"Земляк на церковном престоле"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Митрополит Кирилл Земляк на Церковном престоле

Как это ни покажется странным, но это подтверждает даже фамилия Патриарха, в миру Владимира Гундяева. Гундяев - от древнего традиционного мужского имени, которое у марийцев звучало как Кундей, а у их родственников и соседей мордвы - Гундяй. А оно, в свою очередь, происходит от корня "кунд", известного в поволжских финно-угорских языках, который переводят как "край, местность, родная сторона". Так что Гундяй - практически и есть "земляк". А сама по себе связь предков Патриарха с мордовским народом – это не простая догадка, которая основывается на фамилии.

- Гундяевы происходят из Лукояновского уезда Нижегородской губернии, но из той его части, где население было в основном мордовским, и поэтому сейчас она входит в состав Республики Мордовия. Их родина - село Оброчное Кемлянского района, - рассказывает исследовательница истории Лукояновской земли, автор книги о ней Фаина Кедяркина. - Именно там родился в 1879 году дед Патриарха Василий Степанович Гундяев.

В селе традиционно занимались земледелием и изготовлением сундуков. Но жизнь изменилась, когда в конце XIХ века за околицей стали прокладывать пути линии Тимирязево (сейчас станция называется Красный Узел) - Нижний Новгород и строить станцию Оброчное. Многие ушли на строительство железной дороги, а когда она в 1903 году начала работать, так на ней и остались. Одним из таких жителей Оброчного был и Василий Гундяев.

В Поволжье хорошо знают характер выходцев из мордвы: это люди сметливые, любящие и умеющие учиться и готовые до конца отстаивать свои убеждения. Этими качествами обладал, например, Никон - уроженец села Вельдеманово, которое находится на юге Нижегородской области, первый мордвин на патриаршем престоле, - тот самый, который провел самую коренную из реформ в истории Русской Православной церкви.

Василий Гундяев, простой сельский парень, освоил сложную профессию машиниста-механика и перебрался жить поближе к депо в уездный город Лукоянов. Своих детей Василий Гундяев, а среди них и родившегося в 1907 году Михаила, будущего отца Патриарха, определил в железнодорожную школу на станции Лукоянов. Школа эта тогда гордо носила имя изобретателя паровоза Джорджа Стефенсона.

Василий был глубоко верующим человеком. Машинисты в начале ХХ века очень хорошо зарабатывали. Большая семья Гундяева - семеро детей, среди которых были и приемные - не бедствовала, но жила скромно. Василий большую часть полученных денег отсылал в монастырь Афона на вечное поминовение своих родных.

В советские годы Василий Гундяев не смирился с закрытием в городе церквей. Он собирал подписи под письма с протестами против этого. И был убежден, что обновленческое течение в Русской Православной церкви, которое желало приспособить ее к реальности Советской власти, пагубно для верующих. Вместе со своим братом Василий создал небольшую свечную мастерскую и, отпуская свечи церковным старостам, разъяснял, как, по его убеждению, должен вести себя истинный верующий. Когда преподавание закона Божия прекратилось в школах, Василий Гундяев стал собирать для его изучения детей железнодорожников дома у одного из местных священников. Что это, как не антисоветская деятельность?

В 1922 году Василий Гундяев был арестован. Но не отказался от своих убеждений, что, наверное, вызовет уважение у каждого - и верующего, и неверующего. Наказанием стала ссылка на Соловки, где он оказался в числе самых первых узников СЛОНа - Соловецкого лагеря особого назначения, вместе с репрессированными священниками. Всего же в его длинной 90-летней жизни было 46 тюрем. Но они не сломили, а укрепили сильный характер этого человека. После освобождения он сам стал священником, служил в Уфимской епархии.

Арест и ссылка выпали и на долю его сына Михаила. Поначалу он готовился к инженерной карьере. Но, приехав в Ленинград и став студентом, поступил на высшие богословские курсы, пел на клиросе подворья Киево-Печерского монастыря. Кстати, в хоре познакомился с будущей женой Раисой Владимировной. В 1933 году последовали арест и ссылка на Колыму. После возвращения Михаил Гундяев также стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище Ленинграда до самой своей кончины, до 1974 года.

История семьи Гундяевых попала в последние годы в круг интересов учеников бывшей железнодорожной школы Лукоянова: краеведческий кружок изучает там судьбы выпускников. Юные историки ездили в Оброчное, познакомились с живущими там потомками этой семьи, нашли на кладбище могилу жены Василия Гундяева.

Будущий Патриарх Кирилл появился на свет в 1946 году в Ленинграде. Но считает родной для себя Лукояновскую землю, куда не раз приезжал. "Убежден, что причастность человека к "малой родине" своих предков имеет глубокий смысл, является одним из органичных средств хранения исторической памяти", - писал он несколько лет назад в письме своим землякам.

Николай МОРОХИН
Газета "Волжская магистраль"
13 февраля 2009 г.