Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной литургии в день 5-летия возвращения в Россию Тихвинской иконы Божией Матери (о Боге и современной жизни общества)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, в день праздника Тихвинской иконы Божией Матери, мы вспоминаем, как пять лет тому назад чудесным образом эта икона вернулась в Россию и водворилась в сей святой обители, где она и просияла.
История, связанная с Тихвинской иконой Божией Матери, помогает нам проникнуть в саму тайну отношений Бога и человека, и на этом живом и ясном примере из нашей отечественной истории – примере событий, участниками которых мы были, понять, что означают отношения человека с Богом и как строятся эти отношения.
Конечно, история Тихвинской иконы Божией Матери не является единственной иллюстрацией этих отношений. Все Слово Божие – и Ветхий Завет, и Новый Завет – говорит нам о том, что и как происходит с человеком в зависимости от его отношения к Богу.
Уже в ветхозаветные времена Бог устанавливает Свой Завет – союз с людьми через Авраама, и на страницах Библии повествуется о том, чего Бог хочет от человека в ответ на союз с Ним. Он предлагает Аврааму этот союз, Он обещает ему благоденствие, многочадие, процветание. Выражаясь нашим современным языком, Он предлагает ему полноту жизни уже здесь, на земле. Но в ответ на это Он требует веры и верности.
Вера и верность – это два слова, которые описывают требования Бога к человеку в ответ на всевозможные благодеяния, которые человек может получать от Бога. И вся история народа избранного являлась наглядным свидетельством того, как исполнялся этот союз Бога с Авраамом, когда люди оставались верными этому союзу. Бог всегда верен Своему слову и Бог всегда верен тому, что Он открывает о Самом Себе людям. В этот союзе-Завете только человек проявляет неверность и отказывается от условий этого союза. И когда древние израильтяне нарушали условия, Богом определенные, тогда Бог отступал от них, и наравне с великими благодеяниями, которые всем нам хорошо известны из Ветхого Завета, из Священной Истории, – наравне с такими деяниями, как спасение из египетского рабства, прохождение через трудности Синайской пустыни, победа над внешними врагами, – наравне с этой славой и силой народ проходил еще через великие поражения и испытания всякий раз, когда нарушал союз, который Бог заключил с ним.
Мы читаем Библию, мы знакомимся со священной историей; люди, более религиозно просвещенные, хорошо знают историю древней Церкви, историю Церкви вселенской первого, второго тысячелетий, но все, что далеко от нас, воспринимается чаще всего только разумом, а то, что близко к нам, становится удивительно понятным. Все, что произошло с Тихвинской иконой Божией Матери, является нашим национальным свидетельством о том, что происходит с людьми, когда они отказываются от союза с Богом, когда они разрушают свою верность Богу и отрекаются от веры.
Мы можем себе представить, какая слава была в этих монастырских стенах, когда праздновалось пятисотлетие явления иконы Божией Матери: по старым фотографиям, по описаниям можно видеть множество народа, тысячи и тысячи благочестивых паломников. В этих стенах теплилась монастырская жизнь, здесь молитва возносилась к Господу. Благоговение, чистота и красота внешняя и внутренняя. И ведь как процветала Россия! Не только этот святой монастырь, но и сотни обителей, тысячи храмов! Верующий народ! И золотые купола, которые венчали наши храмы и являлись символами благочестивой жизни нашего народа, были одновременно и выражением этой богатой религиозной жизни.
Недаром страну нашу называли Святой Русью, потому что главным идеалом жизни народа была святость. Не богатство, не власть – святость. Поэтому и национальными героями у нас были святые. Почему положительным героем русской классической литературы стал человек высокой нравственности, почти слепок с житийного героя? Это все было связано с мироощущением нашего народа, с пониманием того, что есть главный приоритет в жизни. И Божия Матерь была с нами – великая святыня, Тихвинская Ее икона, по преданию, написанная самим апостолом Лукой, явленная чудесно нашему народу, как и многие другие святыни.
Но что произошло с народом нашим? Почему он поверил легко и просто соблазнителям и обманщикам? Почему он отказался от веры в Господа? Почему предал верность Христу? Вслед за этим произошли страшные испытания, которых более ни один народ не перенес. Кому много дано, с того много и спросится, и наше национальное богоотступничество было не только национальной катастрофой – это было цивилизационной катастрофой, потому что Россия была оплотом Православия. Мы разрушили свои храмы, своими руками спилили кресты, изничтожили святыни. Мы решили строить счастливую жизнь без Бога, забывая о священной истории Ветхого и Нового Заветов, забывая обо всей истории рода человеческого, которая с такой силой показывает нам, что без Бога невозможно иметь счастье, невозможно построить благополучной жизни.
В ответ на это богоотступничество Господь предает нас нашей воле. Он отступается, уходит. И святыни покидают землю русскую. И та святыня, что стоит сейчас между нами, Тихвинская икона Божией Матери, уходит из России на далекую чужбину в знак того, что Бог отдает народ в его собственные руки: «Вы хотите жить без Бога? Живите. Вы хотите быть свободными? Будьте! Вы хотите строить жизнь, никак не связанную с обязательствами того союза, который еще Авраам подписал верой своею и который Сын Божий утвердил Кровию Своею? Живите, как хотите!».
И мы жили. Перемалывая ресурсы страны и человеческие ресурсы в безумной попытке построить счастливую и благополучную жизнь. И нам не удалось этого сделать. Десятки миллионов жизней были загублены. И когда опомнились на развалинах великой страны, тогда и началось медленное возрождение нашего народа. И стали подниматься храмы и монастыри. Никакой экономический кризис девяностых нас не остановил. Никакая критика внутренних и внешних противников Православия не остановила нашей решимости восстанавливать храмы, когда нам действительно было экономически трудно. И сделали-то не так много, а какая была явлена милость Божия! И знаком этой милости, этого прощения явилось возвращение в Россию Тихвинской иконы Божией Матери, возвращение многих других святынь, восстановление храмов и монастырей.
Пройдя через страшные исторические испытания, мы должны помнить тот урок, который сами себе преподнесли – отступление от завета, от союза с Богом. Ведь в основе этого Нового Завета, которому мы принадлежим – не просто свободное изволение людей, а сама Кровь Сына Божия. Этот союз скреплен не просто устной договоренностью – он скреплен Голгофской Жертвой. Разорвать этот союз и отказаться от верности Христу – есть величайший грех.
Сегодня наступил совершенно особый период нашей исторической жизни, совершенно особая страница нашей национальной летописи – сегодня мы вернулись на тот путь, с которого некогда сошли. Но не нужно думать, что идти по этому пути будет легко: сегодня существуют не меньшие соблазны, чем те, что сбили народ с этого единственно правильного пути.
Эти соблазны хорошо известны – это безбожный образ жизни, безбожная система ценностей; это отказ от нравственного императива в жизни, это относительный взгляд на любые ценности. Все, чем сейчас гордится человеческая цивилизация, на самом деле является образом обезбоженной цивилизации – она манит человека множеством погремушек, яркими обложками журналов, модой, рекламой, навязываемым образом жизни вне Бога. Эта цивилизация предлагает нам потреблять как можно больше, иметь как можно больше и совсем не предлагает нам думать о Боге, а тем более о том союзе-Завете, что скреплен Кровию Сына Божия. И мы видим, как соблазняются народы: богатые забывают о Боге, о Христе, даже стесняются публично поминать имя Божие, заменяют имена и названия церковных праздников, чтобы, видите ли, их можно было праздновать в современном обществе. Даже слово «Рождество» уходит из западного общества и заменяется каким-то странным и непонятным нерелигиозным названием… Речь идет, конечно, не просто о внешнем обычае, а о глубинных переменах в сознании богатого современного человека, обеспеченного, удачливого – ведь именно так представляется нам жизнь большинства процветающих материально стран.
У нас свой исторический опыт. Мы не должны поддаться на это искушение, потому что кровь мучеников и исповедников, кровь народа нашего не может быть забыта современным поколением русских людей. Верим, что неслучайно явилась нам икона Тихвинской Божией Матери. Она явилась для того, чтобы ограждать наш народ от искушений, соблазнов и грехопадений. И поэтому, празднуя пятую годовщину ее явления, мы должны о многом подумать – а что произошло за эти пять лет? Оказались ли мы достойными милости Царицы Небесной? За пять лет произошло много доброго и правильного в жизни нашего народа, и есть надежда на то, что это доброе и правильное будет и дальше укореняться. Мы видим сегодня, что Церковь становится Церковью народа. Если в те трудные годы только пожилые люди были мужественны в хранении своей веры, а люди среднего поколения боялись, а молодежь вообще не знала о Боге, то сегодня наша Церковь – это наш народ: и пожилые, и среднего возраста, и молодые, и дети. Сегодня это уже 72 процента населения России и столько же, если не больше, в других странах, где совершает свое служение Русская Церковь. Конечно, многие из этих 72 процентов в храм не ходят, посты не соблюдают, но они осознают себя православными людьми, и это после трех поколений людей, живших в безбожии! У нас есть еще перспектива развития духовной жизни, только никто не должен успокаивать себя тем, что происходит сегодня. Мы должны помнить об уроках прошлого, и на уровне личности, семьи, всего народа хранить веру и верность Господу, которые только и являются условиями процветания личности и человеческого общества, и любого народа. Аминь!
http://www.mospat.ru/index.php?page=45343
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии