РОДСТВО ОБНОВЛЕНЦЕВ С ПСЕВДОРЕВНИТЕЛЯМИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Самое удивительное, что практически такие же мотивы, как у обновленцев, у тех, кто называют себя «ревнителями Правосла¬вия» и под этим предлогом раскалывают Церковь. У них есть по¬таенное убеждение, которое они не слишком афишируют, но оно красной нитью проходит через все их дела. Суть в том, что в их глазах Истина слишком слаба, чтобы защитить Себя. Она нуждается во внешней защите монархии и крепкого государства. Да и строго говоря, Истина не особенно им и нужна (это мы видим я массе фальсификаций, которые они допускают). Им важнее другое — патриотизм, но не духовный, а полуязыческий, почитаемый ими выше Православия, национализм, вечная борьба, перманентная революция, но никак не «тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте».

И вот это движение псевдоревнителей для Церкви куда опасней, чем все модернисты вместе взятые. Из церковной истории мы знаем, во время великих христологических споров V века существовали некоторы аналоги этих уклонов. Модернистами были несториане, а «ревнителями» — монофизиты. Как тогда, так и сейчас модернистов поддерживала «интеллигенция», а ревнителей — монашество. Великие «старцы» того времени — Варсума и Шенуда — поддержали монофизитов и даже руководили кровавым побоищем Разбойничьего собора. И в результате из-за несторианства из Церкви ушли сотни тысяч, а из-за монофизитства — десятки миллионов!

То же самое произошло в России в XVII веке, когда под влиянием проповеди «ревнителей благочестия» сотни тысяч, если не миллионы христиан покинули покров Бога и дошли до того, что стали кончать с собой из-за опасения прихода антихриста и его «духовной печати». Как это напоминает наши дни!

И вот сейчас над Церковью снова нависла угроза раскола, и не менее страшного, чем при блаженной памяти патриархе Никоне, Признаки таких раскольнических настроений налицо. Есть монастыpи в той или иной степени зараженные «антиИННизмом» (возбуждающим среди прихожан страхи нечаянно, помимо их воли, получить «печать антихриста», затмевающим всякое трезвое рассуждение), царебожием, отрицанием церковной иерархии, следованием самозваным «пророкам» и «старцам» — фактически это напоминает некое новое хлыстовство. Юг России заражен имябожием [1].


[1] А его пропагандируют и некоторые публицисты (например, Данилушкин), и преподаватели ПСТБИ.