В чем разница между Поместными Соборами 1990г. и 2009 г.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
д. Андрей Кураев
Некий Валерий Иванов на некоем интернет-ресурсе, еще недавно бывшим вполне церковным и даже немного миссионерским, но после Собора пожелавшем стать раскольническим, ставит вопрос:
«Действительно, в чем разница между 1990 и 2009 годом? Почему поставление Патриарха Алексия при "проклятой советской власти", ни у кого сомнений не вызывало, а назначение патриарха 2009 года, при полном "расцвете демократии", вызвало столь страшное отторжение, по сути - разлом, глубину которого мы даже осознать пока не можем? В чем разница? По нашему мнению: …»
Далее – его тезисы и мои ответы на них:                                                                                    д.Андрей Кураев

«1.Патриарх Алексий не поддерживался "партией власти". Хотя она тогда тоже, конечно, была».

Сейчас если поддержка власти была, то она сводилась к телевизионным передачам, а в 1990 году форма поддержки или неподдержки – это собеседования с офицерами КГБ. А уж в 1971 г. заранее со всех епископов взяли обязательство проголосовать за Пимена.

«2. Патриарх Алексий не пропагандировался медвежьим агитпропом - т.е. всеми существующими СМИ, любого калибра».

Распространение СМИ доброго образа православного епископа не есть аргумент против его каноничности.

«3. За Патриархом Алексием не просматривался Римский Папа».

Этот пункт противоречит 1-му. Неужто Путин мечтает, чтобы РПЦ была подконтрольна зарубежному центру влияния? Выступления же митр. Алексия в 70-80 годы были гораздо более экуменичны, чем выступления митр. Китрилла в 90-е 2000-ые.

«4. У Патриарха Алексия не было столь яркого апологета, как диакон Кураев, - нарушивший во время своей пиар-кампании все мыслимые каноны и неоднократно безнаказанно оскорбивший православных архиереев. Патриарх Алексий подобную личность к себе и на версту бы не подпустил».

Через три месяца после своего избрания патр. Алексий как раз пригласил Кураева стать его пресс-секретарем и спичрайтером.

«5. В поддержку Патриарха Алексия не свозили на Собор оранжевых хунвейбинов и членов экзотического движения "Эму"».

И что, это повлияло на ход Собора? Лучше было бы, если бы вокруг стояли диомидовцы? Кстати, «Наши» стояли так, что с членами Собора у них контакта не было.

«6. Собор 90-го года проходил без 12-ти тысячного ОМОНовского оцепления, и, не смотря на это, работал мирно и успешно».

Оцепление было и тогда. Но меньше, поскольку собор и так проходил за крепостными стенами Лавры.


«7. На Соборе 90-го года, в отличие от нынешнего, огромную роль играли монашествующие».

Прямая неправда. Процент монахов на последнем соборе был небывало высок. В 1990 году в Церкви было 25 монастырей, давших по одному делегату. Сегодня же было 7 делегатов от женских монастырей, епископы-наместники ставропигиальных, плюс от каждой из 180-ти епархий (кроме некоторых зарубежных) по делегату-монаху. Плюс от многих епархиях и от духовенства тоже ехали монахи. Если вспомнить, что все епископы тоже монахи, то число монашествующих на соборе 2009 г. превысило половину.

«8. Делегаты на Собор 90-го года - избирались, а не назначались».

Неправда. И тогда епископы назначали делегатов (нередко опять же в согласовании с КГБ)

«9. Среди делегатов-мирян тогда не было вызывающих соблазн личностей: директоров цирков, владельцев табачных фабрик, королев красоты, криминального склада олигархов и прочей гламурной публики».

Зачем клеветать на незнакомых Вам людей, объявляя их преступниками? Странная профессия и человек - не одно и то же. Гламурной публики там не было вообще. Фотомодель была в одном экземпляре, но привез ее ортодоксальнейший монархист и антиэкуменист вл. Вениамин Владивостокский. Меня больше соблазняет стукач, чем директор цирка. А сколько было стукачей на соборах советской поры, вы и сами знаете.

«10. Собор 90-года не проходил в режиме блиц-крига».

Между смертью Пимена и выборами Алексия прошло еще меньше времени, чем между смертью Алексия и выбором Кирилла. И никаких «свободных микрофонов» в 1990 году не было.

«11. Против Патриарха Алексия не выдвигались обвинения в чудовищных нарушениях канонического и нравственного характера».

Выдвигались. Вы просто не помните писем церковных диссидентов 70-80х годов. И еще не стоит забывать, что и ответы на эти обвинения в адрес м. Кирилла были даны.

«12. Патриарх Алексий не формировал вокруг себя "группу поддержки", состоящую из маргинальных личностий, давно, с маниакальной настойчивостью распространяющих свои "идеи": введение "нового стиля", перевод богослужения на русский язык, осуществление церковной реформы, молитвы с инославными, и, как результат, - достижение полного евхаристического общения с Римом».

Конкретно: где это Кураев выступал за эти идеи? Фролов?