7. Шестой член.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Вознесение

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

 

Провозглашая спасительное дело Господа нашего, после члена о трехдневном Его Воскресении, Символ ве­ры говорит о том, что Он вознесся и воссел «одесную От­ца». Этим заканчивается ряд членов Символа, относя­щихся к земному служению Христа. Период Воплоще­ния, или, вернее, пребывание Христа воплотившегося на земле, завершается Вознесением. Однако с последую­щей эпохой, эпохой Церкви, которая завершится Вто­рым и славным Пришествием Господа, земное служение Христа тесно связано.

Связь этих двух периодов двоя­ким образом выделена в Священном Писании. Прежде всего, внешним образом, самой литературной его компо­зицией: святой евангелист Лука заканчивает свое Еван­гелие повествованием о Вознесении и начинает книгу Деяний с более подробного изложения того же события. В аспекте же внутреннем Новый Завет передает нам сло­ва Спасителя, которые подчеркивают, что Его восхожде­ние на небо отнюдь не означает ухода.

На последних сказанных Христом словах, уже приведенных здесь, зиждется спокойная уверенность Церкви в непрестан­ном попечении о ней Спасителя (Мф. 28, 20). Отклик на эти слова мы слышим в кондаке службы Вознесения восточного обряда: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во сла­ве, Христе Боже наш, никакоже отлучайся, но пребы­вая неотступен, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Вознесение есть венец жертвы Христовой: заклан­ный Агнец предстоит Отцу, являя в своей Богочеловеческой личности восстановленное единство между Богом и человеком. По этому поводу в Послании к Евреям мы читаем: «Он же, принесши одну жертву за грехи, на­всегда воссел одесную Бога» (Евр. 10, 12). Искупитель­ная смерть на Кресте, Воскресение и Вознесение связа­ны настолько тесно, что Господь говорит о них как о не­делимом целом: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12, 32).

Упомянутое в 3-м члене Символа сошествие с небес может быть соотнесено с Вознесением только в одном определенном смысле — в смысле уничижения (кенозиса) Сына Божия, которое начинается с Воплощения и заканчивается Вознесением. И, кроме того, не следует забывать, что Его уничижение ничем не изменило внут­ри-Троичных отношений, поскольку Триипостасный Бог непреложен и неизменен, и Сын онтологически связан с Отцом и Святым Духом независимо от каких бы то ни было конкретно-исторических обстоятельств.

С другой стороны, надо подчеркнуть особый характер Вознесе­ния, а именно — прославление Богочеловека. Христос — Новый Адам, Глава обновленного человечества, кото­рое именно в Его лице отныне и навсегда во Славе «одес­ную Отца». Из этого видим мы, что Искупление не бы­ло простым снятием проклятия, принесенного грехом, ведь слава, которую стяжал человек в Иисусе Христе, останется непреложной. Поэтому-то апостол Павел и го­ворит: «Бог просветил очи сердца вашего, дабы вы по­знали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как без­мерно величие могущества Его в нас, верующих по дей­ствию державной силы Его, которой Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф. 1, 17—21).

Итак, Вознесение никак не есть «развоплощение» Божественного Слова, ибо в истории спасения, как она развертывается по предвечному смотрению Божию, нет обратного движения. Новозаветное учение о Церкви, Те­ле Христа, постижимо только через веру в то, что Хри­стос вознесся и воссел одесную Отца.

Христос изливает на Церковь Божественную жизнь органическим, если можно так выразиться, образом, по принципу согласия между Главой и членами. Бог-Отец «все покорил под но­ги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, ко­торая есть Тело Его» (Еф. 1, 22; Кол. 1. 18). Трезвое бо­гословие не отказывается от силы этого утверждения, иначе лишаются силы другие утверждения Священного Писания, как то, которое предвозвещает членам Церкви возможность стать «причастниками Божественного есте­ства». Также только в связи с учением о Церкви как о Теле Христовом можем мы понять то таинственное сло­во Спасителя, которое доносит до нас четвертое Еванге­лие: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь веч­ную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5, 24).

Именно потому, что Вознесение не есть уход, Пяти­десятница — его необходимое продолжение, о чем ясно говорит Господь: «истину говорю вам, лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не при­дет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Хотя мы именуем Пятидесятницей определенное со­бытие (сошествие Святого Духа в пятидесятый день по­сле Пасхи), все время бытия Церкви, которая начинает­ся с этого события, можно рассматривать как постоян­ную Пятидесятницу, поскольку жизнь Церкви есть ничто иное, как действие Святого Духа. В частности, во время каждой Евхаристии служащий просит у Бога ниспослать Святого Своего Духа на народ и на Святые Да­ры.

Христос, став добровольной жертвой, примирил че­ловека с Богом, через Вознесение человечество во Хрис­те соединено с Божеством и восседает в Славе одесную Отца, и дело каждого человека — самому стяжать пред­ложенное во Иисусе Христе спасение. Чтобы не была по­прана свобода человека, Бог предлагает спасение, но не навязывает его.

После Воплощения, как и до него, чело­век рождается в грехе, в рабстве злу. Но с тех пор, как совершилось искупительное дело Христа, человеку дана возможность, став членом Тела Христова, включиться в новое творение. Для этого человеку надо быть восприим­чивым к поспешающей навстречу благодати, потому что своими собственными силами он ничего не сможет сделать. Именно в этом Церковь с твердостью наставля­ет против всякого представления о спасении по Пеллагию. Однако такое необходимое начальное вмешательст­во Бога отнюдь не предполагает пассивности человека, и каждый должен помнить слова, с которыми Учитель об­ращается к своим ученикам во все времена: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16, 24; Мр. 8, 34; Лк. 9, 23).

Для того, чтобы совлечься ветхого человека и об­лечься в нового, требуется непрестанная аскеза. Если крещение есть отречение от господства сатаны и сочета­ние с Телом Христа, то нужна непрестанная борьба, что­бы сохранить приобретенное и принести плоды. Это ду­ховное восхождение, каким бы трудным оно ни было, совершается в силу несомненного оптимизма христиан­ского вероучения, потому что верующий слышит слова Спасителя, которые поддерживают в нем бодрость и ук­репляют надежду «В мире будете иметь скорбь; но му­жайтесь; Я победил мир» (Ин. 16, 33).