Степанов - "неообновленец" и "модернист"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Хоть про меня и не писали, но я выскажусь. Кстати, интересно, почему. Ну, да ладно.
Это очень лукавая стратегия. Дело в том, что сначала выдумывается некоторое слово без значения в нормальном языке, с ним искусствено связываются негативные ассоциации, а потом его, как ярлык, навешивают на всех, кто чем-то не понравился. Но что вообще такое обновленчество? Сама идея некоторых изменений богослужения более или менее радикальных? Это подается именно так. С тем пафосом, что "устав богослужения передан апостолам".
 
Эта фраза, действительно, кочует из учебника в учебник уже не первый год. Но сами эти учебники литургики-то можно было прочитать до конца, хоть до середины. Ведь там постоянно говорится об исторических изменениях богослужения. Скажем, что каноны начал писать преп. Иоанн Дамаскин, а кондаки - преп. Роман Сладкопевец. А что это значит? Что до того не было таких жанров, не было и самих этих песнопений. Представьте себе, Пасхальная утреня 7-го века без пения пасхального канона, без стихир Пасхи. Все эти песнопения, ведь, написали не апостолы. Так что, препп. Иоанн и Роман были "обновленцами"?

Или Василий Великий, который сокращал и переписывал молитвы существовавшей до него литургии? Так какой должен быть критерий? Стремление к церковной пользе? Пожалуй, да. Он совершенно точно сработает в отношении "обновленцев" 20-х годов, которые занялись, под видом богослужебной реформы, прямой борьбой против Церкви. Но я не дерзну сказать что даже о. Георгий Кочетков осознанно желает Церкви зла. И уж совершенно точно этого не желал о. Александр Шмеман или другие люди, которых "линия" записала в "неообновленцы". Вы можете доказать, что зла желает Церкви о. Андрей Кураев? Нет? Так молчите. Да? Но приведите тогда какие-то доказательства, какое-нибудь видио, где о. Андрей говорит: "вот хорошо бы уничтожить Церковь, развалить ее изнутри". Нет такой?

Так и зачем говорить. Правда в том, что о. Андрей заочно привел к вере множество людей, объездил всю страну, за 20 лет не получив ни одной диаконской награды или какой-то серьезной управленческой должности. Зато получил за все это очень много необоснованной критики и клеветы. Вот и тепепрь. Тогда что? Как понять, кто "неообновленец". Этого никак нельзя понять, потому как зависти это только от воли авторов РНЛ. Но почему у них такая монополия?
Вот чем занимались "обновленцы"? Они критиковали священноначалие за церковную политику и политические взгляды.

Простите, но когда авторы линии набрасывались на некоторых священников из-за недостаточно толерантного отношения к Сталину, они вели себя точь в точь, как "обновленцы". Когда они присваивают себе право судить священноначалие (последняя книга Семенко прекрасное тому подтверждение) они ведут себя как "обновленцы". Наконец, когда они превращают ту или иную форму обряда в догмат, они делают тоже, что и "обновленцы", разве что "догматизируют" другую форму. Из всего этого я делаю вывод, который вынесен в заглавие этого сообщения. "Старец" Рафаил (Берестов), Степанов, Семенко вся вообще РНЛ - сами "неообновленцы".

Диакон Андрей Белоус

http://andrej-belous.livejournal.com/333387.html