Слово Святейшего Патриарха Кирилла с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в день памяти прп. Сергия Радонежского

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Слово Святейшего Патриарха Кирилла с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в день памяти прп. Сергия Радонежского

18 июля 2012 года, в день обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры и молебен на Соборной площади перед чтимой иконой Преподобного. 

По окончании богослужений Святейший Владыка с балкона Патриарших покоев обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом.

***

Всех вас, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником для земли Русской — днем памяти святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, основателя этой святой обители!

Сегодня тысячи людей собрались здесь. Мне с этого балкона хорошо вы все видны — люди разного возраста и, может быть, даже разных национальностей, но принадлежащие к одной Русской Православной Церкви. Мы прибыли сюда в разгар теплого лета с особой миссией — для того, чтобы помолиться в этом святом месте.

Сегодня существует очень много альтернатив. Люди едут на курорты, отдыхают, проводят весело время, а мы во множестве собрались только ради одной цели — помолиться. И совершаем мы это в особый день. Я напомню вам историю этого дня.

5 июля по старому стилю в 1422 году, когда монахи приступили к строительству Троицкого собора, у стен которого мы собраны, они обнаружили останки преподобного Сергия. Этому событию предшествовало видение во сне одному из тех, кто трудился. Ему явился преподобный Сергий и прямо показал место, где лежат его останки. И сказал, что «вокруг тела моего вода, возьмите меня оттуда». И как раз, когда стали копать канавы, чтобы заложить фундамент, в одной из канав, в воде, и обрели гроб преподобного Сергия. Но и тело его сохранилось удивительно, и даже одежды. И с благоговением мощи преподобного были изнесены в рядом стоящий Троицкий деревянный храм. Он находился на том месте, где сейчас находится Свято-Духовская церковь. И когда затем лучшие зодчие нашего Отечества возвели величественный по тому времени каменный Троицкий собор, туда и были положены мощи святого угодника преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Почему же так быстро прославился святой преподобный Сергий? Ровно 30 лет прошло после его кончины, ибо скончался он в 1392 году. Неслучайно все произошло так быстро, потому что уже при жизни старец этот излучал из себя особую энергию, особую Божию благодать. Ему хватало силы не только собрать вокруг себя в этих дремучих радонежских лесах, в бездорожье, учеников вокруг себя. Ему хватило силы распространить свое ученичество на многие другие земли Руси, где по подобию Троицкого монастыря, им созданного, стали создаваться святые обители.

К святому преподобному тянулись, потому что от слов его учились. К нему еще и тянулись, потому что слова преподобного имели огромную силу воздействия на тогдашний социум, на общества раздробленной феодальной Руси. И никто из исторических лиц в то время не послужил объединению разделенных русских княжеств так, как это сделал преподобный Сергий, обеспечив тем самым победу русского оружия на Куликовском поле. Ибо если по зову преподобного не примирились бы князья, то тогда бы и не было единого русского воинства. И неизвестно, сколько столетий пребывала бы страна наша под игом. Достаточно сказать, что подобное татаро-монгольскому игу иное иноверное иго над некоторыми европейскими странами господствовало 500 лет. Мы же освободили землю свою, и ни у одного ученого, ни у одного историка, ни у одного исследователя не остается сомнений в том, что решающую роль в объединении народа сыграл преподобный Сергий — святой и герой нашей истории.

А почему же ему удалось это сделать? Неслучайно преподобный Сергий назвал обитель свою в честь Святой Троицы. Три лица единого Бога, триединая природа Божественная, являемая миру в трех Личностях, несет в себе непостижимую тайну. Иногда сторонние наблюдатели критикуют это церковное учение из-за недостаточности логики. Но в том то и сила, что человек не может доказать другим то, что нелогично. Учение о Святой Троице превыше нашего человеческого разума, превыше нашего опыта. Но именно через это учение открывается нечто величественное, захватывающее дух по глубине, силе и мудрости. Внутренним законом жизни Бога является любовь и единство. Это такое единство, что мы говорим не о трех богах, а о едином Боге, единство, которое скрепляет навечно Божественную триаду.

Преподобный Сергий не только умом прозревал эту тайну Святой Троицы — он сердцем ее прозревал. И, понимая, как важно людям приобщиться к этому Божественному догмату единства Святой Троицы, он учил своих учеников. И как это было важно в то время, когда Русь была раздроблена! Пример Бога, живущего в единстве по закону любви, явился вдохновляющим примером для людей. И перед лицом единой Троицы разрушалась, по слову преподобного Сергия, рознь мира сего.

Сегодня у нас не меньше вызовов, которые способны разрушить единство народной жизни. Мы видим, как велика рознь среди народов, государств, как напрягаются политические отношения. Мы слышим о войнах и о военных слухах (Мф. 24:6). Вдумчивый человек не может с легким сердцем смотреть новости или читать газеты, понимая, как рознь мира сего разрушает человеческое общежитие. Особенно же волнует всех нас то, что происходит в Отечестве нашем. И, подобно преподобному Сергию, лицезрея святость, нерушимость, любовь, единство Святой Троицы, мы из этого места обращаем призыв ко всем нашим соотечественникам — преодолевать рознь мира сего.

Это непросто, потому что рознь происходит от завышенного, гипертрофированного понимания своей личности, неготовности с другими разделять свою жизнь, свои мысли, свои ресурсы. Это все приводит к некоей атомизации общества, когда ткань общественных отношений разрушается, или же, когда на эту ткань общественных отношений налагается страшная печать разделений, конфронтации и борьбы.

Для того, чтобы мы могли все жить в мире, нужно уметь научиться себя отдавать другим. Нужно научиться хранить то, что свято для народа, что является его скрепой, что является фундаментом его единства и благополучия. Мы должны хранить наши нравственные заветы, которые пришли к нам от Самого Бога и которые вошли в историческую культуру нашего народа. Мы должны хранить веру нашу. Мы должны быть жертвенными, способными разделять жизнь с другими. И вот тогда по образу Святой Троицы рознь мира сего будет изничтожена.

Кто-то может сказать: «Это нереально; посмотрите на то, что происходит среди нас». Но ведь точно так же говорили святому преподобному Сергию: «это нереально; князь Олег Рязанский против, другие князья против. Как же ты сможешь объединить этих гордых, жестокосердных, не видящих далее своего носа князей во единое воинство, подчинить их единой воле?» Но именно потому что князья в сердце своем имели веру православную, преподобный Сергий помог им понять, что любовью и единством сильны мы.

И сегодня он, в том числе и через это празднование, обращает к стране нашей, к исторической Руси то же самое слово: любовью, единством спасемся и рознь мира сего разрушим общением в духе со Святой Троицей, образом любви и единомыслия. И да поможет нам Господь в единстве, в общении, во взаимной поддержке и солидарности, которые превышают по силе духовной всякую человеческую немощь, устроять единство нашего Отечества ко славе Божией. Аминь.

http://www.sedmitza.ru/news/3061853.html