Румыния: собственность Греко-католической Церкви может быть экспроприирована

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Орадя Румыния

Бухарест, 20 февраля, ZENIT/Благовест-инфо. Румынская Греко-католическая Церковь может вновь лишиться своих храмов и другого имущества, если парламент страны примет соответствующий закон.

"Если этот закон одобрят, то, что случилось с нами в 1948 году, когда Сталин отказал Греко-католической Церкви в праве на существование, может повториться", -- заявил епископ Орадя-Маре Виргил Берча. По словам иерарха, румынская Палата представителей с конца января обсуждает законопроект, регулирующий права собственности церковных зданий и земель. Согласно документу, "в сельской местности, где есть приходы обеих (православной и греко-католической) общин, или монастыри, имущество -- места поклонения, приходские дома, кладбища и земля должны принадлежать религиозному большинству".
 
"Это правило неизбежно навредит нам, потому что греко-католики всегда были меньшинством", -- подчеркнул епископ Берча.
 
Глава Греко-католической Церкви Румынии архиепископ Лучиан Морешан направил письмо президенту и премьер-министру страны с просьбой отозвать законопроект, принятие которого нанесет Церкви "моральный и материальный урон и нарушит конституционные права верующих". Румынское государство, как преемник коммунистической Румынии, "имеет моральное обязательство вернуть Церкви все, что было конфисковано. Мы просим лишь о том, что принадлежит нам по закону, согласно конституции Румынии и международному праву", -- говорится в письме.
 
"У нас в Орадя было (до 1948 года) 220 церквей, и только 19 из них нам вернули, -- рассказывает епископ Берча. - Часто мы просим лишь, чтобы нам разрешили служить в одних храмах с православными, только в другое время". В некоторых деревнях епархии есть по две церкви - одна изначально православная, а вторая -- греко-католическая, конфискованная коммунистическими властями и переданная православной. Православные священники служат в них по очереди, то есть один из храмов по воскресеньям остается запертым, в то время как греко-католикам приходится совершать службы "в домах, школах, или просто под открытым небом", -- говорит Берча.