дерзновенно призывать народ <...> (к — д. П. С.) решению "снизу"». В письме даны телефоны для тех, кто решится на раскол. Журнал «Сербский Крест» ждет от читателей паспортных данных с адресом для «формирования в дальнейшем православной общины». Царебожники-пелагеевцы разработали чин приема в «Царскую Православную Церковь», которая якобы располагает тайной иерархией. Ссылаясь на старца Паисия Афонского, его русский публикатор (иеромонах Доримедонт) пишет о нужде в появлении нового чина: принимать через покаяние в церковное общение тех, кто вынужденно оформил ИНН. Некоторые активисты ДПК держатся более сурового откровения «харизматов» и считают, что штрих-коды, ИНН — это печать антихриста, а не предпечать, и не допускают пользователей этих технических средств до покаяния.
Как и полагается, перечисленные и другие расколоучители от ДПК себя таковыми не считают. Иеросхимонах Рафаил возмущается: «Мы выступаем против ИНН. И мы раскольники? Церковь не жила с ИНН до конца прошлого столетия. Что же, все были раскольники? Те, кто ввели эти новшества <...> Я их называю не только раскольниками. Они еретики». Рафаил воспроизводит логику старообрядческих расколоучителей: мы спасаемся как Сергий преподобный, по-старому, никониане ввели карточки и новое имя Господа — Иисус (число которого якобы 666), они и суть раскольники. В ДПК подобно староверам рассуждают о книжной справе, но Ленина, а не Никона: «Слугами лукавого было выдумано <…> писать бес..сильный <…> (беса — д. П. С.) стали хвалить, как бы нечаянно в храмах <…> Святый, а далее звучит: бес..смертный, помилуй нас!». Совпадение логики ДПК со старообрядчеством неслучайное: оба движения апокалиптические, с харизматистами во главе. Сопоставим их, чтобы получить данные для прогноза: что может произойти с теми из ДПК, кто решится пойти на раскол?
Итак, харизматистские лидеры старообрядцев увидели в Патриархе Никоне антихриста, отмеченного числом 666, и ушли в раскол. Со временем раскол поляризовался.
Первый полюс. Убедившись, что Никоном история не кончилась, прозорливцы вычислили антихриста в следующем «гонителе»— Петре I, его императорский титул дал число 666. Но Пришествие все не наступало. (В ДПК также заявления «штрих-коды — печать антихриста» заменили на разговоры о предпечати антихриста, о том, что сроки конца времен Господь по молитвам удлиняет.) Жизнь в расколе приходила в упадок: епископов не было, священники вымирали. Часть раскольников посчитала свое беспоповство признаком антихристова времени: отнялась благодать священства. Жизнь их по литургической скудости приблизилась к протестантской.
Онисимовщина в Великий четверг стояла с разинутыми ртами, чтобы ангел их невидимо причастил. (В ДПК распространяется «Явление Спасителя», где напророчено, что Литургия прекратится, но верных будет причащать ангел.) Аароновцы не принимали паспортов. (Часть ДПК отказывается от российских паспортов.) Скрытники шли дальше: не принимали предметов с несмываемыми клеймами — с антихристовой печатью. (Некоторые греки из ДПК не пользуются товарами со штрих-кодом.) Титловцы очищали замирщенные на рынке продукты. (Помню, женщина из ДПК разливала в храме святую воду, срезая с бутылок штрих-код.) Аристово согласие за упокой своих не молилось, они считали себя уже спасенными за неотступление от Православия. (В «Русском вестнике» ДПК утверждает: «Люди и без иных заслуг перед Христом одним отказом от номеров войдут в Царствие Небесное»).
Были в ходу и двойные стандарты. Бегуны-безденежники отказывались от употребления денег. Но если одна часть безденежников, странники, не брала денег в руки, то другая — странноприимцы, делала это и материально помогала странникам. Перед смертью странноприимцев крестили, и они становились странниками. Старообрядческие проповедники самосожжения советовали другим принять «огненное крещение», а сами продолжали жить. (В ДПК есть лидеры, которые советуют уходить в леса, но сами остаются в городах.) Другая часть раскольников, поповцы, не вменила утрату иерархии в конец священства; приманивала беглых священников, потом и епископов, то есть занялась симонией. Харизматизм на первом полюсе со временем утихал.
Второй полюс старообрядчества отличался сильным харизматизмом. В этой среде стали появляться «Христы», «Цари». Когда напряженное ожидание скорого второго Пришествия сверх сил затянулось, образовалось движение из последователей «Христов» (хлыстовство). Оно культивировало экстаз (кружения, говорения на языках) вкупе со снятием ряда аскетических запретов: на внебрачный секс, на ложь. (Царебожники из ДПК ждут «Царя», что может вылиться в появление «Царей Христов Господних». Царебожники грех блуда называют мелочевкой, подобно хлыстам хранят свое учение и мистику втайне, маскируясь под православных.)
Перспективы расколоучителей из ДПК навевают грусть. А радость навевает перспектива остаться в Церкви с исихастской традицией, возрастать в меру полного возраста Христова; дабы мы не были <...> увлекающимися всяким ветром учения (Еф. 4, 13–14).
Исцелением и болезнью Бог призывает к себе.Многие приходят в храм из-за проблем: семейных, с работой или здоровьем, имея тревожные перспективы на будущее. И Церковь молится о здравии нуждающихся. Священники сочувственно пытаются пояснить, что многие беды мы устраиваем себе нераскаянной жизнью. Далеко не всегда эти объяснения и даже чудо побуждают пришедших положить начало покаянию.
Подобный опыт пережил архимандрит Софроний (Сахаров). Знакомая ему русская семья восхищалась и Христом, и Буддой. Когда у жены обнаружился рак, муж просил причастить ее и помолиться с ним об исцелении. Отец Софроний предупредил: если жена выздоровеет, им нужно «изменить радикально жизнь, ибо чудо не совершается для того, чтобы они остались такими, какими были до чуда», но, чтобы «вся последующая жизнь их проходила уже в плане именно Божией Славы» (см.: Ин. 9, 3). Они молились, и Господь дал исцеление. Тогда муж уверил болевшую, что врачи просто ошиблись с диагнозом. Семья по-прежнему вела рассеянный образ жизни. Через какое-то время рак возобновился и за месяц привел к смерти, а вдовца стали одолевать помыслы о самоубийстве. Отец Софроний со скорбью замечает: если болящий не намерен менять образ жизни, прося об исцелении, лучше ему ограничиться помощью от врачей.
Отец Иоанн (Крестьянкин) советует: если серьезно заболел, надо принести глубокое покаяние, собороваться, причаститься и идти ко врачам с упованием на Промысел Божий. Иногда принять Промысел — значит принять болезнь как средство оздоровления духовной жизни, как епитимью, назначенную не от священника, а от Бога. Вот надежный путь. А настойчивый поиск исцеления по старцам приводит к бабкам (теперь их называют по-исихастски старицами), чем беда усугубляется вплоть до одержимости. Святитель Феофан уверяет, что нездоровье способно вести по ступеням восхождения: «Болезнь, сопровождаемая <…> терпением скорби с верою в Промысел дает душе смирение, то есть то, что дается душе, обратившейся и кающейся (1-я ст. — д. П. С.) и пребывающей в борьбе со страстями (2-я ст. — д. П. С.)». Святитель исповедует: «Здоровье и нездоровье в руках Божия промышления о нас суть средства к спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры». Когда после Феофана Затворника держишь в руках православную газету «Божественное исцеление. Иконы и молитвы» и читаешь, что тема номера — молитвы от болезней рук и ног, возникает чувство, что редакция ее незнакома с церковным отношением к здоровью и болезни.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии