Язычество в Абхазии не станет государственной религией

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Язычество в Абхазии не станет государственной религией

Поправки к Закону о религии, которые должны были уравнять язычество, ислам и православие не будут приняты абхазским парламентом. Закон, еще не поступивший на его рассмотрение, оставит республику светским государством, хотя и подчеркнет в преамбуле особую роль Православия в ее истории.

В Абхазии парламентарии готовятся принять новый Закон о религии в соответствие с которым, ведущими государственными конфессиями должны стать православие, ислам и традиционное язычество. – Такую информацию на исходе прошедшей недели распространили некоторые российские СМИ со ссылкой на грузинскую газету «Ахали таоба» и ее эксперта Ираклия Цкитишвили.

Если верить этим сообщениям, Абхазия должна была стать первой страной на Кавказе, где традиционные дохристианские верования должны были получить статус государственной религии наравне с православным христианством.

За комментарием мы обратились к временному руководителю Абхазской епархии, священнику Виссариону Аплиа. Он утверждает, что о легализации язычества как государственной религии речь больше не идет: «Это был только проект, созданный одним нашим ученым, но в том виде, в котором он представил его изначально, он вноситься в парламент не будет. Все это отменяется, — сообщил отец Виссарион нашему журналу по телефону. — Мы обсуждали законопроект с депутатами, я участвовал в этом разговоре, и мне удалось убедить их, что нужно только подчеркнуть в преамбуле особую роль Православия в нашей жизни, в абхазской истории, потому что государство и Церковь у нас отделены, Абхазия – светское государство, как и Россия».

К праву традиционных верований «государственной религии» отец Виссарион относится скептически: «С язычеством покончено, на местах бывших святилищ абхазы давно построили православные храмы. Традиционной абхазской религией является Православие, — утверждает он. — Слово «язык», от которого происходит термин «язычество», со славянского переводится как «народ». Язычество – это народное устное творчество, фольклор. Оно было всегда, причем нужно заметить, что даже «языческие» верования абхазов, были монотеистическими, а не многобожием, как у многих других народов. Христианство – это великая культура, от которой нужно отталкиваться всем народам, живущим на этой планете. Это письменная религия, ведь Христос заповедует своим ученикам: «Идите и научите все народы», научите письменно, христианство – это религия Писания. Все что связано с абхазской культурой, абхазской государственностью, с древним абхазским царством – это все связано с Православием. Не было ни одного абхазского царя язычника, или мусульманина. Все были православными. С православием связана наша письменность, древние абхазы пользовались тем же алфавитом, которым пользуются сегодня армяне и грузины, просто во времена османского владычества, так как турки жестче всего контролировали побережье, мы этот алфавит потеряли, а армяне и грузины продолжили им пользоваться, потому что жили в глубине территории».

Как объясняет отец Виссарион, новый закон о религии сейчас находится только в стадии подготовки, и когда он будет принят сказать сложно. Напомним, что Абхазская епархия, которая также именует себя Абхазской православной церковью – историческая наследница древнего Абхазского католикосата и греческих церковных структур, сложившихся в византийскую эпоху, на месте античных греческих причерноморских полисов существовавших на побережьи Абхазии с конца IV века до нашей эры. Статус Абхазской Церкви, на сегодняшний день остается до конца не урегулированным, та как после грузино-абхазского вооруженного конфликта 1993-1994 годов, грузинское духовенство вместе с епископом было вынуждено покинуть республику. Возглавивший после войны церковное управление священник-абхаз Виссарион Аплиа не имеет епископского сана и выполняет свои функции руководителя только временно, до окончательного решения вопроса. На соборе абхазского духовенства в сентябре 2009 года было принято решение об отделении Абхазской Епархии от Грузинской Церкви, в состав которой она входила до начала девяностых годов. Пока это отделение не признала ни одна из мировых канонических православных юрисдикций, в том числе и Московская Патриархия.


Источник: Нескучный сад