В Великий Четверг Патриарх Кирилл освятил миро и умыл ноги двенадцати священникам. Слово Святейшего Патриарха на богослужении в этот день.
Москва, 16 апреля, Благовест-инфо. Сегодня, в Великий Четверг – день, когда Церковь вспоминает установление таинства Евхаристии на Тайной вечере, -- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил литургию в Богоявленском соборе в Елохове. Во время богослужения предстоятель Русской Православной Церкви освятил миро и совершил чин омовения ног, который уже долго не совершался Московскими Патриархами.
За Божественной литургией, которую называют главной литургией всего года, первоиерарху сослужили его викарии: архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий, епископы Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Игнатий и Солнечногорский Сергий.
На великом входе вместе с евхаристическим хлебом и вином в алтарь были внесены два большие сосуда с новым миром и алавастр – небольшой старинный сосуд восточной формы – со старым.
По окончании евхаристического канона Патриарх обратился к верующим со словом, в котором рассказал о значении мира в жизни Церкви.
«Эта благовонная жидкость, специально приготовленная из библейских благоуханий, обретает великую и благодатную силу, -- сказал предстоятель РПЦ. – Благодать Святаго Духа прикасается к этому веществу и входит в него. И когда после крещения новый член Церкви помазуется этим святым миром, на него снисходит та благодать, которая в день Пятидесятницы сошла на Церковь. Через помазание святым миром каждый из нас проходит свою Пятидесятницу».
Патриарх напомнил, что миром помазывались на царство цари, им же помазуются престолы храма при освящении.
Затем предстоятель Русской Церкви прочитал завершительные молитвы освящения мира, благословил каждый из сосудов с новой жидкостью и – под пение тропаря Пятидесятницы – влил в каждый из них них небольшое количество мира из алавастра, который держал настоятель крестового храма Московской патриархии иеромонах Аристарх. Затем с помощью специального почерпала Патриарх влил в алавастр новое миро. Это символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней
Алавастр с миром постоянно хранится на престоле крестового храма Владимирской иконы Божией Матери в патриаршей резиденции, что в Чистом переулке.
Новоосвященное миро будет роздано в епархии и приходы РПЦ, где будет использоваться при совершении таинства миропомазания и освящении храмов.
В конце богослужения, за которым причастились многие из пришедших в собор, после заамовнной молитвы, был совершен чин омовения ног. Хотя этот чин имеет древнейшие корни, в последнее время предстоятели Русской Церкви не совершали его.
Как рассказали «Благовест-инфо» клирики Богоявленского собора, покойный Патриарх Алексий II вообще не совершал этого чина, а его предшественник Патриарх Пимен совершал «символически». По свидетельству корреспондента «Благовест-инфо», лично бывшего на таком богослужении в середине 1980-х гг., во время чина были прочитаны положенные молитвы и евангельское чтение, после чего Патриарх Пимен окропил ноги священников кропилом.
Патриарх Кирилл совершал чин умовения ног и ранее – сначала, будучи ректором Ленинградских духовных школ, а затем - правящим архиереем Смоленской епархии.
В начале чина Патриарх сел на седалище в середине храма, затем свои места справа и слева от него на специальных скамьях заняли двенадцать священников, обутые в домашнюю обувь.
Архидиакон начал читать евангельское зачало, повествующее о умовении Спасителем ног апостолов, и на словах «и положи ризы своя», которые были повторены трижды, Патриарх сам, без помощи иподиаконов, снял с себя панагии, крест, омофор и саккос, оставшись в подсаккоснике, епитрахили, поручах, поясе, с палицей и в митре.
Затем он перевязал через плечо «лентий» - длинное белое полотенце – и влил воду в умывальницу – небольшой кувшин. Под песнопения Великого Четверга Патриарх Кирилл по очереди, склоняясь на одно колено, омыл правые ноги 11-ти священникам, вытирая их затем лентием.
Когда он подошел к 12-му, старшему из священников – протоиерею Владимиру Дивакову, – тот обратился к нему словами апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что Патриарх ответил ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих». О. Владимир ответил: «Не умыеши ноги моей во век» и получил ответ: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». Произнеся: «Измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси», Патриарх умыл ноги и старшему священнику.
После умовения Патриарх – опять же без помощи иподиаконов – облачился в саккос и омофор и прочитал отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.
По окончании богослужения Патриарх произнес проповедь, в которой раскрыл смысл Евхаристии. Когда, участвуя в этом таинстве, мы вспоминаем и крестную смерть, и воскресение, и второе пришествие Спасителя – это не обычное человеческое воспоминание. «Здесь не память работает – здесь сила Святаго Духа, -- подчеркнул предстоятель Русской Церкви. – Иначе как можно вспомнить то, чего еще не было – страшное второе пришествие?... Вкушая от Тела и Крови Спасителя, мы приобщаемся к Его Божественной жизни, становимся сонаследниками и участниками Его Божественного Царства».
«Причащение Телу и Крови Спасителя помогает нам преодолевать грех, -- сказал далее Патриарх Кирилл. – Потому что никаким напряжением воли, ума, никакой концентрацией чувств человек не способен победить тяготение греха, ибо диавол сильнее человека». Но, принимая в себя в Причастии благодать, силу, энергию Спасителя, «мы становимся сильнее темных сил и, несмотря на нашу человеческую слабость и греховность, мы способны – через Святейшее таинство Евхаристии – спасать свою душу, ибо спасаемся мы не своими силами, но благодатью», -- сказал Патриарх.
«Сегодняшний день, день учреждения Святейшего таинства Евхаристии всех нас призывает к тому, чтобы мы жили активной литургической жизнью, чтобы, приходя в храм, мы старались быть не зрителями, но соучастниками таинства, как то было в древней Церкви, -- отметил предстоятель Русской Церкви.
Далее, касаясь чина умовения ног, Патриарх подчеркнул, что «это обрядное действо помогает нам понять всю глубину Божественного смирения и снисхождения».
Склоняя колени перед Своими учениками, умывая им ноги, Спаситель показывал, что каждая человеческая личность имеет особую ценность, продолжил Патриарх Кирилл. «Наши человеческие различия – это наши условности, - отметил предстоятель РПЦ. – Когда мы отойдем ко Господу, то встанем в ряд в очередь, вне зависимости от званий и положений – будь то духовных или светских – и смиренно в этой общей очереди будем ждать своего суда».
«Исполнение долга и связанные с этим почести никоим образом не заслоняют той великой истины, что все мы пред Богом равны», - сказал в конце своей проповеди Патриарх Кирилл, пожелав верующим укрепляться духом, вразумляться, возрастать от силы в силу, в надежде на воскресение и жизнь вечную.
Дмитрий Власов
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=26988
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии