Кто "заказал" митр. Илариона (Алфеева)? часть - 2

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В статье есть много другого, что можно разбирать. Например, его странное утверждение, что баптисты ближе к православию, чем католики. Очень странная вещь! Оказывается, если кто-то отрицает, святых отцов, таинства, апостольское преемство, почитание Богородицы и святых, Вселенские Соборы это «традиционное христианство», которое ближе к православию, чем католичество, которое официально (не будем вдаваться в обсуждение частных мнений некоторых католических богословов) все это признает! Какое-то странное «православие» у Рогозянского получается. Можно сказать, что, защищая обязательный целибат всего духовенства, он подпадает под целый ряд анафем средневековых Поместных Соборов. Но это все – следствия.

А в чем причина? А причина в том, что митрополита Илариона ненавидят за несколько вещей. И я не буду опускаться до разговоров о банальной зависти к более талантливому или более успешному человеку, хотя вполне могу предположить у некоторых его критиков и этот мотив. Сразу скажу, что ни на кого конкретно я не намекаю. Но и если кто-то отнесет эти слова к себе – спорить не буду. Им виднее, что их заставляет все это делать. Я буду говорить о других мотивах.

Первый из них – ненависть антицерковных кругов к Владыке и за его проект «другой Европы», и за активную миссию в России. Это «воинствующие секуляристы», идейные наследники якобинцев и «воинствующих безбожников», желающие, как минимум, загнать Церковь в гетто, изолировать ее от общества, свести на нет ее влияние. Но, думаю, они предпочли бы полное уничтожение всякой организованной религии от православия до кришнаизма или ламаизма включительно. Победа христианской миссии это их поражение. Они это знают и борются против Владыки.

Вторая причина – это понимание всевозможными «истинно-православными» (и ушедшими в раскол, и еще остающимися в Церкви), что победа миссионерского курса Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Илариона равна их полному поражению, идейному разгрому и вымиранию.

Не потому что против них будет бороться государство, а потому что им нечем всерьез обосновывать свои позиции. Достаточно одной ссылки на донатистский раскол, или новациан, чтобы весь карточный домик «ипэцэшных» доказательств рухнул в считанные мгновения.

К «истинно-православным» в этом отношении примыкают всяческие политические и националистические раскольники, вроде «филаретовцев». Они знают, что при достаточном уровне церковного просвещения все поймут ошибочность идеи «национальной церкви» в каждом государстве. И потому все те, кто занимаются церковным просвещение православных и миссионерством в самом широком смысле, как правило, вызывают у них неприязнь. Как минимум, неприязнь. А митрополит Иларион регулярно посещает Украину, служит, проповедует, организует концерты, то есть занимается самой активной миссионерской деятельностью. И, конечно, украинским раскольникам это не нравится! Так что и у них есть интерес в том, чтобы «свалить» такого опасного противника.

Наконец, это те, кто вынес из советского прошлого или тщательно взлелеял в себе дух диссидентства. Да, в СССР диссиденты сыграли важную роль в сохранении Церкви, но не все они смогли понять те новые возможности для миссии, для церковной жизни, которые открылись после падения государственного атеизма. Они остались со своим диссидентским сознанием и сами хотят теперь вернуть Церковь в то загнанное, изолированное от общества положение, в котором она была в Советское время. В добровольное гетто. Миссия в мире, взаимодействие с ним им не понятно, они отрицают все это, как не нужное, как то, что может «секуляризировать» Церковь. В возможность просвещения мира они не верят и считают всякую миссию, в лучшем случае, напрасной, а в худшем – вредной, как «обмирщающую» Церковь. Митрополит Иларион для них, как красная тряпка для быка. Они видят, что у него многое получается, видят, что этот диалог ведется, но не могут отказаться от привычных схем. И потому думают, что он – главный враг, который возглавляет это «обмирщение». А потому они видят свой долг перед Церковью в уничтожении этого «врага».

Наконец, есть те, кто использует тему борьбы с миссией в церковно-политической борьбе. Они банально не довольны тем, что избрали «не нашего» Патриарха, что он вызвал из Вены «не нашего» епископа, да еще и дал ему такое назначение. Владыка Иларион для них – «выскочка», которому просто завидуют и ненавидят именно и только за то, что он «не наш». Но казалось бы, какое это значение имеет для обычных прихожан? А очень важное. Бог спас Церковь от их победы. Да. Именно спас. Потому что Церковь нельзя доверять людям, которые свои личные и корпоративные интересы ставят выше Церковных и готовы бороться даже против самой Церкви просто потому, что в Синоде заседают «не наши». Я не говорю о ком-то конкретно, потому что такие мотивы трудно доказать, когда речь идет о каждом отдельном человеке, но вообще эта линия чувствуется. Скажем, та же «Русская народная линия» обвиняет чуть не в ереси апокатастасиса «парижскую школу» и Владыку Илариона, но одновременно публикует те материалы проф. Осипова, которые в чем-то соответствуют их позиции, несмотря на то, что его взгляд на этот вопрос вполне созвучен с идеями «парижской школы». И примеров такой странной непоследовательности можно привести очень много. Конечно, деятельность «линии» нельзя свести только к этому. Я бы сказал, что все эти мотивы в той или иной степени влияют на ее позицию. А это ставит нас перед фактом.

Есть два пути дальнейшей жизни Церкви. Путь миссионерский, трудного и не всегда диалога с миром, на котором Церковь может одержать победу, т.е. просветить светом Евангелия весь мир, как это было при св. императоре Константине. И хотя есть риск поражения, «игра стоит свечь». Спасение даже тысячи человек, даже одного человека стоит любых миссионерских усилий. А что говорить о спасении миллионов и миллиардов людей по всему миру в случае успеха миссии Церкви! И есть другой путь – путь добровольного ухода в катакомбы, на котором все это будет совершенно невозможным. И те, кто призывает идти по нему, каковы бы ни были их мотивы, несут косвенную, а то и прямую вину в вечной гибели тех людей, которые не услышат Евангельское Благовестие из-за такого ухода в подполье.

Что эти две альтернативы означают в отношениях Церкви и государства? То, что Церковь может вести диалог с ним, отстаивать свою позицию в первом случае и становится пассивной жертвой любых государственных решений во втором. Положим, по совету иеросхим. Рафаила (Берестова) все православные откажутся от паспортов. Что это значит? Да то, что Патриарх не сможет, например, посетить Украину или встретиться с Президентом. Православный юноша не сможет поступить никуда. Ведь и семинарии закроют, если они не будут вести документацию и дела с государством, что не возможно без паспортов. Хорошо. Пока еще есть возможность сохранять советские документы. Но как убедить государство признавать их для людей, которые не хотят получать новые документы? Заклинаниями про «печать антихриста»? Над ними просто посмеются. Церковь буду воспринимать, как сборище неадекватных людей, слушать которых не стоит. Защищая прот. Анатолия Чибрика, архим. Петра (Кучера) и т.д., «Русская народная линия» защищает именно этот сценарий, защищает идею бесправной, нищей Церкви, отрезавшей себя от народа, даже если сама не сознает этого.

Что это значит в отношениях Церкви и общества? То, что абсолютное большинство будет воспринимать Церковь, как «самую большую секту», члены которой отказываются от паспортов, как иеговисты - от перливания крови, а кришнаиты - от мяса. Соответственно, они и не пойдут в Церковь. А куда пойдут? К тем, кому государство передаст храмы, которые потеряет Церковь, отказавшаяся от паспортов. А кому оно их может передать? Только другим религиозным организациям, называющим себя православными. На Украине это униаты, УАПЦ и УПЦ КП. В Белоруссии – униаты и местные самостийники. В России самые разные группы от старообрядцев до суздальских раскольников. Так что борясь против мисси и Владыки Илариона, ве они фактически, объективно действуют в интересах Лурье и Денисенко.

В отношении Церкви и культуры это тоже справедливо. Очевидно что успешная травля Владыки Илариона будет воспринята, как отказ Церкви от диалога всем культурным сообществом. Потому как они воспринимают его, как «своего». Само то, что ОВЦС возглавляет композитор и автор поэтических переводов способно настроить на диалог с Церковью и понимание позиции Церкви очень многих людей искусства и культуры. А воцерковление даже части из них приведет в Церковь тысячи простых людей. Борьба против него – оттолкнуть их от Церкви и оставить вне Церкви тех, кого могли бы привести они. Кроме того, все эти люди решат, что Церковь враждебна культуре и искусству, а сообщество искусствоведов и людей культуры достаточно влиятельно, чтобы помешать возвращению Церкви и икон с утварью и храмов. Особенно, если нападки на власть «линии» или «Русского вестника» станут официальной позицией Церкви.

Итак, очевидно, что победа «линии» это поражение Церкви по всем фронтам и победа если не прямо воинствующих секуляристов, то различных раскольников и сектантов от «старостильников» и Диомида до иеговистов и даже сатанистов. Это вытеснение Церкви из прессы, образования, мира культуры и науки, общественной жизни, отказ от проповеди и уход от народа (именно от народа) в подполье. Церковь фактчески перестанет существовать. Вот к чему привела бы победа «рогозянских» над Святейшим Патриархом Кириллом и митрополитом Иларионом. Даже если сам Рогозянский пришел бы в ужас от такой перспективы. Но именно за это объективно борется вся эта плеяда миссиофобов, какие бы воздушные замки они не строили в своем воображении. Они могут думать, что защищают православие, борясь с «экуменистом», «Филокатоликом», «модернистом». Такие ярлыки они охотно навешивают на Владыку Илариона. Но факт в том, что они борются с ним потому, что для всех этих групп, при самой разной мотивации их действий Владыка Иларион как кость в горле. Он, о. Андрей Кураев, другие миссионеры – препятствие на пути к достижению ими их общей цели, к которой они идут разными путями и из-за разных предпосылок – добровольному уходу Церкви из жизни страны и мира, ее капитуляии перед глобализмом и вызовами современного мира. Да. Если Вселенская Церковь все это сделает, они могут оказаться не далеко от истины в своем ожидании скорого прихода антихриста. Если Церковь не будет освящать мир своим присутствием, то в нем не будет света. А где нет света – правит тьма. Вот к этому и привела бы победа «рашенлайна», «лефевристов», раскольников-«старостильников» и им подобных. Но Христос победил мир, а, значит, они обречены на поражение.

 

http://andrej-belous.livejournal.com/345634.html