Научиться жить осмысленно.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
prot.  Vsevolod Chaplin

На Всемирном Русском Народном Соборе, проходившем в Москве с 21 по 23 мая 2009 года, была принята резолюция о неотложных мерах по защите от алкогольной угрозы (см.: http://www.vrns.ru/syezd/detail.php?nid=921&binn_rubrik_pl_news=441&binn... ). Этот документ лег в основу обращения, направленного на имя Президента РФ, Председателя Правительства РФ, Федерального собрания РФ, а также высшим властям стран СНГ (Украины, Белоруссии, Казахстана, Молдовы).  

На пресс-конференции в РИА «Новости» 25 мая, которая была посвящена итогам XIII ВРНС, основные положения «антиалкогольной» резолюции прокомментировали заместитель председателя ВРНС, руководитель Синодального отдела по взаимосвязям Церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин, сопредседатель церковно-общественного Совета по защите от алкогольной угрозы архимандрит Тихон (Шевкунов) и  глава Роспотребнадзора РФ врач Геннадий Онищенко. 

И все же для некоторых людей документы, принятые Собором, послужили лишь поводом  к  созданию «утки» о том, что Православная Церковь предлагает ввести «сухой закон». Окончательно расставить точки над I в этом вопросе мы попросили главу синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода  Чаплина.    

– Отец Всеволод, какова, на Ваш взгляд, реальная перспектива проведения в жизнь неотложных мер по защите от алкогольной угрозы, предложенных XIII Всемирным Русским Народным Собором?

– В ближайшем будущем представители Церкви и Всемирного Русского Собора намерены развивать диалог с органами законодательной и исполнительной власти, медиками и правоохранительными органами для того, чтобы эти предложения были серьезно обсуждены и рассмотрены. Об этом же говорится и в определении Священного Синода, принятом по итогам Всемирного Русского Народного Собора. Конечно, многие могут сказать: то, что легко  предложить на бумаге, бывает сложно сделать реальностью. И, тем не менее, давайте вспомним, как еще десять-пятнадцать лет назад никто не верил в возможность обуздать игорный бизнес, запретить рекламу водки на телевидении.  Однако страна справилась с этими проблемами. Надеюсь, что она справится и с бесконтрольной, повсеместной круглосуточной продажей алкоголя. В большинстве стабильных государств, например, в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки,  подобного разгула торговли спиртным нет.

– Не могли бы Вы рассказать подробнее, какими средствами располагает Церковь для помощи государству в решении этой проблемы?

– Наше главное средство – это слово, диалог с властью, бизнесом и теми кругами общества, которые заинтересованы в сохранении и возрождении здоровья народа. Перед принятием резолюции Всемирного Русского Народного Собора имели место определенные дискуссии с органами власти. В обсуждении документа на специальной конференции принимали участие представители государства – два вице-спикера Совета Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития, главный санитарный врач России, который также руководит Роспотребнадзором. Очевидно, что в государстве есть люди, искренне желающие отвести алкогольную угрозу от России. Хочется верить, что таких людей со временем станет больше, и что они прислушаются к голосу Всемирного Русского Народного Собора, который, кстати говоря, ведь является отнюдь не только голосом духовенства. В Соборе участвовуют представители научной общественности, творческой интеллигенции, студенческой молодежи. Все это говорит о том, что в нашем обществе люди понимают, с проблемой какого масштаба имеет дело сегодня народ. А значит, ему можно помочь. 

– Как каждый из нас может помочь диалогу Церкви и государства по проблеме химической зависимости?

– Все мы можем активно выражать свое мнение: звонить на радиостанции, писать письма в органы власти, высказываться на разного рода собраниях, на форумах в Интернете. А главное – сам образ жизни в приходских и монастырских общинах надо созидать так, чтобы наши ближние видели, что есть альтернатива скучному, бессмысленному и безысходному существованию, которое уводит человека в мир иллюзорного пьяного веселья. Люди должны взять свою судьбу в свои руки и научиться жить осмысленно. Если это получится, то желающих забыться в пьяном угаре станет намного меньше. Но для этого нужно, чтобы экономика, политика, культура, ситуация на улицах определялись усилиями всего общества. Безысходность и отсутствие интереса к жизни часто появляются там, где люди оторваны от принятия важных решений, от устроения своей собственной судьбы. И именно для того нам нужны настоящие механизмы народного самоуправления, чтобы человек стал хозяином своей жизни и мог строить ее свободно, достойно, на благо себе и ближнему. 

– Читая материалы светской печати об антиалкогольных мерах, можно заметить, как людям предлагается соединить в своем сознании понятия «сухой закон» и «Церковь предлагает». Каково в реальности отношение Православной Церкви к сухому закону?

– Мы не требовали введения сухого закона. Человеку, умеющему себя контролировать, не вредит умеренное употребление вина, особенно в праздник. А кто-то выбирает для себя и абсолютную трезвость, и этот выбор тоже достоин уважения. Но, так или иначе, не стоит представлять предложения, которые были сделаны ВРНС как карикатурные требования введения сухого закона или «православного шариата». Мы призвали к ограничению торговли алкоголем, к тому, чтобы повсеместно и круглосуточно продаваемый алкоголь низкого качества не провоцировал крайностей употребления спиртным, не навязывался бы на каждом углу, особенно молодым людям. Отец Тихон (Шевкунов) очень хорошо сказал, что одна из проблем — это употребление алкоголя в режиме «допития», когда на смену праздничному ужину приходит распитие алкогольного суррогата в кустах рядом с ларьком. Вот от какой псевдокультуры необходимо отказаться, и именно эту цель помимо прочих преследовали участники Собора, обсуждая свои предложения обществу. 

– Демографическая ситуация свидетельствует о том, что на данном этапе нам приходится признать поражение в алкогольной войне. А во время поражения не только подсчитывают потери и вырабатывают стратегию будущих сражений, но и оказывают помощь раненым. В опубликованной резолюции ВРНС нет никаких предложений государству от  церковной общественности о поддержке реабилитационных программ и центров, специализирующихся на помощи химически зависимым.

– Лечение людей, больных алкоголизмом, – это отдельная тема. ВРНС неслучайно на разных заседаниях и форумах старается привлекать внимание к одной-двум-трем конкретным проблемам. Лечение алкоголизма – это важная задача, о ней много раз говорилось на разных уровнях. Собор, кстати, сказал о том, что нужно усилить государственный контроль над методами лечения алкоголизма, потому что среди них встречаются и оккультные и откровенно шарлатанские, вплоть до прямого обмана и мошенничества. Однако Собор неслучайно одним из первых поднял тему ограничения торговли алкоголем, так как, увы, об этом почти никто до сих пор внятно не говорил.

– Отец Всеволод, многие храмы в настоящее время занимаются проблемой помощи химически зависимым, предоставляя свои помещения группам, работающим по Программе Двенадцати Шагов. Каково Ваше отношение к этому методу помощи пострадавшим от алкоголизма и наркомании?

– Да, конечно, я знаю об этой программе. Знаю и о том, что есть определенные споры в отношении ее. Думаю, не стоит бояться самой методики, предполагающей помощь людей, преодолевших алкоголизм, тем, кто страдает от этой проблемы. Но мне кажется, что ее осуществителям стоит еще раз подумать о правильном духовном наполнении программы через совместную молитву, твердое исповедание православной веры, через привлечение людей к благодатной церковной жизни, что само по себе является и действенным средством исцеления, и способом изменить жизнь человека настолько, что уход в алкогольную или наркотическую псевдореальность станет просто невозможным, немыслимым.

 

Для сборника «Страсть, грех или болезнь»
издательства «Даниловский благовестник
Московского Данилова монастыря