Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Божественной Литургии в день праздника Входа Господня в Иерусалим

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Патриарх Кирилл на Литургии в ХХС. Вход Господень в Иерусалим.

«Сегодня великий двунадесятый праздник — Вход Господь в Иерусалим — который на языке церковного устава именуется Неделей Ваий. Вайя в переводе на русский означает ветвь, а неделя — воскресенье. Значит, по Уставу сегодняшний день называется воскресение ветвей. И называется так именно потому, что жители древнего Иерусалима, встревоженные и обрадованные, встречали Спасителя, зная о том, что Он воскресил из мертвых Лазаря». Эта весть, отметил Предстоятель, и вывела людей на улицы. И они по восточному обычаю постилали срезанные ветви вместе со своими одеждами, встречая Христа, как победителя и триумфатора. Обычно триумфаторы гордо восседали на белом коне, возглавляя торжественное шествие. Однако Спаситель под восторженные крики толпы приходит так, как приходили тысячи паломников на праздник Пасхи — сидя на осле. «И всем своим видом Он, как отмечает евангелист, не принимает этого человеческого восторга», — сказал Святейший Патриарх.

«Спаситель смиренно входит в Иерусалим, как бы не участвуя в этом человеческом торжестве. Господь знал цену этого восторга, — продолжил Первосвятитель. — И те, кто говорят сейчас Христу "осанна!", будут через несколько дней кричать "распни Его!"». «И в том и в другом случае, — подчеркнул Предстоятель, — люди говорили все это искренне». Тогда они приветствовали великого и славного Человека, а потом они отрекались от поруганного и окровавленного Христа, не видя в Нем более силы и славы.

Когда мы читаем или слышим евангельскую историю, отметил Святейший Патриарх, то нередко недоумеваем относительно поступка жителей древнего Иерусалима. Неужели они не видели во Иисусе Христе чудотворца и Сына Божия? Неужели не убедительна была Его проповедь? Неужели недостаточны были Его чудеса, чтобы поверить, что Он есть Сын Божий, обещанный Мессия? «Но, к сожалению, и мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после нас, будут повторять заблуждение жителей древней Иудеи и града Иерусалима, — заметил Святейший Владыка. — И в истории много примеров, как горячая вера сменялась богоотступничеством, а прославление Христа хулой. И за примером далеко ходить не надо. В одночасье наша страна, великая православная держава, развернулась от Бога к дьяволу, от веры к безбожию. И те, кто еще вчера ходили в храмы, сами же их разрушали».

Святейший Патриарх рассказал о том, как его покойный родитель делился воспоминаниями своего детства. В деревенской школе одной из обязанностей дежурного по классу было зажигать лампаду у икон. Дети стремились первыми попасть в класс, для чего им приходилось раньше вставать и идти несколько километров, невзирая на морозы или плохую погоду, чтобы самим зажечь этот святой огонек раньше дежурного. Но прошло несколько лет и те же самые дети принимали участие в разрушении храма, который находился рядом с их школой.

«И чем же наш народ оказался лучше жителей древнего Иерусалима? — продолжил Предстоятель Русской Церкви. — Многие из нас сейчас рассуждают, что мы-то никогда не отречемся от Христа. Слава Богу, наш народ снова обретает веру. И я рад видеть вас всех, пришедших сегодня в Храм Христа Спасителя».

Однако, по словам Его Святейшества, даже те, кто в этот день пришел в храм, не всегда посещают даже воскресные богослужения. «У нас еще много "приоритетных" задач, которые мы решаем вместо того, чтобы пойти в храм на богослужение, — отметил Святейший Патриарх. — Нам еще нужно пройти большой путь, чтобы мы могли сказать, что утвердились в вере. Еще многие наши соотечественники не вместе с нами. Еще многие из тех, кто считает себя православными, далеки от реальной религиозной жизни. И нет уверенности в том, что кто-то не провозгласит фантастических, утопических идей, которые можно воплотить без Бога, и вновь не соблазнит наших людей».

«Но еще более опасен, чем какие-либо идеи, — отметил Святейший Владыка, — тот образ жизни, который сегодня проповедают СМИ, в центре которого не Бог, не нравственное совершенство, а порок, требующий постоянной подпитки, разрушающий человека изнутри, но являющийся столь привлекательным, потому что целая колоссальная индустрия работает на то, чтобы грезы сделать привлекательными. И устоять перед натиском этой индустрии может не всякий. И даже сегодня, с умилением стоя в храме Божием и недоумевая по поводу отступничества древних жителей Иерусалима, мы вечером же можем предать Господа и забыть об этом опыте святости и благодати, который мы получили в храме».

«Мы должны помнить всегда о том, — обратил внимание Святейший Патриарх, — что вера человека, наш образ жизни, — это наше свободное волеизлияние. Это то, за что мы ответственны: быть с Богом или бороться с Ним, умножая грех и неправду. И молитвы наши сегодня ко Господу, чтобы народ наш больше никогда не отступил, не забыл Кто его Господь; чтобы никогда мысль наша и рука не поднималась против Бога».

«Да поможет нам Господь, извлекать уроки из нашей истории, хранить веру православную, укрепляя ее в наших сердцах», — заключил Предстоятель.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику Входа Господня в Иерусалим, после чего еще раз поздравил всех с нынешним торжеством: «Пусть Божие благословение, благодать, которую мы приобрели в таинстве Евхаристии, прикоснется к нашим сердцам, укрепляя наши духовные и физические силы».

http://www.pravoslavie.ru/news/30029.htm