Ответ газете «Дух христианина», и её издателю иеромонаху Василию (Мозговому). Часть - 2

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

"Дух христианина" и экуменизм.

Газета "Дух христианина" очень часто, чуть ли не в каждом номере подвергает резкой критике Русский епископат, и в особенности митрополита (нынешнего Патриарха) Кирилла, за то, что епископы будь то бы являются приверженцами экуменической ереси.   Приводят различные "доказательства" недопустимых экуменических контактов наших иерархов.   Цитируют каноны, запрещающие совместные моления.  Каноны то знать, конечно, никому лишним не будет.  Но ведь и историю Церкви, историю русской святости, знать тоже похвально.  "ДХ"  всегда говорит категорично, прямолинейно и однозначно, причем фактически никогда не исследуя вопрос.  Складывается такое впечатление, что "Духу христианина"  известна истина в последней инстанции. 

Я лично сомневаюсь в истинности учения газеты "Дух христианина" и ее идеолога иеромонаха Василия (Мозгового)  об экуменизме.   Обилие цитат канонов и выдержек из высказываний церковных деятелей на данную тему в "ДХ"  поражает своей настойчивостью и безапелляционностью "выводов" из этих канонов.  Поражает потому, что каноны ведь нужно еще правильно истолковывать, а не только цитировать с последующими своими выводами, а вот осмысления проблемы, исследования вопроса я совершенно не вижу в этой газете.

Если следовать логике, навязываемой читателям газетой "ДХ" ,  то придется признать еретиками - экуменистами многих святых.    А именно:   Патриарха Тихона (Белавина), святителя Инокентия Аляскинского, Святаго Праведного Иоанна Кронштадтского, святителя Николая Японского и многих других святых, причем не только современных, но и древних отцов таких великих светил как Василий Великий, или Марк Эфесский.... и других.   Эти святые  молились совместно с еретиками, ниже  я привел цитаты по этому поводу.    Поскольку Церковь не могла канонизировать еретиков - экуменистов, а святые, естественно, не еретики и не экуменисты,  то из этого следует, что толкование канонов газетой "Дух христианина" недоброкачественное.    Святые, имея экуменические контакты не погрешали против Истины.   

"Дух христианина" - вводит своих читателей в заблуждение, приписывая нашим епископам впадение в ересь.  

Вот примеры этих  контактов:    

Из дневника свт. Николая Японского: 

17 / 30 апреля 1905.  Светлое Христово Воскресенье
Из иностранцев были Rev. Jefferys, американский епископальный миссионер (протестант), певший в правом хоре, и The Ven. W-m M. Jefferys, Archdeacon of Little Rock, как значится на карточке, и еще двое; все – до конца богослужения, и потом разговелись вместе с нашими служащими Церкви
(Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 225) (служба пасхальная, после службы вместе разговлялись, т. е. Rev. Jefferys был на литургии до ее окончания)

29 июня / 12 июля 1905. Среда.   Праздник Святых Апостолов Петра и Павла
Литургию и после нее молебен совершал соборно с 6-ю иереями.
Между тенорами в правом хоре был и Rev. Jefferys, американский епископальный миссионер (протестант), всегда аккуратно приходящий петь всенощную, а сегодня певший и обедню. (Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 250)

10 / 23 января 1910. Воскресенье.  Преосвященный Сергий совершал Литургию.
Перед богослужением явился английский Bishop Cecil и просил показать ему, как у нас совершается Божественная Литургия. Я взял его в Собор, причем он надел фиолетовое платье, поставил его сначала на клиросе, чтоб он видел все, от входа Епископа в Церковь до перехода его в алтарь; потом провел Bishop’а в алтарь, и, по возможности, насколько это прилично было во время богослужения, объяснял ему порядок службы; он при этом имел у себя служебник Литургии Златоуста на греческом языке. По окончании службы он зашел ко мне, убрал свое фиолетовое платье под верхнее и, весьма довольный, что удовлетворил свое любопытство, ушел.
                                                                                                                  (Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 618)

22 декабря 1909 / 4 января 1910. Вторник
После полудня с визитом был Rev. King с товарищем, англиканским миссионером из Кобе. Оба попросили благословения на наступивший год и, ставши на колена, приняли его.  (Святитель Николай благословил инославных христиан. Англикане - одна из ветвей протестантских церквей)
(Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 612)

18 / 31 января 1901. Четверг
Утром получил письмо от из Иокохамы, в котором изъясняет он: «Американская Церковь в Цукидзи слишком мала, чтобы поместить всех желающих присутствовать при мемориальной службе (Memorial service) в субботу, день погребения в Англии Королевы Виктории. Потому нельзя ли устроить сию службу в ”Greek Cathedral (нашем Соборе)”, где могли бы участвовать все желающие. Я говорю это только от себя (заключает Loomis), но думаю, что Сэр Клод Макдональд (аглицкий посланник) был бы рад сему». Я тотчас же ответил, что «в субботу у нас самих обычно совершается две службы, с некоторым приготовлением к ним. Это делает невозможным еще третью, и потому, к сожалению, я должен отказать».
Лумис и к епископальной Церкви не принадлежит. Если б попросил епископ Одрей (англиканин - протестант), то можно было бы подумать, не дать ли. Мне кажется, я согласился бы дать Собор для поминальной службы такой исключительной важности, какова нынешняя. Но, конечно, с тем, чтобы алтарь открываем не был и по-протестантски Собор убираем не был, то есть скамеек не вносили бы, органа тоже, а пусть бы вошли в Собор, как он есть, и помолились по-своему. Царь Соломон молился, чтобы и «молитва иноплеменников в построенном им храме была услышана», – отчего же и в нашем храме не молиться иноплеменникам?  (Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб., 2004. С. 400-401)   (т.е. свт. Николай Японский считал допустимым отдать свой храм протестантам для совершения ими своего "богослужения".   За подобные слова и воззрения современных русских епископов наши горе-ревнители предали бы анафеме, не меньше.  Но, оказывается Церковь имеет по этому поводу иное мнение, поскольку Она соборным деянием причислила Николая Японского к лику Святителей, т.е. мужей святых  православно мыслящих, чисто исповедующих Православие, православно учащих свою паству словом и делом.  ) 

15 / 28 января 1901. Понедельник
Приходил Bishop Awdry поблагодарить за мой визит ему по поводу кончины Королевы Виктории, и вместе известить, когда у них мемориальная служба по сему поводу и пригласить на нее.
– У Вас свита? – спрашивает (сказавши, что служба будет 2 февраля нового стиля в Американской Епископальной Церкви на Цукидзи, по причине маловместимости английской Церкви в «Сиба-сакайчёо», где живет Awdry).
– Я буду один.
– В облачении?
– Не в богослужебном, а в моем епископальном платье.
– Приготовить для Вас место на эстраде?
– Что же я буду там делать? Мне хотелось бы сидеть с простыми верующими; там я внутренно сотворю свою молитву за Королеву, которую душевно уважал.
(Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб., 2004. С. 399-400)  (здесь мы видим, что святитель Николай присутствовал на протестантских богослужениях, и молился на них)

7 / 20 мая 1910. Пятница
В 10 часов отправился на «Memorial Service of the late King Eduard of Great Britain (died May 6), at Trinity Cathedral Tsukiji». Поехал в полной форме, с 3-мя звездами, 2-мя лентами, мантиею и с крестом на клобуке.
(Дневники святого Николая Японского. Т. 5. СПб., 2004. С. 649)

15 / 25 марта 1901.  Понедельник 5-й недели Великого Поста
Colonel Bullard, начальник Армии Спасения в Японии, прислал книжку «Salvation Warfare, being a summary of the report of the Salvation Army throughout the world and its present position in Japan». Армия уже довольно многочисленна в Японии и делает много добра – по преимуществу бросающим свое ремесло проституткам и кончившим тюремный срок преступникам. – Боже, сколько людей у этих протестантов на всех путях! И какие превосходные, энергичные деятели! Живо и действенно у них христианство. Без помощи благодати Божией не было бы того. – Послал полковнику Булларду благодарность за его Отчет и 10 ен на благотворительные заведения у них.   (Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб., 2004. С. 423-424)

17 / 30 октября 1900. Вторник
…я предложил им, так как уже становилось темно, побыть в Соборе. Побыли, ввел их и в алтарь, и впредь не буду! Bishop Awdry благоговейно вошел в храм и в алтарь, молился, – этого и всегда можно ввести, но bishop of Nova Scotia и его archdeacon вошли и вели себя настоящими чурбанами – ни молитвенного вида, ни даже наклонения головы; я показал им престол, жертвенник, все объяснил, рассказал значение икон, и bishop of Nova Scotia на все – хоть бы искру чувства и почтения, тогда как Awdry видимо с благоговением на все смотрел. И видится мне, и сколько раз уже это виделось, что получающие хоть некоторое познание о православии и всем, относящемся к нему; незнающие его – вот так, как Bishop of Scotia или как тот миссионер что в пятницу был в Соборе, – оказываются чурбанами относительно его.
(Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб., 2004. С. 338) 

7 Окт. 1895г. Понедельник.
Приходил епископальный катехизатор, по имени Оокура.
О чем вы хотите побеседовать?
Смущает меня нынешнее состояние христианства в Японии -это множество разделений и сект.
У нас, слава Богу, их нет. А у вас, протестантов, секты - самая натуральная вещь, и странно было бы, если бы их не было. Вы понимаете Слово Божие так, другой иначе, третий, четвертый - еще иначе и т. д. Все вы видите в Слове Божием уже не Господа Бога, а ваше собственное разумение, и все тем более стоите за свое... свое роднее. Вот вам и секты. У нас не так. Кроме Свящ. Писания мы имеем еще Свящ. Предание, т.е. живой глас Церкви от времен Апостольских доныне и во все века... Если мы чего не понимаем в Писании, мы спрашиваем у Церкви, как это должно понимать, то есть, как это понимают ученики апостолов, ученики учеников их и т. д. <...>Это и делает нас свободными от заблуждений по слову Спасителя -"истина свободит вы." Вы же, напротив, в оковах самомнений или сомнений, недоумений, исканий... несчастное состояние! .....

И т. д.; объяснил я ему разность с ними в понимании мест, на которых зиждутся 7 таинств, указав, что незаконно у них священство... нет поэтому у них и таинства Евхаристии.

На второй вопрос: признаю ли я возможность спасения в протестантстве?

Отвечал: как же я могу решить это? Мне сказано: "не суди чужому рабу - сам он стоит пред Господом," - и я поэтому предоставляю суд о том, спасутся ли протестанты, католики и пр., Богу, не дерзая сам и коснуться сего моею мыслью и словом. Одно могу сказать, что протестантство в большой опасности. Мы стоим на прямой и верной дороге к небу, а протестант пробирается трущобами и всякими окольными путями; разумеется, что ему заблудиться и запутаться в своих или чужих измышлениях весьма легко. <...>
http://www.pravmir.ru/article_316.html

Епископ Одрей видимо хотел моего соучастия с ними, двумя епископами (быть может, и другие соберутся, кроме американского McKim’а), в их богослужении в качестве Епископа Православной Греко-Российской Церкви. И его опечалил мой отказ; такое грустное у него лицо сделалось. Мне и самому стало очень грустно. Но что же я могу сделать? Не продавать же православие за любезность! Догмат у нас разный – как же бы мы стали молиться единодушно? У нас – молитва за умерших. У них – прославление умершего, что он уже в Царствии Небесном; в после – воскресном номере «Japan Mail» напечатаны в сокращениях все проповеди, произнесенные вчера, в воскресенье, в протестантских Церквах по поводу кончины Королевы, и все – настоящий апофеоз ее добродетелей, а смиренной молитвы об упокоении ее – и тени, и намека нет. Где догмат, там нельзя и на йоту уступать или мирволить – ни протестантам, ни католикам.

Не следовало бы и Преосвященному Тихону в Америке (будущему Патриарху Тихону)являться в мантии на ординации епископального бишопа, как он фигурирует ныне в рисунках по Америке.
(Дневники святого Николая Японского. Т. 4. СПб., 2004. С. 399-400)

 

 

«За Литургией было так много христиан, что о. Андроник удивился: “Праздник Богородицы чтут так же, как в России”, – говорит <…>. Между прочими был один патер; сначала стоял в дверях, потом с доктором Кёбером в правом крыле Церкви, и заявил себя очень скверно тем, что ни на каждения, ни на благословения не преклонил хотя бы мало голову, а стоял совершенным истуканом; наш бы, православный, непременно отдал привет католическому епископу; ведь таинство священства взаимно нами признается и уважается. Но в этом-то и выражается, что католичество – яд мира, и что ему предстоит то же, что было с ересью Ария, то есть исчезновение из мира» (15 / 27 августа 1898. Суббота. Успение Пресвятой Богородицы // Дневники святого Николая Японского. СПб., 2004. Т. 3. С. 776).

Насчёт исчезновения католичества из мира – это, наверное, слишком романтичный прогноз, но да речь сейчас не об этом. Как-то встречал эту цитату в одном ЖЖ, где её приводили с целью обличения «проклятых еретиков» (там дальше св. Николай ещё и о протестантизме резко высказался, – я здесь не цитирую, т.к. к вопросу о таинствах это уже не относится); и вот что интересно: слова, которые я подчеркнул, при цитировании пропустили, заменив их скромным троеточием. Чтобы, не дай Бог, православный читатель не узнал о том, что св. Николай признавал и уважал католическое таинство священства.

Кто-нибудь, наверняка, возмутится и скажет, что св. Николай противоречит здесь 32-му правилу Лаодикийского собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения». Ревностных знатоков церковных канонов у нас много; это ещё от иудеев традиция идёт, тоже ведь были знатоками Закона и спуска нарушителям не давали – чуть что, хватались за камни (и формально были совершенно правы).

В этой дневниковой записи вызывает вопрос фраза: «Но в этом-то и выражается, что католичество – яд мира». В чём «в этом-то»?

Речь идёт не о каких-то католических догматах (чистилище, папский примат и пр.), а об этике взаимоотношений католиков и православных, которых св. Николай противопоставил друг другу в контексте одной экклесиологической проблемы. Католик не отвечает на благословение православного архиерея, а православные, считает св. Николай, непременно ответили бы (речь идёт, конечно, не о нынешних православных, а о тех, родом из XIX в., которых мы сейчас плохо себе представляем). И в этом-то, говорит святитель, выражается то, что «католичество – яд мира».

Мысль такая: яд заключается в непризнании (или просто в неуважении) католиками благодати священства у православных, которых св. Николай ставит в пример католикам именно в том отношении, что православные признают и уважат католическое священство; а это значит, что если бы православные вдруг перестали признавать и уважать католическое священство, то, с точки зрения св. Николая, они заразились бы тем самым ядом, который он увидел у католиков.

Если бы дать этому яду название, то, думаю, можно было бы сказать так: «конфессиональная гордость». Этой гордостью был заражён тот патер, который не отвечал на благословения св. Николая и которому святитель противопоставил незаражённых подобной гордостью православных.

Теперь мы, конечно, можем констатировать, что интоксикация в русском православии уже произошла (не повсеместная, правда). А у греков она произошла гораздо раньше (и, судя по всему, как ответная реакция на отказ католиков признавать благодатность православных таинств, – воздали греки римлянам злом за зло, ядом за яд).

http://vladimir-chub.livejournal.com/54347.html

 

                                               Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

"У калитки садика дома, где жил о. Иоанн, уже была толпа, в том числе были и татары, которых полиция не пускала. На крыльце находилась плакавшая татарка. Полиция не понимала, что она говорила. Абациев же знал татарский язык, как уроженец Кавказа, и узнал от татарки, что она привезла больного мужа, который лежит в телеге на дороге, и умоляла допустить ее к мулле Иоанну. Абациев застал о. Иоанна за утренней молитвой, несмотря на 5 час утра, и рассказал ему про татарку. О. Иоанн сказал, чтобы татарку пустили.
Через переводчика Абациева о. Иоанн спросил татарку, верует ли она в Бога? Получив утвердительный ответ, о. Иоанн сказал ей: «будем молиться вместе, ты молись по-своему, а я буду молиться по-своему». Когда о. Иоанн кончил молитву, то благословил татарку, перекрестив ее. Затем Абациев с татаркой вместе вышел и, к изумлению обоих, больной муж татарки уже шел навстречу совершенно здоровым." (из жития Святаго Праведного Иоанна Кронштадтского ГЛАВА 23 Император Александр III и о. Иоанн
http://theme.orthodoxy.ru/saints/ioann.html  )


«В феврале 1896 г. в России побывал лорд-епископ Англиканской Церкви Викельсон, который несколько дней гостил в Петербурге. Епископ Викельсон посетил в столице видных иерархов Русской Православной Церкви, которым заявлял о горячем стремлении Англиканской Церкви к воссоединению с Православной Церковью. Так состоялась встреча епископа Викельсона с членом Святейшего Синода архиепископом Одесским Иустином, а вслед за тем, с о. Иоанном Кронштадтским и другими представителями петербургского духовенства. ”Со всеми духовными особами епископ братски лобызался. Отец Иоанн облобызал крест, который украшал грудь англиканского епископа», - писал один из участников этой встречи. Приняв приглашение пастора Уатсона, участники встречи проследовали в англиканский храм, где архиепископ Иустин, о. Иоанн и все присутствовавшие русские и англичане помолились перед общей христианской святыней - святым Крестом, причем о. Иоанн Кронштадтский воскликнул: ”Вот центр, нас объединяющий; я горячо молюсь к Спасителю нашему о соединении христианских Церквей”».

( ”Экуменические встречи” св. Иоанна Кронштадтского «Русская мысль». Париж, № 4297,16 декабря 1999 г.)

Святитель Тихон Патриарх Московский и Всея Руси

Протоиерей Максим Козлов в своей статье "Русская Православная Церковь и экуменическое движение"  пишет:

"Следует сказать, что лично святитель Тихон к представителям Епископальной Церкви относился весьма благожелательно. Известны два таких весьма характерных факта. Сей ревнитель православия и отеческих преданий однажды находился на рукоположении англиканского епископа Графтона в городе Фон-дю-лак в  штате Милуоки, находился в епископской мантии, стоял в апсиде алтарной части англиканского храма и молился во время этого богослужения (эта фотография святителя Тихона очень известная, она опубликована в 1-м томе «Православной энциклопедии» в статье про Англиканскую Церковь) и равно известно, что, когда в Калифорнии произошло страшное землетрясение, то святитель Тихон послал одному из приходов, с которым до того имел непосредственное общение, в качестве дара евхаристические сосуды, чем наглядно засвидетельствовал свое отношение к тогдашней Епископальной Церкви в Америке, Но подчеркнем, именно в тогдашней, а не той, во что она превратилась ныне, в начале ХХI века, введя не только женский епископат."
(Фото из книги "Orthodox Christians in North America, 1794-1994", Chapter 3: Institutions of the Immigrant Church)
(Фото из книги "Orthodox Christians in North America, 1794-1994", Chapter 3: Institutions of the Immigrant Church)
Крайний справа - архиепископ Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и Всея Руси.

Пример Святых отцов и опыт нашей Церкви призывает нас к тому, чтоб в вопросах взаимоотношения с инославными и иноверцами мы не спешили клеить ярлыки "экуменист" на любого епископа или священника, имеющего общение с ними.   Иначе мы сами себя противопоставим Церкви...

 ............................................................................................

 Не только свт. Николай Японский, св. прав. Иоанн Кронштадтский, или свт. Иннокентий Аляскинский , свт. Тихон Патриарх Московский и Всея Руси имели такое теплое отношение к англиканам.  В начале 20 века Русская Церковь вела с Англиканской протестантской Церковью диалог о возможности воссоединения Церквей.  Англикане склонны были принять Православную догматику,  что и делало возможным объединение.  Вот взгляните как в Петербурге встречали и провожали англиканских епископов:

"К началу следующего года архиепископ Йоркский Уильям Далримпл Маклаган посетил Россию в сопровождении Бекбека, чтобы закрепить связи. Прием был очень радушным. Мандел Крейтон произвел на церемонии коронации в прошлом году хорошее впечатление. Межцерковные отношения были тогда более актуальны, чем музыка. Тем не менее, мы можем найти несколько оценок. Как и Крейтон, Маклаган присутствовал на Всенощном бдении в Храме Христа Спасителя, причем ему посчастливилось быть там на Вербное Воскресение. "Московский Листок, цитируемый в его биографии, отмечает: "В 8 ч. вечера архиепископ Йоркский подъехал к Храму Христа Спасителя, где служили всенощную Вербного Воскресения. Паникадило и свечи были зажжены вокруг галерей. Множество богомольцев наполнили здание. Архиепископ занял свое место в конце западной галереи, напротив иконостаса. Пышность службы, которую совершал епископ, прекрасное пение хора Чудова монастыря, великолепный вид собора с молящимися, державших пальму и свечку в руке, произвели на архиепископа глубокое впечатление. Он сказал окружавшим его, что был потрясен красотой здания, величием и торжественностью богослужения православной Церкви" [8] . Побывав на Литургии Преждеосвященных Даров в петербургском монастыре, он написал своей жене: "Это был еще один в нескольких смыслах хороший день. Начали мы с посещения красивой службы в Лавре, или монастыре, где ко мне обращались с большим уважением. Меня провели в алтарь и предоставили стул рядом с престолом. Пение было прекраснейшим, поистине набожным, - разумеется, в исполнении только двух хоров без инструментов. Прихожане ни разу не присоединились, да это и не подразумевается" [9] .
Он был поражен не только красотой происходившего, но и той человечностью, с которой его принимали, а также уважением, которое оказывали. Когда он уезжал поездом из Петербурга в Москву, на платформе его провожало высшее духовенство, а как только состав тронулся, "часть хора из Исаакиевского Собора под руководством регента запела обычное приветствие, я ответил на него в обычной манере" [10] .
Бекбек, вспоминая тот же случай, замечает, что хор действительно пел "Ис полла" - удивительная дань уважения к епископу неправославной Церкви. Биограф Маклагана, Ф.Д.Хау писал 10 лет спустя, что это была трогательная дань и знак уважения."
http://www.pstbi.ru/institut/book/1997/dik.htm

Несмотря на то, что существуют каноны, которые запрещают молиться с еретиками даже в доме, запрещают с ними вкушать пищу,  входить в их храмы.   Но мы видим, что есть и др. каноны, позволяющие допускать их на наши богослужения.   И существует уже немалый опыт Церкви в данных вопросах, который нельзя бездумно отметать.

Пример Святых отцов и опыт нашей Церкви призывает нас к тому, чтоб в вопросах взаимоотношения с инославными и иноверцами мы не спешили клеить ярлыки "экуменист" на любого епископа или священника, имеющего общение с ними.   Иначе мы сами себя противопоставим Церкви...

К канонам нужно относиться так, как  Сама Церковь учит относиться к ним.    Церковь формулирует и принимает каноны,  но Она же и рекомендует как их применять в конкретных исторических условиях.  Иногда Церковь изменяет каноны, даже отменяет их (на Стоглавом Соборе было принято определение: "аще кто не крестится двумя персты, да будет АНАФЕМА!" Как мы знаем позже этот канон был отменен и мы все крестимся "тремя персты").  Иногда Церковь принимает новые каноны, которые "противоречат" старым.  Но это совсем не противоречие, поскольку Церковь - автор канонов и правил, и поэтому Она имеет власть при необходимости внести поправки в каноны, или приостановить их действие. 
 
Вот пример того:
Апостольские Правила строго повелевают еретиков принимать в Церковь только через крещение.
Но вот Вселенские Соборы, начиная уже с Первого!  "не послушали" их и установили правила принятия еретиков  иные.    Они разделили еретиков на группы, и для каждой группы определили свои способы принятия их в Церковь: через крещение, или через миропомазание, или просто через исповедь. Причем иногда одних и тех же еретиков на разных Вселенских Соборах было установлено принимать по разному.
  
Правила Святых Апостолов.  
46. Епископов, или пресвитеров, принявших крещение или жертву еретиков, повелеваем извергать. Какое согласие Христа с велиаром, или какая часть верному с неверным? (2 Кор. 6:15)
47. Епископ или пресвитер если вновь окрестит человека имеющего истинное крещение или если не окрестит оскверненного от нечестивых, да будет извержен, как посмеивающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.
68. Если кто епископ, пресвитер или диакон приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина — и он, и рукоположивший; разве если достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещенным или рукоположенным от таковых невозможно быть ни верными, ни служителями Церкви. 
 
    Правила Вселенских Соборов: 
 
Первый Вселенский Собор.  8 пр. О именовавших некогда самих себя чистыми (новоциан), но присоединяющихся к Кафолической и Апостольской Церкви, благоугодно святому и великому Собору, да, по возложении на них рук, пребывают они в клире. Прежде же всего надлежит им письменно исповедать, как присоединяться и последовать будут определениям Кафолической и Апостольской Церкви, то есть, будут в общении церковном и с двоеженцами, и с падшими во время гонения, для которых и время покаяния установлено, и срок прощения назначен. Надобно, чтобы они во всем последовали определениям Кафолической Церкви. И так где, или в селах, или в городах, все, обретающиеся в клире, окажутся рукоположенными из них одних, да будут в том же чине. Если же там, где есть епископ Кафолической Церкви, некоторые из них приступят к Церкви, явно есть, что епископ православной Церкви будет иметь епископское достоинство; а именующийся епископом у так называемых чистых, пресвитерскую честь иметь будет, разве заблагорассудит местный епископ, чтобы и тот участвовал в чести имени епископа. Если же то ему неугодно будет, то для видимого сопричисления такового к клиру, изобретает для него место или хорепископа или пресвитера: да не будет двух епископов во граде.
Толкование Епископа Григория (Граббе):
Чистыми пресвитера Римской Церкви, в 3 веке, кафарами, называли себя раскольники — последователи Новата, пресвитера Карфагенской Церкви, и Новатиана
 
Второй Вселенский Собор.  7пр.  Из еретиков, присоединяющихся к Православию и к части спасаемых, принимаем по следующему чиноположению и обычаю: ариан, македониан, савватиан и паватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников или тетрадитов, и аполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствущую, как мудрствует святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем запечатлевая, то есть помазуя святым миром во-первых чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глоголем: печать дара Духа Святого. Евномиан же, единократным погружением крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны), всех, которые из них желают присоеденены быть к православию, приемлем, как язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать Писания, и тогда уже их крестим.
 
Пято-Шестой Вселенский Собор.  95пр.   Присоединяющихся к православию и к чести спасаемых из еретиков, приемлем, по следующему чиноположению и обычаю: ариан, македониан, наватиан, именующих себя чистыми и лучшими, четырнадцатидневников, или тетрадитов, и апполинаристов, когда они дают рукописания и проклинают всякую ересь, не мудрствующую, как мудрствует Святая Божия Кафолическая и Апостольская Церковь, приемлем, запечатлевая, то есть, помазуя святым миром во первых чело, потом очи и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголем: печать дара Духа Святого. А о бывших павлианами, потом к Кафолической Церкви прибегших, постановлено: перекрещивать их непременно. Евномиан же, единократным погруженипем крещающихся, и монтанистов, именуемых здесь фригами, и савеллиан, держащихся мнения о сыноотечестве, и иное нетерпимое творящих, и всех прочих еретиков, (ибо много здесь таковых, наипаче выходящих из Галатийской страны): всех, которые из них желают присоединены быть к православию, приемлем, как язычников. В первый день делаем их Христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и в уши: и тако оглашаем их и заставляем пребывать в церкви и слушать писания, и тогда уже крещаем их. Такожде и манихеев, валентиниан, маркионитов и им подобных еретиков. Несториане же должны творить рукописания и предавать анафеме ересь свою, и Нестория, и Евтиха, и Диоскора, и Севира, и прочих начальников таковых ересей, и их единомышленников, и все вышепоказанные ереси: и потом да приемлют святое причащение.
 
Поэтому нужно очень осторожно подходить к вопросам о соблюдении канонов, иначе можно промахнуться по незнанию их, и оказаться клеветником на священнослужителя, или даже на Всю Церковь,  Как это случилось с газетой "Дух христианина"
 -----------------------------------------------------
 
Хотелось в конце добавить слова архимандрита Рафаила (Карелина) об экуменизме:
"экуменическая молитва это не индивидуальная и не параллельная молитва, а общая, где молитвы представителей различных конфессий слиты воедино; для этого требуется специально сочиненный, компромиссный текст, что и практиковалось на экуменических съездах."                     

Патриарх Кирилл, будучи еще митрополитом отрицательно высказывался на международных Межправославных Совещаниях об участии Православных Поместных Церквей во Всемирном Совете Церквей.  Приведу отрывки из его речи: "Кредит нашего доверия к Всемирному Совету Церквей исчерпан", сказанной в  1998 году !      

Совершенно очевидно, что за последние 50 лет в протестантских церквах развились богословие и практика, которые создают новые преграды и новые разделения в христианском мире.
Конечно, можно было бы сказать, что все эти новые разделения есть реальность, относящаяся непосредственно к самим протестантским церквам, что ВСЦ в целом здесь ни при чем. Но проблема заключается в том, что все эти нововведения протестантизма становятся видимыми для православных именно во Всемирном Совете Церквей. Приведу некоторую схему Генеральных Ассамблей ВСЦ:
- Упсала, 1968 год. В кафедральном соборе города Упсалы, где совместно причащались все англиканские и протестантские участники. После этого православные подвергаются критике за их отказ участвовать в совместном причащении.
 
- Найроби, 1975 год. Принимается резолюция о женском священстве. Православные выступают резко против. Резолюция, призывающая Церкви не взирать на экуменические обязательства и рукополагать женщин, проходит арифметическим большинством голосов.
- Ванкувер, 1983 год. Мы встретились с новым для нас понятием
"инклюзивного языка" Библии и впервые услышали, как Бог упоминается в женском роде и как это упоминание включается в текст экуменических молитв. К сожалению, протест православных был не слишком резким.
- Канберра, 1991 год. Православные столкнулись с вызовом, ярко выразившим идею синкретизма, идею присвоения богословской ценности так называемым "духам местной культуры". Православные очень активно и резко протестовали. Там же была проведена встреча православных участников, на которой мы выработали богословское обоснование нашей позиции и наметили пути разрешения проблем, существующих в ВСЦ."
 
"И тем не менее совершенно очевидно, что без радикального изменения не одного только Всемирного Совета Церквей, но и всей системы межхристианских отношений мы будем оставаться в том же порочном круге, в котором пребываем доныне. Ибо теперешняя ситуация вовлекает нас в обсуждение проблем, которые бросают тень на православных представителей и не принимаются православным сознанием." 
 
"Итак, отпущенное нам время истекло. Сегодня уже поздно говорить: давайте направим еще одно обращение в ВСЦ, давайте еще раз попросим обратить внимание на наши проблемы. Опыт показал, что в результате такого рода действий реально не происходит ничего." 
 
"Ибо нынешняя идея членства в ВСЦ представляется с богословской точки зрения в известной степени уязвимой. Ведь если Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, которая и есть Церковь Православная, согласится мыслить себя частью некоей иной, межцерковной структуры, то эта последняя автоматически будет как бы наделена "более вселенским" статусом по сравнению с тем, который имеет сама наша Церковь, чего, конечно, быть не может по определению. "
 
"Другая проблема заключается в том, что, соглашаясь в рамках ВСЦ именовать "церквами" различные протестантские группы и секты, мы тем самым невольно привносим элемент соблазна в православное сознание."   

Единые в нашем понимании как возложенный на нас Спасителем миссии свидетельства об Истине перед лицом инославного мира, мы видим свой долг в том, чтобы соделать голос Православной Церкви слышимым и авторитетным "даже до конец земли". Осознание важности этого делания движет нами в поисках новых путей и новых форм нашего свидетельства.

Доклад митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского на Межправославной консультации по теме:  "Оценка новых фактов в отношениях между православием и экуменическим движением".    г. Салоники   29 апреля по 2 мая 1998 года
 Журнал "Церковь и время", архив журнала на сайте ОВЦС.  5-й номер в PDF здесь.

Ввиду всего написанного выше призываю издателей газеты "Дух христианина", и в первую очередь отца Василия, еще раз исследовать вопрос об экуменизме,  чтоб не проповедовать ложного учения в своем издании.
Не нужно быть столь самоуверенными в своей правоте и истинности вероисповедания.
 
Экуменизм имеет различные формы, и крайние его проявления - попытка объеденить религии воедино - это настоящая ересь, или как говорят: "ересь ересей".  Я согласен с "ДХ" в том, что Русской Церкви  нужно выйти из ВСЦ, и не соблазнять русский народ, хотя и допустимыми контактами с инославными христианами, или иноверцами, но все же нежелательными в большом количестве,  как это было, например, в советский период. (В советское время бывали и недопустимые контакты.)   Но я совершенно не согласен с утверждениями газеты "Дух христианина", в которых она причисляет Патриарха Кирилла, и других русских епископов к еретикам-экуменистам!
Это клевета на русский епископат!   
 
Позже приведу еще некоторые выдержки из житий святых на данную тему. Позже -  чтобы как-то простимулировать читателей  "ДХ" к изучению экуменической проблемы.

 

иеромонах  Роман (Кошелев)  
Оптина Пустынь

 

 

 

НАЗАД, к исходному материалу:

 

 

 

 

 

Комментарии

Размышление в слух....

Оно касается всех причастных к Духу христианина и " Вольница". Сегодня  по- лазили по инету, и вот что обнаружили, как же складно поет Дима Дикарев и его соратники о том, что на них постоянные гонения, а о том что они из детей готовят будующих экстеммистов почему -то молчат, и постоянно во всех своих СМИ поливают грязью одного и того же иеромонаха Романа (Кошелева). Но если уж Дима и его " духовники" такие чистенькие и с не запятнутой репутацией, чего это они вдруг так заботятся о своей репутации, нас как не зависимых читателей, навело это на определенные мысли... посмотрели их сайт " Вольница" хороший, добротный, вот только один вопрос к Диме и покровителям, откуда такое финансирование, нам совсем недавно довелось, Диму Дикарева видеть в живую (а когда-то  говорят он был нормальным парнем пока не попал под тлетворное влияние настоящих "ревнителей" ), посмотрели на него и  его семью, жаль ,глаза у всех пустые, словно зомби, да и разговоры тоже не от мира сего....вот уж кто сектант надо бы разобраться, а то ишь, как за чужую собственность, горло рвут, постыдиль бы, как рейдерским путем захватывать земли, так это по Духу Христианина, а как эти земли отдавать законным хозяевам, так начинают давить на несознательность людей, в Москве бы давно рот закрыли и прекрыли всю эту лавочку, а там в Казельске, понятное дело, все по другому, но закон один для всех...И еще один вопрос откуда деньги  на покупку земли у многодетного папаши...или же заинтересованные "серые кардиналы" профинансировали...Прежде чем хулить и поносить других людей, посмотрели бы на себя, а то к святыням -то прикладываются, а в глазах холод и пустота...и ненависть....
Заинтерисовало нас так же, что это Дух Христианина, "Вольница" и другие сопутствующие сайты привязались к одному и тому же иеромонаху...не понятно.... Поносят этого иеромонаха везде где они только могут, хорошую рекламу дают, и совершенно бесплатно, люди бешеные гонорары платят, в том числе и за черный пиар, а здесь все бесплатно...удивительно, так от куда у провинциального среднестатистического индивида такие капиталлы..не удивительно, если в будующим данной организацией и все, что к ней относится рано или поздно могут заняться весьма серьезные и очень влиятельные люди, вот тогда все адепты  ДХ и руководство "Вольницы" разом станут все здоровые, а то в своих СМИ пишите, что Руководитель "Вольницы" болеет, а он на медне здоровенький со всем своим семейством гулял по Оптиной, и уже хватит прикрываться монастырем, совсем Бога не боитесь, пора вам призадуматься, почему у вас не все так гладко как вам бы того хотелось, толи еще будет, пора бы вам Всем  во главе ваших  "серых кардиналов" остановиться и призадуматься, или так поровоз литит, что тормаза не срабатывают, бывает... но у человека всегда, есть шанс, подумайте, нажмите на тормоза пока еще есть время, подумайте, о душе, о любви к ближнему, не на деле а на словах...ведь каждая ваша статейка или же сайт все пропитано гнусной ложью,ненавистью и злобой...не увязочка получается, а как же насчет возлюби ближнего своего ,как самого себя или же это в Вашем партийном уставе не прописано... по -бойтесь Бога. А иеромонаха, Романа (Кошелева) волей и не волей сделали весьма популярной личностью, даже для тех, кто его не разу не видел, но его проповеди и его образ жизни, сам говорит за себя, мы еще не разу не слышали будучи  поломниками в этот знаменитый монастырь, что бы он в отличиии от вас, оскорблял или весьма резко и дерзко отзывался, о всем вашем "обществе благородных "ревнителей"", когда надобность в вас как в проводнике отпадет, вас же ваши покровители и продадут, и подставят и сдатут с потрохами... Одумайтесь, не которым из вас терять нечего, а вот у не которых есть семьи, дети, подумайте чему вы, их учите, и что в результате в конечном итоге вы, же как родители и попечители получите в конце....Если вы считаете, что вы настоящие православные христиане, тогда зачем столько грязи лить на одного человека, который вам, ничего плохого не сделал, а вот вы господа напоминаете волков в овечьей шкуре... Пора закончить весь этот маскарад, рано или поздно , но правда восторжествует, лучше одуматься пока не поздно, начать жить как настоящие христиане, не на словах разумеется, а на деле и хватит заниматься травлей и служить опиумом для народа, пора жить и созидать, вы только почему- то все разрушаете...