Притча о богаче и Лазаре. Игумен Феофилакт (Безукладников)
Сегодня, братья и сестры, в прочтенном евангелии Господь осуждает праздность, роскошество и негу, но говорит слова утешения тем людям, которые находятся в бедственном положении сейчас здесь, на земле. Мы слышали притчу, которая должна отрезвить всякого человека. Господь говорит притчу, в которой был богач, блистательно одевающийся в порфиру и виссон. Это были лучшие ткани того времени, в которую могли позволить одеваться самые богатые и именитые люди. Эта ткань была очень тонкая, тщательной выделки и очень дорогая, ласкающая кожу. Так же, как и современные модницы, девицы и женщины, а порой и многие женоподобные мужчины, тем только и заняты, что модой и нарядами на всякий день.
Эта притча обличает таких людей, говоря об участи их в загробной жизни весьма суровой и жестокой. Кроме того сказано, что этот богач пиршествовал всякий день. Пиры в те времена продолжались по несколько дней. Но и сегодняшние сластолюбцы не уступают тем древним богачам. Сейчас много людей, стремящихся проводить время в излишестве пищи, например, в ресторанах. Предаются этому безудержно каждый день. Рядом с домом этого богача буквально на земле лежал Лазарь - человек нищий, всеми брошенный. Тело его было в струпьях и гное, и только псы приходили и облизывали его раны. И рад был бы Лазарь тем крохам, которые ему могли достаться со стола того богача. То есть, мы видим образ человека всеми отверженного и брошенного. Если мы проведем параллель, то в нашей сегодняшней жизни можем увидеть таких людей. От них все отвернулись, они всех раздражают, и бывают рады, если и им достанутся те толики со стола богатых. Но вот богач умирает. Вскоре умер и Лазарь.
Богачу устроили пышные похороны, были произнесены многие речи, а богач затем попал в ад. И в огне, в великих муках он поднял глаза и увидел Лазаря, который находился на лоне Авраамовом, и уже там он имел пир Веры, вечное блаженство, радость бытия.
Страждущий богач обращается даже не к Лазарю, а к Аврааму, говоря: «Пошли, чтобы Лазарь омочил палец в воде и прохладил мой язык, хотя бы на малый миг, чтобы я мог получить облегчение». И слышим суровый ответ Авраама, что это невозможно –« хоть ты и видишь вдалеке Лазаря, но между вами огромная пропасть, которую невозможно перейти ни с одной , ни с другой стороны». То есть, мы видим, что возникает непреодолимое препятствие в будущей загробной жизни между праведниками и грешниками. Хотя в этой жизни мы видим, что все перемешано - и зло, и добро переплетены так, что если попробовать чисто теоретически уничтожить всех грешников, то можно повредить и праведникам. Но в будущей жизни это разделение произойдет, причем окончательно и бесповоротно, как об этом говорит сегодняшнее евангелие.
Затем богач обращается со второй просьбой к Аврааму: «Ну хотя бы пошли его к моим братьям, которые там остались и живут так же, как я жил - праздно и беспутно, чтоб он им сказал о том, что творится здесь, за гробом, и они исправились». На это Авраам вторично дает отказ, говоря, что это невозможно, это просьба несостоятельна - если уж они не слушают Моисея и пророков , то не послушают, если и воскрес кто из мертвых и явился к ним, говоря им об их загробной участи.
И сегодня каждого из нас должны охватывать мысли:« А что там за гробом, а есть ли там воздаяние и есть ли там наказание?» И вот сегодняшнее евангелие многое проясняет. Если мы посмотрим на современных людей, которые живут широко, красиво, предаются всяким удовольствиям, то на вопрос, почему они это делают, ответят, что не верят в то, что за линией смерти нас ожидает страшный геенский огонь как воздаяние за те грехи, которые мы совершаем в жизни. Но вот сегодня Господь твердо и определенно говорит всем нам, что тот огонь в тысячи, в миллионы раз, несравнимо сильнее огня, который мы видим на земле. Земной огонь как тень того геенского. Также и будущее блаженство несравнимо с тем, которое люди пытаются достичь здесь на земле, почему и сказано, что «того око не видело, того ухо не слышало и на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его». Сегодняшние наши страдания и радости несравнимо усилятся после смерти: для грешников, если они останутся в аду - это будут вечные мучения и огонь геенский, для праведников - вечное блаженство на лоне Авраамовом. Авраам подразумевается здесь как отец верующих. Сегодняшнюю притчу, братья и сестры, можно заключить одной короткой фразой: Бог терпит до конца и мучить тоже будет до конца. Аминь.
Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта . 07.11.2010 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии