Протодиакон Андрей Кураев: На стороне авторов учебника «Основ православной культуры» — гений русского языка

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Наши учебники не могут быть абсолютно религиозно нейтральными по многим причинам. Одна из них — написание имен, выбор буквы. Ну, скажем, у буддистов принято слово «Учение» писать с большой буквы, у мусульман или христиан этого нет. Слово Бог с большой буквы или с маленькой? Слава Богу, по этому вопросу сейчас есть консенсус.

Дальше, как иные имена писать? Муса, Моисей, Моше? На уроке основ православной культуры или даже светской этики, скорее всего, будет Моисей.

Скажем, такие выражения как «Ветхий Завет». В иудаизме нет понятия «Ветхого Завета», у них те же книги называются Танах. Есть вещи, которым не избежать определенной конфессиональной окраски. Поэтому предлагается определенный выбор. Но есть при этом очень жесткие ограничения. Недопустима никакая критика соседей. Ты можешь излагать свои верования, но не упоминай критически ни о ком, не говори, что наша вера лучше, чем соседская.

По этой причине, например, мне в своем учебнике пришлось опустить классический рассказ о том, как князь Владимир выбирал христианскую православную веру. Для меня большая проблема методическая, как объяснить детям, как Ветхий Завет относится к Новому, при этом, если этот текст попадет на глаза соседскому мальчику-иудею, чтобы для него это не было обидно.

В проповеди в храме я могу сказать, что Ветхий Завет — педагог ко Христу, это детский сад, люди повзрослели, и тогда пришла полнота времен. Ну а если еврейский мальчик услышит это в классе и спросит: «Это что, вы нас считаете недоразвитыми?» Это невозможно. Поэтому я очень хочу, чтобы эту главу посмотрели бы и мои коллеги, которые пишут иудейский учебник, посоветовались бы.

При всем при том на нашей стороне, на стороне православных авторов, есть огромное преимущество, о котором, кажется, еще не догадывается Министерство образования. На нашей стороне гений русского языка. Потому что ведь все учебники будут на русском языке. А как вы думаете, сколько есть стихотворений на русском языке христианских, а сколько — буддистских? Ну, может, у Бориса Гребенщикова что-нибудь, но и то он буквально вчера заявил, что он православный. А на нашей стороне стихи Пушкина, Лермонтова.

http://www.rus-obr.ru/day-comment/4878