МАНИХЕЙСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

И, наконец, самое страшное, что в среде некоторых монашествующих и прихожан расцветает манихейство [2]. Само это манихейское заблуждение хотя и незаметно для невнимательного глаза, но распространение манихейской ереси достигло угрожающих масштабов. Нам приходилось часто слышать и в монастырских гостиницах, и из уст прихожан следующие разговоры:

В наше время жениться нельзя, потому что времена последние. (Сравни: «Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем совокупляющеюся, гнушается, или порцает оную, яко не могущию внити в Царствие: да будет под клятвою». 1 правило Гангрского собора, см. также 51 пр. св. апостолов).

Спастись в семье сейчас невозможно, поэтому надо бросать мужа (жену) и ехать в монастырь. (Ср.: 14 правило Гангрского собора).
Заметим, кстати, что очень многие постоянно живущие в гостиницах при монастырях люди так и поступили. Сердце обливается кровью, когда видишь их несчастных детей, необразованных, забитых — часто в буквальном смысле грязных. Это безобразие навлекает по канонам (15 пр. Гангрского собора) анафему на голову таких «богомолок».

Бедный семинарист N. Он женился, а значит, спастись не может. Все женатые священники — курильщики и пьяницы. (Cp.: 9 пр. Гангрского собора).

К женатому священнику нельзя подходить под благословение, не надо у него исповедаться. (Ср.: 4 пр. Гангрского собора).

Батюшка, благословите меня жить с мужем как брат с сестрой.

Девочке нельзя играть в куклы, грех, если она представляет себя будущей матерью.

Ты мясо не ешь, потому что оно скверно. Кто мясо ест, тот звереет. (Услышанный у подсвечника разговор пожилой и молодой прихожанок. Ср.: 2 пр. Гангрского собора).

Ты ребенка побольше бей, да не жалей. Ведь тогда, когда ты его бьешь — из него бесы выходят, которые всегда в плоти живут. (Ересь мессалиан [3], осужденная на 3 Вселенском Соборе).

В вине и водке бес. (Ср.: 51 и 53 пр. св. апостолов).


[2] Манихейство — это ересь, утверждающая наличие двух начал: доброго и злого, равных между собою, которые находятся в состоянии постоянной борьбы. Весь материальный мир относится манихейством к злому началу.

[3] Мессалианская ересь учит о возможности чувственного видения Бога, отвергает необходимость Таинств и священной иерархии.