Пророк в СССР. Священник Георгий Максимов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Вчера я вспомнил про мученика Стефана (Наливайко) (†1945), и решил рассказать о его первом аресте, поскольку эта история очень своеобразна и примечательна. Простой крестьянин, мученик Стефан вышел на проповедь, чтобы возвестить волю Божию народу и властям. И невозмутимо возвестил и пророчествовал - как перед толпой, так и перед следователями-чекистами. 

Необычные чувства возникают при чтении стенограммы его допросов, его анкеты и писем, написанных в тюрьме. Поначалу кажется, что он юродствует, но чем дальше читаешь, тем больше чувствуется в словах и поступках этого крестьянского парня подлинно пророческое величие и то же самоотвержение, какое имели Илия, Нафан и другие пророки Божии. 

Выступил святой мученик в 1923 году, на похоронах архидиакона Константина Розова. Люди еще не разошлись, когда на возвышение взошел Степан и сказал проникновенное слово о почившем архидиаконе, а затем, обращаясь к народу, прибавил:

- Время сейчас очень трудное, тяжелое, но это время избавления народа от греха, поэтому, прошу вас - не забывайте Бога. Крестите детей. Не живите невенчаными. А главное, живите по совести. Настанет время, когда православные христиане воспрянут, Бог этих богоненавистников свергнет.

Во время его речи милиция попыталась пробраться к кафедре, чтобы арестовать проповедника, но народ стоял стеной и не допускал. Тогда вызвали ещё наряд милиции, Степан был арестован и на пролетке отвезен в отделение. Дорогой милиционер спросил Степана, из какой он губернии. Степан ответил:

- Губернии все мои.

- Как ваше имя и сколько вам лет? - спросил милиционер.

- Мне двадцать четыре года. Фамилия моя Наливайко Стефан Пименович.

- Где ваши документы? - спросил милиционер.

Степан расстегнул на груди рубашку и, показывая на тяжелый оловянный крест, сказал:

- Вот мои документы. Больше у меня нет ничего.

В отделении милиции он отказался отвечать на вопросы и был отвезен в ГПУ. Здесь ему предложили заполнить анкету. Степан на вопрос, к какому он принадлежит государству, написал: "Новому Иерусалиму". И для неосведомленного следователя пояснил: "Сходящему с небес". На вопрос о профессии написал: "Жнец". О работе: "Свидетель слова Божия, проповедник". На вопросы, где работал, на какие средства жил и владел ли каким недвижимым имуществом, написал: "По воле Иисуса Христа, всем тем, что подавал Иисус Христос". На вопрос о воинском звании, ответил: "Воин Иисуса Христа".

7 июня состоялся допрос, на котором Степан продолжал юродствовать. На вопрос анкеты о семейном положении он написал: "Сейчас я - один и буду один, а что было прежде - всё мертво, миновало". На вопрос анкеты об имущественном положении написал: "Вечное Евангелие внутри меня". На вопрос о политическом убеждении ответил: "Истинно православный христианин". На вопрос, чем занимался и где служил, ответил словами, полными скорби и горечи: "Не помню, но знаю, что в России, тогда еще Россия была, а теперь я вам не буду о России говорить, потому что ее не существует". 

- Где вы жили по приходе в Москву? - спросил следователь.

- Жил я в эти дни на средине города Вавилона.

- Как оказались на Ваганьковском кладбище?

- Попал я на Ваганьковское кладбище, водимый Духом, данным мне от Бога, с целью свидетельствовать слово Божие. На кладбище было много народа, к которому я обратился с речью и указал, что настает время избавления от греха.

- Как вы относитесь к советской власти?

- Я настоящую власть не одобряю, потому что она не признает Бога. Я послан бороться с этой властью, но борьба моя не воинским оружием, а словом правды Священного Писания.
На этом допрос окончился. Следователь, внимательно прочитав ответы Степана, через два дня снова вызвал его и спросил:

- Почему не существует теперь России?

- Россия была тогда, когда стояли у власти православные, а теперь город Вавилон, то есть город беззакония, - ответил Степан.

- Вы принимали участие в гражданской войне?

- В гражданской войне я участия не принимал. Способ избавления от грехов беззакония - это обращение людей к правде, то есть признание Иисуса Христа Сыном Божиим. Я не могу придерживаться этой власти, потому что никто не может угодить двум господам. Эта власть вредна, потому что она идет против Бога. Я желаю власть ту, которая всецело повинуется Иисусу Христу, Сыну Божию. Эта власть - тьма, а при той власти люди ходили бы в свете.

Через два дня Степана снова вызвали на допрос. На вопросы следователя он ответил:

- Свое выступление я начал только что, именно в тот день, когда меня задержали на Ваганьковском кладбище. Где я жил до этого времени или что делал, я не скажу, так как я, начав свидетельствовать об Иисусе, умер для всего прежнего, всего земного.

Наконец следователь спросил:

- Вы советскую власть признаете?

- Как ее не признать? Как можно не признать власть, когда она существует? Вот вы скажете - это чернильница, и вы спросите меня - это чернильница? И я отвечу - конечно, чернильница. Как я могу сказать, что ее нет? Власть, конечно, есть. Но многие взгляды с ней на религию я не разделяю. Если бы не было гонений на Церковь, то я бы разделял с ней свои взгляды. Если бы власть не разоряла церкви, не убивала и не высылала священников, то я бы ее приветствовал, а так - нет, приветствовать я ее не могу и не хочу о том врать .

В середине июня Степана перевели из тюрьмы ГПУ в общую камеру Бутырской тюрьмы. 25 июня он направил следователю ГПУ заявление:

"Правители Русской земли, прошу обратить внимание на свой народ, как он стонет под игом самого себя; жалостно смотрит на правителя - а правитель смотрит на народ. Рассуди каждый, не страх ли владеет человеком? И этот страх есть страх неправды. Неужели неправда сильнее правды? Ни в коем случае, потому что неправда над человеком властвует, покуда человек существует на этой земле, а умирает человек - и неправда также умирает. Обратимся к правде, какова сила правды. Если живет человек правдою, то гоним ли он, хулим ли, угнетаем ли, насильствуем ли кем-либо, болен ли... и, наконец, умирает ли, обратите свой взор на него, с какою радостью переживает всё это! Почему так? Потому что правда, которой он жил, не умирает. Правда побеждает и смерть, потому что имеет Царство и силу прежде всех век и во веки веков. Аминь.

Время близко к осуществлению правды, и она не пройдет мимо, ибо наступает час жатвы, предсказанный Иисусом Христом...

А посему прошу вас, правители Русской земли, довольно побеждать свою землю... Обратитесь ко Христу и познайте в Нем жизнь...

Еще прошу, если возможно, перевести меня в одиночку... и разрешить мне несколько бумаги и чернил..." 

Через месяц уполномоченный 6-го отдела секретной части ГПУ Казанский, к которому поступило дело, распорядился удовлетворить просьбу Степана - перевести его из общей камеры в одиночку и снабдить "чернилами и бумагой, предоставив право изложить самому показания".

Получив бумагу и возможность свободно писать, Степан вкратце изложил свою биографию, затем написал: "Пришел я к правителям возвестить то что идет Господь со тьмами Своих ангелов, чтобы рассудить землю, и если не покаются народы от своих беззаконий, т. е. от блуда, убийства, воровства и т.д., то Господь жестоко покарает всех. И я, грешный, люблю свою семью, а по Боге ревнитель больше, так как, получив духа проповеди, я не смог больше оставаться дома, и в ночь с 10 апреля я встал с постели и ушел, положившись на волю Божию. Я пришел в Москву 24 или 25 мая и молил Бога, чтобы Бог мне указал, как и что делать... как мне явиться к правителям и сказать Божий слова. Личной цели в приходе моем в Москву нет, а только чтобы явить дела Господни правителям... И покуда не было мною всё высказано, я вам не давал своего адреса, а когда я свое окончил, то и открыл свой адрес. Я теперь не знаю, виновен ли я перед кем, заслужил ли наказание за слово Божие, но я исполнил свой христианский долг, так как ревность по Боге заставила меня оставить отца, мать, жену и дочь. А теперь сами рассмотрите мои слова и рассудите".

http://yurij-maximov.livejournal.com/289631.html