Проповедь в воскресенье. Диакон Андрей Белоус
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел обращается к римлянам: «Освободившись от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:18). Уже один этот первый стих говорит о многом. Как часто мы слышим от людей, считающих себя святыми и праведными, что мы, православные, напрасно называем себя рабами Божиими, а должны называть себя только детьми. Может не так часто, как про иконы или священство, но и это случается. Поэтому запомните, как называет апостол первых христиан. Рабами праведности. «Благ и праведен Господь» (Пс. 24:8) – говорит пророк Давид. Правда Божия явилась на земле, говорит апостол Павел в другом месте этого же Послания (Рим. 3:21). Высшая Праведность это и есть Сам Бог, поэтому, называя нас «рабами праведности», рабами Божьими, он хочет к нам воззвать. Далее он говорит вот о чем: «Говорю по (рассуждению) человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности» (Рим. 6:19-20). Что это значит?
Те же самые люди, всевозможные сектанты часто говорят нам о том, что они – святые, безгрешные, какими были первые христиане. Но и из этого отрывка и из Первого Послания к Коринфянам, где апостол Павел обличает первых христиан во многих грехах, и из Откровения Иоанна Богослова, где апостол Иоанн пишет семи малоазийским церквям, обличая их грехи, мы знаем о том, что люди грешные были уже тогда. И что апостол Павел говорит им? Он, обращаясь к коринфянам, говорит, что они должны увещевать этого грешника, чтобы он покаялся (1Кор. 5:1-5; 2Кор. 2:5-11; 7:2-16). Римлянам он говорит, что когда вы совершаете беззаконие – вы являетесь рабами греха. И что же значит быть рабом греха, как не то, что служить тому, кто учит людей делать грех. А делать грех людей учит тот самый, кто научил Адама нарушить первую заповедь, данную Богом. Тот самый, кто учил иудеев роптать на Бога в пустыне. Тот самый, кто увлекал народы покланяться дереву и камням, ложным богам. То есть диавол. И такие два варианта представляет нам апостол Павел. Служить Богу или служить диаволу. Христиане, конечно, должны служить только Богу и никогда не совершать никакого греха, но здесь апостол говорит: «говорю вам по человеческому (разумению)». Слово «разумение» в синодальном переводе добавлено как бы для прояснения смысла, в греческом же тексте говорится «говорю вам по-человечески», потому что вы – люди. Вы люди, а все люди слабы. Люди слабы и зачастую в силу своей испорченной воли, испорченной природы продолжают совершать грехи и приняв христианство. И говоря, что они не должны так поступать, он произносит эти слова. Эту свою мысль о том, что согрешающий служит греху.
Так и Христос говорил – вы не можете служить двум господам или одному будете служить, а о другом нерадеть (Мф. 6:24). Что же это значит? Мы часто видим людей, которые называют себя православными и при этом совершают ужасные преступления или просто живут жизнью далекой от Бога, далекой от праведности. Жизнью, посвященной греху. И эти люди, о которых я уже говорил, эти сектанты часто говорят нам: «Вот посмотрите, сколько людей называют себя православными и совершают грехи. Иное дело мы, которые святы и праведны». Но, может быть, и могут не совершать преступления люди одной малой общины, но там, где их же религия, их же конфессия представлена в широких народных слоях, в тех же Соединенных Штатах Америки, преступления совершают и баптисты, и пятидесятники и кто угодно еще. И об этом тоже надо помнить, потому что не помня об этом мы можем пасть жертвами ложного лозунга: «Посмотрите на нас. Из нас, из десяти человек ни один еще не сел в тюрьму. Из ста человек ни один. Из тысячи». Казалось бы это так, но если сравнить с теми людьми, которые действительно являются православными, которые ходят в церковь, исповедуются, Причащаются, каются в своих грехах, а не успокаивают себя тем, что «мы не можем согрешить», то мы увидим, что на самом деле православные ничуть не греховнее других и другие ничуть не святее нас. Напротив. Скажу даже больше. Мы знаем, что мы грешим. И мы не будем искать себе оправдания в грехах. Мы не будем говорить себе: «Я немилосерден к своим близким, потому что учу их дисциплине», «Я бью свою жену, чтобы она знала свое место, поэтому я не грешу», «Я не служу в армии, потому что это злое государство (как сказали бы некоторые), часть этой злой системы вещей». Что за странные люди! Они пользуются защитой государства, учатся в школах, которые оплачивает государство, их защищает армия, которую они хулят, их судят суды, которые они называют сатанинскими.
Первые христиане так не поступали. Возьмем любую из апологий первых христиан. Минуций Феликс, первохристианский апологет был римским юристом. Его помощник был язычником и его друг, Октавий, юрист из Карфагена обращал этого помощника в христианство. И обращая он ни разу не говорил ему: «Оставь свою профессию, не участвуй в государственной жизни». Даже Тертуллиан, которого чрезмерная ревность довела до отпадения от Церкви, еще когда был православным, говорил о том, что суды и справедливость даны Богом. Один из современных исследователей даже сказал так. Если Климент Александрийский говорил, что Бог дал иудеям закон, а грекам – философию, то Тертуллиан мог бы сказать: «Бог дал иудеям закон, а римлянам их право». Первые христиане, как мы знаем, служили в армии. Самый наглядный пример этого – св. Георгий Победоносец. Можно вспомнить и свв. Феодора Тирона, Феодора Стратилата. Они служили и государству. Тот же Тертуллиан говорит, что христиане повсюду – в войске, в сенате, среди чиновников и учителей. Что это значит для нас? Это значит для нас, что мы не должны обманываться ложными учениями людей, которые не знают истины, которые выдумали себе некий образ первых христиан, похожих на них самих, а потом этот образ пытаются представить, как часть истории. Они пытаются подменить истину выдуманными ими самими преданиями. Не будем же слушать их, потому что величайший грех, который может совершить человек – ослушаться того, кто отрывает его от Бога, как поступил Адам. Змей говорил: «Если вкусишь, то станешь, как бог». И эти люди говорят нам: «Если вы вкусите нашей мудрости – вы станете святыми, безгрешными, такими, как Бог». Это один и тот же вызов, который всегда брошен христианам. И есть один ответ, который на него должны дать христиане. Бог создал нас, привел нас к Себе, обратил, научил, дал нам Жизнь и мы не будем слушать сатану. Одни и те же слова, которые мы говорим при крещении. Отрекаюсь от сатаны, всех дел его, всего служения его и всей гордыни его. А ведь считать себя безгрешным это и есть сатанинская гордыня, от которой да спасет нас всех Христос. Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии