Открытое письмо игумена Сергия (Рыбко) протоиерею Михаилу (Ходанову)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игумен Сергий Рыбко.
Открытое письмо игумена Сергия (Рыбко) прот. Михаилу Ходанову в ответ на его статью «Без компромиссов!»

Уважаемый собрат о.Михаил!

Прочитал Вашу статью «Без компромиссов!» в 44-м номере «Литературной газеты». Обычно я не считаю нужным вступать в пререкания по данному вопросу и не пытаюсь оправдать ни то дело, которое я делаю, ни, тем более, себя самого. Но Ваша статья, в отличие от большинства подобных публикаций, отличается взвешенностью, спокойной аргументацией, лишена оскорбительных фанатичных нападок, обычно присутствующих в полемике на данную тему. Поэтому мне кажется, что с Вами можно спокойно поговорить и Вы, если и не примете, то хотя бы услышите мои аргументы.

Уважаемый батюшка! По-моему, Вы не совсем правильно понимаете, что это за явление – рок-музыка, и каково ее место в современной жизни молодого (и не только) поколения. Действительно, пришествие Бога в сердце человека знаменуется миром и тишиной. Такое состояние именуется праведностью, но ведь в него еще необходимо прийти! Далеко не все рождаются в православных семьях с глубокими христианскими традициями и еще на руках матери принимают христианские Таинства.

Большинство наших современников начинают свой путь к Богу издалека. Никогда этот путь не был прямым и легким, но узким и тернистым. Вера от слышания, слышание от слова Божия (Рим.10; 17). И услышать слово Божие впервые человек может где угодно: в тюрьме, в борделе (житие прп. Виталия); почему бы и не на рок-концерте? Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) говорил: «Если мне и в аду поставят кафедру, я и там буду проповедовать». Проповедь Христа и апостолов отнюдь не была обращена к праведникам. Потому что не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9; 12), и пастырь добрый непременно оставит девяносто девять благополучных овец, чтобы найти одну заблудшую, даже если нужно для этого положить свою душу (Мф. 18; 12; Ин. 10; 11).

Почему же, уважаемый батюшка, Вы отказываете в праве слышать слово Божие миллионам молодых людей только за их приверженность к рок-культуре? Разве на этот счет существуют какие-либо церковные каноны? Ведь рокеры – даже не мытари и блудницы. Не мытари они, потому что по большей части являются людьми бедными и вполне порядочными, и не блудницы, так как многие из них в силу своего возраста сохранили чистоту, и вопреки расхожим мнениям некоторых канадских аббатов, рок-музыка, наркотики и разврат никак между собой не связаны. Очевидно, что Вы никогда не бывали на рок-концертах, где безусловно преобладают вполне трезвые люди, иначе не писали бы о «наркотических бесполо-глумливых лицах», возводя клевету на русских молодых людей, большей частью, верующих и патриотов. Вполне традиционными для рок-культуры являются концерты-акции против наркотиков и за здоровый образ жизни, часто принципиально безалкогольные.

Цитируя упомянутого канадского аббата Режимбаля, Вы полагаете в основе рок-музыки «деструктивный ритм шамано-африканского образца», тогда как, на самом деле, корни рок-культуры ни коим образом не африканские. Рок-музыка – это явление исключительно европейское, в любом случае, связанное с национальной музыкой народов Европы. Вообще, в любой стране рок-музыка основывается на национальных корнях, то есть, на музыке народной, положенной на современные электро-инструменты. Лучшими же, наиболее талантливыми группами признаны британские рок-группы, музыка которых впитала в себя кельтские, шотландские, ирландские, норманнские народные мотивы.

Все люди разные, и, конечно же, имеют право на свое мнение о том или ином явлении. Вы, например, заявляете, что «рок и Христианство базируются на несовместимых принципах». Позвольте с Вами не согласиться. Христианство – это богоискательство. Истоки рока – бунт, борьба с несправедливостью, ложью, злом, пороком, поиск иной лучшей жизни, которая в конечном итоге возможна только во Христе: Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными (Ин. 8; 32). Что же здесь несовместимого? По-моему, у нас даже очень много общего. Если бы сегодня пришел Христос, думаю, Его проповедь так же была бы обращена к рокерам, как и ко всем остальным людям. И рокерами она была бы услышана, может быть, даже в первую очередь.

Далее, по Вашему мнению, музыка «Пинк Флойд» - «это вселенская тоска, камень на груди, беспросветный духовный мрак и невыносимая душевная тяжесть». Упоминание Вами о звучании «Пинк Флойда» на дискотеках – лучшее доказательство того, что Вы, мягко говоря, не имеете представления о том, о чем пишете, и скорее всего, никогда не слышали, цитирую: «тот же «Пинк Флойд»». Музыка этой группы, построенная по канонам классической музыки, по структуре своей такова, что никак не может исполняться на дискотеках, как не может звучать там музыка Бетховена, Баха, Чайковского, по причине того, что танцевать под произведения этих композиторов невозможно, как и под музыку группы «Пинк Флойд». Рок-музыка вообще не исполняется на дискотеках, потому что, будучи интеллектуальной, не является популярным и танцевальным жанром.

Тем более, вряд ли Вы знакомы с текстами композиций «Пинк Флойда». Между тем, они наполнены глубокой философией, отрицанием пороков земной жизни (композиция «Деньги» и др.), светлым богоискательством и, во всяком случае, благоговейным отношением к Господу нашему Иисусу Христу. Когда мне было 17 лет, и я был достаточно далек от Бога по причине полного незнания о Нем, музыка «Пинк Флойд» ошеломила и потрясла мою душу. В ней я почувствовал сердцем совершенно явно отражение какого-то другого мира, не земного, но вполне реального. Именно тогда я впервые задумался о Боге и Вечности. Только само Евангелие, прочитанное позже, произвело на меня во время моих исканий более сильное впечатление. Таким образом, для меня и многих моих сверстников, именно музыка «Пинк Флойд» явилась первым, своего рода, откровением о Боге, и именно этой гениальной музыке я во многом обязан обретением веры.

Что же касается рок-музыки вообще, да, это действительно протест юных душ против ханжеской морали той цивилизации, в которой они родились. Для нас это была мораль «классово-коммунистическая», а для наших сверстников на Западе – мораль, прикрывавшаяся названием христианской, на самом деле, как соль обуявшая, ничего общего с учением Христа не имевшая, как ничего общего с ним не имеет ересь, вполне отступившая и от христианского мировоззрения, и от христианских этических норм. «Отцы Церкви никогда не называли еретиков христианами, поэтому и я никак не могу назвать католиков христианами, а называю их еретиками-латинянами» (Свт. Игнатий (Брянчанинов)). Много веков уже не было ни Христа, ни Христианства в той католическо-протестантской Европе, где появилась рок-музыка. И выражала она собой не столько протест, сколько жажду в молодом поколении высоких духовно-нравственных идеалов. И поиск этот во многом ассоциировался с именем Господа нашего Иисуса Христа, но отнюдь не в гламурном католическо-протестантском понимании. Поэтому-то у католическо-протестантских миссионеров ничего не получилось из их, как Вы пишете, «заигрывания» с радикальной, ищущей молодежью. Не приняли эти молодые люди католического Христа, как не приняли такого Христа и молодые славянские племена святых Князей Владимира равноапостольного и Александра Невского.

Наша русская молодежь – это совсем иная среда, и православная вера для нее желанна и уважаема, как и ее проповедники, в чем я неоднократно убеждался в своем опыте.

Теперь относительно «игумена Сергия (Рыбко)». Благословение проповедовать в среде рокеров и непосредственно на рок-концертах я получил, будучи приглашен в Патриархию, и воспринял это не иначе как мое монашеское послушание. В 2004 г. Святейший Патриарх Алексий, награждая меня премией «Обретенное поколение» «за проповедь среди хиппи, рокеров и панков», напутствовал на дальнейшую деятельность.

Хочу заметить, что я вовсе не имею целью создавать какой-либо христианский рок. Он (как и христианский панк, и, так сказать, «аскетическое» направление SXE) давно уже создан и существует благополучно без меня, как яркое доказательство богоискательства серьезных рок-музыкантов и почитателей их творчества. Я всего лишь проповедую на рок-концертах, когда меня для этого приглашают.

Вы обвиняете наше поколение священнослужителей в «отрыве от христианской традиции». Но это равносильно обвинению всей Православной Церкви в отступлении от Православия. Где же тогда Тот, Кто сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28; 20)?

Хотелось бы также знать имена «не одного и не двух миссионеров», которые «в конце концов сами убыли из христианства насовсем: кто – к крутым байкерам, кто – к безбашенным рокерам». Не приходилось слышать о таких.

Что касается лично меня, в рок-группе я играл года полтора, с 15 до 17 лет. Да и, честно говоря, рок-музыкой наше творчество можно назвать с большой натяжкой по причине отсутствия элементарных инструментов. С 18 лет я постоянный прихожанин одного из храмов, с 19 лет – псаломщик, алтарник и звонарь. С тех пор моя жизнь непосредственно связана с Православной Церковью. И прежде чем начать миссионерскую деятельность среди молодежи, более 20 лет я не слушал никакой музыки кроме духовной, не читал светских книг и не смотрел телевизор. Большое влияние на мои духовные воззрения оказали, во-первых, Троице-Сергиева Лавра, богослужения которой я с 1980 г. посещал регулярно, во-вторых, один из известнейших священников-исповедников, проведший более 20 лет в лагерях и тюрьмах за веру, который не отказался давать мне, тогда 20-летнему юноше, духовные советы. Примерно раз в месяц я посещал храм, в котором служил этот подвижник, и с тех пор духовные отношения и богослужение (длившееся с 7.00 порой до 16.00), которые я там видел, сделались для меня нормой духовной жизни и ее идеалами. Тот же батюшка, канонизация которого сейчас готовится Белгородской епархией, благословил меня на принятие монашеского пострига и священного сана. Его почему-то нисколько не смутил тот факт, что в 15 лет я играл на гитаре и барабане и участвовал в движении хиппи.

В 1988 г. я принят в братию Оптиной пустыни, в 1991 пострижен, рукоположен в иеромонаха. В 1992 г. назначен на подворье Оптиной пустыни в Москве. Воспитанный отнюдь не в семинарии, а в строгой дисциплине монастырского послушания, я всегда полагал, что «богословом можно назвать только того, кто правильно молится» (св. прп. Симеон Новый Богослов). Поэтому Литургическая молитва и участие в богослужении на сегодняшний день являются основой моей монашеской жизни. Все же остальное, в частности, общение с рокерами, предпринимается по мере сил и возможностей, и исключительно за послушание. Никоим образом я не считаю это главным ни в моей духовной жизни, ни даже в моем священническом служении. Самое любимое мое занятие – находиться в алтаре храма, клириком которого я являюсь и на территории которого проживаю.

Возводя на меня на страницах светского издания обвинения типа «зависшего между небом и землей евангелизатора», Вы, в действительности, совершенно не знаете ни меня, ни моей жизни, ни моего служения, ни моих духовных воззрений. Вряд ли Вы знакомы с моими, немногочисленными правда, книгами на аскетические темы, которые не постеснялись перевести и издать Зографский монастырь на Афоне и издательство при кафедральном соборе Сербской Православной Церкви в Белграде. Вы даже не знаете тем моих бесед с рокерской молодежью. А ведь эти беседы далеко не ограничиваются проповедями на рок-концертах, где можно сказать очень немного и успех, достигаемый огромным трудом, заключается уже в том, что священника слушают, а не забрасывают бутылками из-под пива. (По этой ссылке http://ru.youtube.com/profile?user=GalinaAl&view=videos можно познакомиться с видеозаписями некоторых таких проповедей.) Я и моим прихожанам, и моим духовным детям, и моим друзьям-рокерам (не постесняюсь их так назвать) предлагаю именно строго-традиционное Православие, никакое не «компромиссное, половинчатое, либеральное или опрощенное». Единственное, что мною движет – желание спасения этим молодым людям, а спасение может быть только в том случае, если они примут «веру отеческую, веру апостольскую», единую спасительную «веру православную», которая «вселенную утверди».

С уважением, игумен Сергий (Рыбко)

В ответ на его статью «Без компромиссов!» (Литературная газета, Выпуск №44 (6196)(2008-10-29))

 

http://tzargrad-moskva.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1455&Itemid=44