Обновление в пути. Александр Гезалов.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Живая консультация

Когда мы задумывали проект «Живые консультации», то руководствовались, прежде всего, тем, что, возможно, многим сможем помочь найти ответы на некоторые вопросы, связанные с усыновлением, опекой, патронатом и помощью тем, кто нуждается в ней. Умной помощью.

Ведь мысль: «А не могу ли я вытащить из детского дома ребенка-сироту?» – на самом деле приходит ко многим. Но как это можно сделать, знает мало кто: информации на этот счет явно недостаточно. Не только связанной с бумагами-документами, но и той, как надо потрудиться для этого, что сделать, к чему быть готовым, какими знаниями обладать. Да, сегодня многое можно узнать из книг, Интернета, позвонив, в конце концов по телефону, – так привычнее современному человеку, чрезвычайно «загруженному». Но – и мы уверены в этом – живое общение с теми, кто знает, как и чем помочь ребенку из детского дома, – важнее любой «книжной» информации. Вот потому мы, движимые горячим желанием помочь и детдомовским детям, и тем, кто сможет дать им семью, и решили «пойти в народ». Местом нашего «выхода» стала нынешняя выставка-форум «Православная Русь».

Экспозиция выставки представляет во всем многообразии различные стороны жизни православных людей, монастырей, организаций. И вот рядом с иконными лавками и стендами, которые не только показывали, но и реализовывали различную «православную продукцию», разместился столик Студии социального проектирования 2ГА (Гезалов А. и Газарян А.), за которым студия, совместно со справочно-рекламной газетой «Возглас» и выставочной компанией «Узорочье», вела полевые «живые» консультации по темам усыновления, опеки, патроната и «умной помощи» детским домам и другим нуждающимся. Оказалось, что это не только востребовано, но и непривычно, потому что, увы, редко где предоставляется. Потому что люди привыкли к тому, что консультацию можно получить где-то там, куда надо специально ехать, в каких-нибудь организациях соцзащиты. Даже если у тебя не глобальный, а совсем простой вопрос. Людям странно, что, придя за медом или иконой, можно, оказывается, рядом получить еще и новые знания о детях-сиротах и их усыновлении, можно найти наконец-то ответ на давно сверлящий тебя вопрос: как взять сироту из детского дома? Какого возраста, на какую форму: опеку, патронат? Но вопросов так много, что такая консультация на выставке – это лишь первый шаг на большом пути по пониманию и личному осознанию своих потребностей и желаний. Обновление в пути. И для нас, дающих ответы, кстати, тоже.

К нашему столику подсаживались не только приемные родители или молодые пары, недавно прошедшие через развод и делящие своих детей, но и социальные работники храмов Москвы, и мы вместе разбирались с теми трудностями, с которыми сталкиваются они в работе с приходящими в храм за помощью. Часто мы говорили и на темы, которые не были заявлены нами, и социальные рамки тем самым расширились сами собой. На радость нам. Кто-то хотел говорить за столиком, кто-то хотел, чтобы разговор был приватным, – мы соглашались и на этот формат, потому что вопросы были очень разные и по степени откровенности тоже.

Вот села за наш столик молодая пара. Разговор начался с того, что бывшая жена молодого человека не выполняет, как он считает, своих обязанностей перед их общим ребенком, и потому он хотел бы, чтобы дочь жила в его новой семье. По ходу беседы он, отец двоих детей, признает, что и по его вине бывшая семья развалилась, и он даже осознал, признал свой некий грех… Правда, это вызвало негодование у его новой «супруги». Вот так выясняется, что и во вновь создаваемой семье есть серьезные разногласия. Разговор идет дальше. Убеждаем молодого человека, признавшего свой грех, «пустить его по водам» и стать миротворцем. Он соглашается. На том и расстаемся. Замечаю, что новая жена смотрит на нового мужа по-новому.

Следующий наш «клиент» – женщина среднего возраста. Она задумывается об усыновлении, и ей интересно, с чего начать, где и как оформить документы. Даем консультацию. По ходу дела начинаем понимать, что до собственно усыновления ей еще необходимо проделать некий путь. Обновления знаниями. Обсуждаем вопрос самообучения и самоподготовки. Для этого передаем ей компакт-диски с необходимой информацией. Но опытный глаз уже заметил: семья недавно потеряла ребенка, и тут зреет желание обрести нового – из детского дома. Серьезное желание. Но прежде необходима серьезная подготовка. И серьезная поддержка. Перед уходом женщина сказала, что такая консультация для нее была первой в жизни, что она даже и не думала, что, идя за одним, найдет ответы на другие вопросы, которые для нее очень важны. Благодарная женщина смахивает набежавшую слезу и обещает почитать и проштудировать все, что ей передано, и позвонить, если возникнут вопросы. Обновляемся вместе.

А теперь беседуем с социальным работником при храме. Для нее это все внове, она много чего не понимает: ее назначили. Ее волнует, что их храм расположен радом с вокзалом, и потому все, кто обитает там, атакуют их. Просьбы известны, даже стандартны. А как сделать так, чтобы, зная главную территориальную проблему, умело ее решать? Ведь данный храм и приход просто обязаны специализироваться на «умной» помощи «вокзальным клиентам», раз уж так территориально и исторически сложилось. Женщина согласилась с тем, что ей не хватает знаний и умения типологизировать приходящего просителя. Для этого мы предлагаем ей включить знания, которыми ее наделила жизнь, умение наблюдать за человеком, всматриваться во многие внешние характеристики и уже по ним составлять портрет клиента и его внутренний и внешний запрос, потому что техника наблюдения – самая главная для социального работника. Этому главному знанию начинают учить на первом курсе любого социального учреждения.

 

 

Еще она рассказала, что в храме разработана некая анкета, посмотрев которую, люди не хотят получать помощь и, огорченные тем, что вынуждены отвечать на вопросы, уходят. Говорим, что для них это нормально, потому что они идут в храм, надеясь, что к ним отнесутся не как в государственных службах. Но, столкнувшись с тем же форматом – анкетированием и тестами, уходят обиженные. Здесь опять же важно сначала провести предварительную работу с человеком, войти в доверительный контакт, и только тогда можно предлагать человеку анкету, если предварительной работы оказалось недостаточно. Также мы говорили и о том, что храм несет большие материальные трудности в связи с тем, что основная помощь оказывается из социальной храмовой кружки. И простой вопрос о взаимодействии с внешней средой расставил точки над «i». Пока же социальный работник в основном опирается на ресурс храма и священника, а между тем и соседние организации могли бы быть включены в этот процесс. К примеру, поддержку многодетной семье может оказать близлежащее кафе, выдав продукты для данной семьи. А дирекция вокзала совместно с местным УВД могла бы оказывать помощь в отправке домой тех, кто утратил документы, и т.д. Тем более что это, между прочим, их прямая обязанность. Форм взаимодействия много, их надо оценить, взвесить. Впрочем, как и «капитал» прихожан храма, включив и их в процесс «умной» помощи обращающимся людям. Главное, говорим мы социальному работнику, что процесс получения знаний бесконечен, просто это необходимо понять и стараться реализовывать. Поновленные взаимознаниями, расстались. Передав свои координаты и материалы на дисках.

Были рады бездетной женщине, пришедшей на встречу с довольно частым вопросом: где бы ей взять на усыновление ребенка-сироту из православного детского дома? На вопрос, почему из православного детского дома, а не из обычного, она ответила просто: «Нужен уже готовый, воцерковленный ребенок, с которым не будет проблем». Такая идеализация ребенка-«памятника» вызвала общую улыбку, потому что ребенок даже из православного приюта все равно остается ребенком. И не может быть так, что он будет похож на ребенка-«монаха», который впишется в новую семью кротко и смиренно. Такая идеализации говорит о том, что семья, желающая принять ребенка-сироту, не хочет трудиться. Мы спросили: «А почему бы не взять детдомовского ребенка, который действительно нуждается в реальном вложении в него, в его будущее?» Это вызвало такую реакцию: «Да, но ведь тогда придется отложить паломнические поездки!» Спрашивается: зачем ей вообще ребенок? Значит, главное все же не ребенок. Начинаем по новой разбираться…

Итог нашей двухдневной «полевой работа» таков: «живые» консультации крайне востребованы, потому что только Богу известно, где настигнет человека желание сотворить милость к нуждающимся. И где получить необходимые для этого знания и найти возможность это желание реализовать. А нам просто необходимо создавать для этого условия. Мы старались. Обновляясь вместе.

В наших планах – найти место, где бы мы могли иногда встречаться с теми, у кого есть вопросы на заявленные выше темы. Дай Бог нам это реализовать.


Источник: Православие. Ru