Канонические санкции против раскольников.
В ответ на безумия раскольников Священноначалие наложило на них канонические санкции, которые представители свято-Тихоновского института почему-то называют “жестким администрированием”. Непонятно, как должен был реагировать Синод на такие богохульства, как утверждения, что храмы, поминающие митр. Сергия - храмы сатаны, а причащающиеся соединяются с Диаволом. Если бы Заместитель Местоблюстителя проигнорировал бы их. Тогда он был бы псом, разучившимся лаять (Ис.56, 10) и виновен был бы против Тела и Крови Господа. Напротив, можно только поразиться той мягкости, которую проявили архипастыри в отношении к раскольникам.
Итак, узнав о состоявшемся расколе, митрополит Сергий и Патриарший Синод немедленно предприняли ряд канонических мер для предотвращения дальнейшего разрастания схизмы.
17 (30) декабря 1927 года Синод вынес решение о запрещении в служении епископов Дмитрия Гдовского и Сергия Копорского, а еп. Николаю Петергофскому дано право наложить то же прещение на священников - раскольников. С этого дня все таинства совершенные иосифлянами потеряли свою силу.
18 (31) декабря 1927 года он издал послание к Православной Российской Церкви, в котором предупредил Ее верных чад о начавшейся смуте и засвидетельствовал, что “при всем нашем недостоинстве мы служим тем канонически бесспорным звеном, которым наша Русская Православная иерархия в данный момент соединяется со Вселенской, через Нее - с Апостолами, а через них - и с Самим Основоположителем Церкви Господом Иисусом Христом” и предупредил о канонических последствиях отпадения от законой иерархии, автоматически влекущей за собой потерю вечной жизни.
Узнав об запрещении ленинградские раскольники обратились за советом к митр. Иосифу (официально еще бывшему в Церкви) и он поддержал их в противлении Создателю. “Если бы мы даже и заблуждались, то заблуждались честно, ревную о чистоте Православия в нынешнее лукавое время…Итак, если бы нас оставили даже все пастыри, да не оставит нас Небесный Пастырь по неложному Своему обещанию пребывать в церкви своей до скончания веков”. Таким образом для раскольников Церковь отождествлялась с ними самими и поэтому все их заявления о верности митр. Петру и будущему Собору были не более чем лицемерием, ибо они признали бы за православных только самих себя.
Однако, не смотря на предпринятые меря, раскол развивался со скоростью лесного пожара, раздуваемый ветрами преисподней. Видя это митр. Сергий вместе с Синодом вынес постановление о созыве Поместного Собора. И не дожидаясь его, издали решение суда первой инстанции по делу ленинградских мятежников (вполне согласное с канонами - Апост. 74, Карф. 12.). Синод подтвердил запрещение еп. Дмитрия и Сергия, сместил их с кафедры и предал суду православных епископов. Послал представителей Синода к митрополиту Иосифу, потребовав от него осуждения мятежа, и предложив определиться в своем отношении к Церкви епископам Шлиссельбургскому Григорию и Колпинскому Серафиму. К сожалению впавший в прелесть митр. Иосиф не послушал голоса Невесты Христовой и в феврале 1928 года покинул Ее навсегда. Он и другие епископы - раздорники был запрещен в служении указом Синода 14 (27) марта 1928 года. Но не прислушавшись к этому грозному предупреждению они продолжали распространять раскол на другие епархии. С ними соединился еп. Виктор, а на три месяца они смогли увлечь в схизму и ярославскую епархию во главе с митр. Агафангелом. (Он умер в общении со Вселенской Церковью). Не останавливаясь на этом раскольники рукополагали епископов для уже занятых кафедр, снимали законно наложенные запреты и т.п. - И после этого нам представители Тихоновского Института советуют их прославлять, говоря, что они не организовывали паралелльного центра. Если их деятельность - не организация другой церкви , то что же?
К другим епископам, не поминающим митрополита Сергия, но при этом не отвергающим благодатность Таинств Церкви Она была более милостива и применяла священные каноны исходя из принципа икономии. Так митр. Кирилл Казанский, прервавший общение с Заместителем Местоблюстителя, не был запрещен в служении, а лишь отправлен на покой, дав ему право совершать Литургию с согласия правящего архиерея.
Наконец 24.7 (6.8) 1929 года Синод принял решение об отношении православных к священнодействиям, совершенным раскольничьим клиром. - Все Таинства, совершенные в обновленчестве, григорианстве и иосифлянстве (кроме Крещения) признаны недействительными. Обращающиеся из раскола “если последние крещены в расколе, принимать через Таинство Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: “Отец, Сын и Святый Дух”. Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением “Святый Боже””. Это постановление №1864 действует и до ныне и в 1991 году оно отнесено и к тем людям, которые примкнули к Зарубежной церкви в России.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии