Плоды раскола.
Как это бывает всегда раскольники не удержали единство и среди них стали происходить внутренние разделения, при чем все эти течения объединяла ненависть к Церкви.
Практически сразу среди иосифлян начлась грызня из-за власти и споры по вопросу отношения с сектантами - иоаннитами и имябожниками. В Киеве возник конфликт между архим. Спиридоном и свящ. Леонидом, закончившийся наложением на Спиридона дополнительной епитемьи за модернизм в богослужении. (Он уже принес в этом покаяние пред св. Тихоном). Подобные склоки были и в Ленинграде между еп. Дмитрием и Сергием. Все это отягощалось поисками агентов НКВД, которых видели в своих противниках.
В Ленинграде свящ. Феодор Андреев вступил в конфликт с еп. Дмитрием по вопросу о причащении иоаннитов. Последний утвердал, что они “являются стойкими бойцами за православие, ведут праведную жизнь и также, как и мы, ненавидят советскую власть”. Победил взгляд еп. Дмитрия на это хлыстовское течение и они были признаны союзниками иосифлян. Их книгоноши распространяли не только их литературу, но и брошюры в защиту раскола. Еп. Василий (Докторов) рукополагал иоаннитов в иеромонахи.
Таким образом, как и в XVII веке, мнимые ревнители благочестия, под предлогом выдуманной ереси ушедшие из Церкви мирились с явным богохульством в своих рядах.
Результаты этого союза не замедлили себя ждать. Уже в конце 1920-ых годов иосифляне стали говорить, что колхозники служат сатане, и поэтому они отказывались и от паспортов (вспомним позицию староверов-странников), и участия в колхозах, и вкушения некоторых видов пищи. По рукам ходило множество апокрифов и “святых писем”. Усилилось почитание святых источников, заменяющих для них подлинные святыни.Во время Войны катакомбники дезертировали, уклонялись от военной службы, считая присягу служением антихристу.
В результате гонений многие раскольники вынуждено перешли на беспоповское положение. (К нему их, впрочем готовил уже еп. Дмитрий). Эти несчастные думали, что в отсутствии законного священника они могут причащаться святой водой (как один скит в Сибири), или куличами. Большинство “истинно-православных” уже в 1940-60 годах перешли к староверческому учению о духовном причащении, которым якобы их причащает Сам Господь. В некоторых случаях вожаки катакомбников, не имевшие священного сана дерзали воспроизводить чинопоследование Евхаристии. Также некоторые причащались св. дарами или сохраненными с досергиевских времен или переданные тайными священниками. Вообще самосвятство было чрезвычайно распространено среди катакомбников. Существовал особый институт “подпасков” заменявших священников. Многие раскольники считали, что общение с Богом возможно чрез “божиих людей”, которые часто объявляли себя христами, богами, богородицами и т.д. Особенно известен пример Михаила Ершова, очень популярного среди катакомбников (современные катакомбники - андреевцы утверждают, что он был епископом Чистопольским), который объявил себя архангелом Михаилом и Христом, набрал себе 12 “апостолов”.
Другие Таинства также были искажены схизматиками. Крещение совершали повивальные бабки, а миропомазание иногда заменялось тем, что крещающая помазывала новорожденного лампадным маслом. Таинство Покаяние имело несколько форм. Тогда, когда были живы священники Тихоновского поставления, то ему чрез связников посылались записки с перечислением грехов, которые он заочно отпускал. После их вымирания ряд раскольников вернулись к староверческой практике исповеди пред общиной или покаянием пред Богом у святого источника или иконы. Безумцы считали, что такая самодеятельность приведет к прощению их грехов.
Таинство елеосвящения заменяется следующим обрядом. - У постели больного ставиться блюдо с зерном, в которое помещают семь горящих свечей. Умирающему дают выпить святой воды и молятся о прощении грехов. Так они думают заменить Господне установление своей выдумкой.
Особенно сильно подверглось искажению Таинство Брака, не только в своем чинопоследовании, но и в отношении к нему. Чин приобрел следующий вид в тех местах, где он признается. - В Сараевском районе Рязанской обл. монахиня быв. Бовыкинского монастыря обводила молодых с горящими свечами вокруг аналоя, задавала им необходимые при бракосочетании вопросы. Как молодых, так и их постель окуривалась ладаном. Вот перед нами прелестнейший пример самородного женского священства, которое с такими боями утверждается среди протестантов!
Но больше всего вопросов вызывает отношение катакомбников к возможности в наше время законного брака. Эти сектанты исполнили пророчество ап. Павла о лжеучителях (1 Тим.4,1-5) и хулили Богоустановленный брак. Уже в 20-30 годах среди иоаннитов было широко распространена практика принятия обета безбрачия, что связанно с их эсхатологией и непризнанием Церкви. Катакомбники также проповедывали учение о том, что из-за наступления последних времен муж и жена должны жить как брат с сестрой. Вообще среди данных сектантов было распространено мнение, что брак - скверна. Но как обычно в таких случаях запрет брака не мешает разврату, если он не ведет к появлению детей. “В группах федоровцев, чердашников, иоаннитов и других процветали разврат, половые извращения, мужеложество, проповедывалась “духовная любовь”. Пользуясь положением “непогрешимых”, вожаки и проповедники в группах ИПХ сожительствовали со своими “духовными сестрами”, заманивали к себе якобы для исповеди молодых девушек и насиловали их”. Надо заметить, что все это не является выдумкой советских пропагандистов. - Сами катакомбники обвиняют в этом представителей враждебных им течений. - Это касается и современных представителей “Российской Истинно-Православной Церкви” (митр. Рафаил, упоминаемый в книге о. Анатолия (Берестова) “Православные колдуны: кто они?”), продвижение по иерархической лестнице в которой зависит от гомосексуальных и оккультных способностей. Тоже произошло и с нынешним “архиепископом” Лазарем (Журбенко) Одесским (РПЦЗ), которому был поставлен диагноз “шизофрения параноидальной формы сексуального уклона (педерастия)”. Подобные проблемы испытывает представитель старостильников-хризостомовцев Яшунский, сожительствующий с любовницей. Примеры можно умножать…
Кроме бракоборчества сектанты “прославились” и множеством лжепророчеств (например, назначением даты конца света) и связанных с ними изуверств. Так во время переписи 1959 года некоторые катакомбники- “седмичники” объявили, что начиная с переписи начинается последняя седмина бытия мира, которая окончиться в 1965 году концом мира. Все, кто не вошли в группу “седминцев” были объявлены погибшими. Сектанты запретили есть продукты изготовленные после переписи, как “оскверненные антихристом”. Они перестали пользоваться водой из колхозных колодцев, не мололи зерно на мельницах, отказались от денег, многие пререстали говорить с людьми. Некоторые, вдохновленные лжепророком А. Пенягиным, умерли не вкусив мирской пищи.- То есть совершили ритуальное самоуморение!
Подобный случай произошел в 1969 году в Мудьюге Архангельской обл. Некие Барышевы собирали большие молитвенные собрания, а затем один из Барышевых объявил себя “Богом Саваофом”, предсказал конец света и призвал верующих выбросить на улицу книги, деньги, документы, что и было сделанно. Выбросили даже еду. Когда “бога” доставили в участок, то он разорвал портреты вождей.
Одно из самых жутких преступлений, совершенных катакомбниками произошло 30 августа 1953 года. Проповедник ИПХ Василий Ряховских, дезертировавший из Советской Армии укрылся в Мичуринске и объявил себя живым воплощением Христа. Проповедуя обет безбрачия, он изнасиловал у себя в подвале дочь Невзоровой, но убедил ее в безгрешности совершенного, т.к. якобы от них должен родиться “сын божий”. Опасаясь огласки своей связи с Невзоровой Ряховский начал проповедовать приближение светопреставления. Он учил, что Господь отдаст всех нечестивцев в их руки и что, исполняя волю Господа надо покарать колхозников огнем и мечем. Перед “кончиной мира” несчастные несколько дней подряд молились, готовя себя к “подвигу”. На рассвете 30 августа сектанты, решившие, что наступил день Второго Пришествия, подожгли 14 домов, убили и ранили 6 человек колхозников, в том числе и грудного ребенка. Вот до каких бездн беззакония довела раскольников их мнимая ревность о чистоте Церкви, на деле оказавшаяся служением сатане! Не наследники ли этого изуверства обучили основателя “Белого братства” его идеологии. (Ю. Кривоногов родился в селе Старая Криуша Воронежской области в 1941 году)?
Любопытно, что те катакомбники, которые сохранили некое подобие “законной иерархии”, например андреевцы не только не осуждают деятельности новых манихеев, но напротив считают их членами своей церкви. Они пишут так: “также совершенно неверно с экклесиологической точки зрения мнение, что термины ИПХ (истинно-православные христиане) и ИПЦ (истинно-православная церковь) употребляются: первый по отношению к тем катакомбным общинам, которые не имеют священства, второй же - к тем, кои какое-либо иерархическое возглавление имеют. Если принять такое толкование , то можно подумать, что те ИПХ, которые временно утратили связь с законными истинно-православными пастырями, перестали быть членами истино-православной церкви. Но это-абсурд. Подобное мнение следует отвергнуть как несостоятельное, ибо никак нельзя согласиться, что ИПХ, находящиеся на акефальном положении (любопытно, что раскольники честно называют себя наследниками монофизитов!-авт.), не являются органической частью ИПЦ. Кстати, небезынтересно отметить, что термины “ИПХ” и “ИПЦ” впервые вошли в употребление у старообрядцев и встречаются в их литературе, а оттуда уже были заимствованы Отцами-Основателями катакомбной церкви”.
Надо заметить, что катакомбничество полностью повторило путь староверия. - Под предлогом появления ереси или превышения митр. Сергием своих полномочий, оно отпало от Церкви. Причем как и в случае со староверием настоящей причиной раскола было манихейское ощущение пришествия в мир антихриста, якобы поработившего Церковь, и не желание принять волю Бога, карающего Россию за ее отступничество. Как и в XVII веке этот раскол также состоял из двух течений: интеллегентов - ревнителей (за чем часто скрывалось софианство и имябожие) и народное манихейство (иоаннитство и т.п.). Причем первые более напоминали староверов-поповцев, а вторые - беспоповцев. Но в отличие от староверия “поповцы” в лице своих наиболее трезвых представителей (непоминающих, сторонников митр. Кирилла и некоторых иосифлян, напр. Прот. В. Верюжского) после избрания патриарха Алексия I вернулись чрез покаяние в Церковь, чего не произошло в случае с поповцами-староверами во многом из-за политики царей-западников. Но беспоповцы, как и в случае со староверием или навсегда покинули Христа, или вошли в Его Тело для того, чтобы разложить его изнутри. С ними связаны новые ереси богородичников, пелагеевцев и петровцев, о которых мы скажем в главе “Современное положение”. Видимо с этой же целью вернулся в Церковь о. А.Мень, организовавший движение неообновленцев и насадивший среди некоторых идеи теистической эволюции, восходящей своими корнями к язычеству и каббале.
Мы видим, что для их присоединения вовсе не потребовалось прибегать к икономии, которая при обращении к раскольникам чаще всего ничего не дает, кроме новой смуты.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии