Ольга Гуманова: Усекновение главы Иоанна Предтечи
Евангельская история казни пророка и Предтечи Господня Иоанна легла в основу множества произведений искусства. Пляшет Саломия, дочь Иродиады, угождает царю Ироду, а в качестве награды за свой танец просит голову Иоанна на блюде. Русская православная церковь вспоминает это событие 11 сентября по новому стилю. В этот день полагается строгий пост.
Святой Иоанн Предтеча, который предвозвещал пришествие Господа Иисуса Христа и крестил Его в Иордане, был схвачен по приказу царя Ирода Антипы и заключен в темницу. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа.
Отношение царя Ирода к святому было двойственным: с одной стороны он верил, что Иоанн — действительно пророк и боялся народного гнева в случае расправы над Предтечей, с другой — не в силах был терпеть обличения.
В день своего рождения Ирод устроил большой пир, на нем присутствовали вельможи, старейшины и тысяченачальники. Дочь Иродиады Саломия исполнила танец перед гостями. Подробности ее пляски не описаны в Евангелии, но принято считать, что танец этот был эротический и в высшей степени непристойный — некий вариант хорошо всем известного "танца живота". Собственно, что еще могло произвести столь сильное впечатление на Ирода, к тому моменту уже изрядно выпившего и неравнодушного к женскому полу?
Саломия так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Танцовщица пошла к матери за советом. Иродиада велела своей дочери просить тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Саломия высказала Ироду эту просьбу, и Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся и народного восстания в случае беззаконной расправы над праведником. Но, в то же время, Ирод не мог нарушить неосторожной клятвы, данной в присутствии большого числа свидетелей.
Царь повелел отрубить голову святому Иоанну и принести ее на блюде Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду, мертвые уста проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего".
Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. В гневе Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Останки святого спасла благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы. Она погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли. Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся. Об этом повествует Евангелие от Луки (Лк. 23, 7-12).
По церковному преданию, суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Аравийский царь Арефа, отец законной жены Ирода, в отмщение за бесчестие своей дочери выдвинул против царя-прелюбодея свои войска. Воины Арефы победили воинов Иродовых, Ирод потерпел сильное поражение: почти все воины его были перебиты, и сам он спасся с большим трудом. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там онокончил жизнь свою в лишениях и бедствиях; но ранее своей смерти он видел смерть "плясавицы", своей дочери.
Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи.
Через много лет после казни святого Иоанна Крестителя земля, в которой покоился глиняный сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию. Этот сосуд найден им при строительстве церкви. Иннокентий узнал о величии святыни по случившимся при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте.
Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни императора Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился святой Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки и возник монастырь.
В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9.111)
Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин, — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая
Это день называют "второй Великой Пятницей". "Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами — святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей. Наибольшего — это говорю не я. Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей, более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11, 11). Нет большей похвалы во всей вселенной", — говорил в проповеди на этот день преподобный Иустин (Попович).
В этот день церковью установлен строгий пост. Православные не употребляют в пищу мяса, молочных продуктов, яиц, рыбы и даже растительного масла. Некоторые считают, что в этот день нельзя "есть круглое" и пользоваться режущими предметами, но это всего лишь народное суеверие, не имеющее никаких оснований в церковной традиции. Священники в своих проповедях в этот день призывают прихожан к трезвости: ведь именно по причине пьянства был убит великий пророк.
Усекновению главы Иоанна Предтечи посвящен знаменитый храм в Коломенском, который был выстроен бездетным Василием III с молением о даровании великому князю наследника престола. В честь этого праздника освящен и главный собор Ивановского монастыря в Китай-городе, который называют "Флоренцией в Москве".
http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/11-09-2010/1048981-useknovenie-1/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии