Обличение лжи

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Алла ДОБРОСОЦКИХ.

ПРЕДЧУВСТВИЕ СУДА СОВЕСТИ

Фильм Павла Лунгина «Царь» потряс. Духовной и нравственной правдой. Хотя он и не о царе Иване Грозном вовсе. В центре всего святой митрополит Филипп и его мученический подвиг. Извечная тема непокорности добра – злу. Мужества сказать в глаза о покаянии тому, кто в безумной гордыне, в упоении вседозволенностью бросает вызов Небу: «Как царь-то я праведен».

Ночные терзания совести заставляют Ивана Грозного мучиться: «Как человек-то я грешник…» Но молитва остается бесплодной: днем опьянение властью заставляет царя вершить новые злодеяния. Он будто забывает, что есть и Божий суд.

Фильм попал в самую болевую точку наших настроений, нашего малодушного оправдания зла, нашей доверчивости к сомнительной установке о необходимости для России «сильной руки» в виде тирана.

Обреченный на унижение, на муку, на удушение, митрополит Филипп (блистательно сыгранный Олегом Янковским, получившим благословение Патриарха Алексия II на эту роль) одержал духовную победу – мы видим лаконично и сдержанно показанные чудеса, которые по воле Божьей мог творить святой мученик, безбоязненно всходящий на свою Голгофу. Мы видим ужас опричников, царского палача Малюты Скуратова и самого Грозного – от невыносимости видеть живую святость. И в этом ужасе – видится предчувствие Страшного суда. Страшное одиночество царя в финале фильма, царя, которого покинул народ, невыносимая отлученность от Бога… И только пес – символ опричнины – одиноко бродит под закрытыми наглухо дверями и окнами. Наступил предел терпения униженного и оскорбленного народа, еще вчера всё безропотно сносившего. Народ безмолвствует…

Потрясает эпизод, когда монахам приказывают бросить тело убитого митрополита на растерзание зверям. Но они не могут предать мученика и тайно хоронят его в алтаре деревянного храма. Они сами сознательно идут на мученичество, гибнут в огне, не переставая петь «Святый Боже…» И тут появляется еще один пронзительный символ. Когда падает на землю горящий крест с куполом – это воспринимается как предчувствие уничтожения церкви грядущим тираном, наследником Грозного – Сталиным.

ГРОЗНЫЙ – ЧЕЙ ОН КУМИР?

Понятно, что такой сложный фильм, затронувший самые болезненные точки нашей истории и народного сознания, не мог вызывать однозначной реакции в обществе. Хотя подавляющие большинство моих знакомых были поражены глубиной этой притчи. С чем-то не соглашались в деталях – но это мелочи, нормальные разночтения при восприятии любой талантливой работы. Тем большее недоумение вызывает агрессивная реакция некоторых людей, называющих себя православными. Характерно, что практически никто из них даже не пытается вразумительно разбирать режиссерскую и актерскую работу. Неприятие идет с точки зрения опричнины: не сметь, дескать, лгать на государя, на «помазанника». А когда люди обожествляют все деяния человека, создавая из царя неподсудного никому кумира, оправдывая любое совершенное им зло, то всякая попытка сказать правду вызывает бурную реакцию. А фильме Лунгина сказана правда о победе совести над страхом, о победе божественного достоинства в человеке над лакейством. Это-то и колет глаза.

Резко выступил против фильма историк, автор монографии «Драма русской истории: На путях к Опричнине» И. Я. Фроянов. Его доводы – это, увы, доводы защитника тирании: «Опричнину надо воспринимать как форму борьбы, как институт, как учреждение, обеспечивающее государственную безопасность». «На мой взгляд, Иван Грозный напоминает Сталина, деятеля национально ориентированного, отвергающего Запад (ведь Сталин опустил “железный занавес”). Именно поэтому, на мой взгляд, Грозный и Сталин до сих пор подвергаются ожесточенным нападкам».

Глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич потребовал «уважения к фигуре русского царя» (будто историческая правда является неуважением!) и выразил сомнение в том, что… митрополит Филипп (Колычев) был убит царским опричником. Ну, тогда уж господину Симоновичу надо призывать Церковь к пересмотру житий святых мучеников митрополита Филиппа и игумена Корнилия Печерского (собственноручного убитого Грозным), а то и к их деканонизации. Ведь иначе окажется, что Иван был прав, убивая митрополита и игумена, а они нет…

Дошло до анекдотов. «Историк», автор спекулятивных работ об Иване Грозном «Апология Грозного царя» и «Царь воинствующей церкви: Иоанн Грозный в иконографии XVI—XVII вв.» Вячеслав Манягин обратился к Президенту России с просьбой… изъять из публичного проката фильм «Царь». Понятно, что это не более чем политический шаг с попыткой попиарить себя. Скандально известный опричник В. Манягин теперь требует опричной цензуры, записывая себя в «историки» (естественно, на уровне «изысканий» Фоменко). Кстати, это тот самый Манягин, который вместе с К. Гордеевым торжественно объявил о выходе из Русской Православной Церкви (вернее, они считают, что «отлучили» Церковь от себя!).

Вот собственное клеветническое высказывание Манягина: «А что будет теперь, когда в тысячах храмов РПЦ МП миллионы помазались мvром, сваренным господином Кириллом Гундяевым? Какой невообразимый всплеск беснования надо ожидать среди “членов РПЦ МП”? Одно можно сказать: какое счастье, что я вышел из нее!» На интернет-страничке Константина Гордеева, откуда взята эта цитата (как и на антицерковном портале Кредо.ру), можно встретить и не такую антиправославную вакханалию!

ДУХОВНАЯ ОПРИЧНИНА

 

Так что, как видим, фильм «Царь» блестяще подтвердил, что опричнина до сих пор существует. Она продолжается в виде духовной опричнины, которая страшна тем, что оправдывает зло. Ставит царя на уровень Бога, а то и выше, поскольку среди грознофилов Бог как-то отступает на вторые роли. И среди доводов, которые почитатели Грозного приводят в пользу его «святости», как раз кровавая борьба с «врагами». 

Иеромонах Арсений (Писарев) в полемической статье на портале «Православие.ру» утверждает: «Если Иоанн Грозный наводил порядок в православном царстве огнем и мечем это еще ничего не говорит против его святости».

Можно ли себе представить, скажем, вменяемого католика, который бы призывал к канонизации Гитлера, Карла IX или Муссолини? Впрочем, именно у нас (в России!) уже появились кощунственные «иконы»: стилизованное под русскую икону изображение Гитлера в облике «святого» с нарукавной повязкой, на которой изображена свастика. В религиозном листке общины «Истинно-Православных Христиан» «Слово» за декабрь 2007 года опубликованы статьи «Катакомбный фашизм?» и «План «ОСТ», или «Хотел ли Гитлер уничтожить славян». Суд признал информационные материалы экстремистскими и принял решение — конфисковать тираж издания. Но существует и другой вариант «иконы» «святому Атаульфу» — в серебряном окладе, с Евангелием в руках, а также «молитва» преступнику. Хоть это и клинический случай, но в крайней форме он отражает опасные тенденции: как бы не замечать трагических, кровавых страниц истории нашей Родины, ни во что ставить гибель людей ради какой-то «сверхидеи».

Главная проблематика фильма «Царь» лежит в евангельской и нравственной плоскостях. Грознофилы забалтывают эту тему пустословием вокруг идеи «великого государя», «помазанника», которому все позволено. Но разве помазание – индульгенция? Разве оно делает кого-то святым, разве «помазаннику» всё позволено – убивать, самодурствовать, предавать, кощунствовать? Нераскаявшегося убийцу христиан (именно так!), тирана и палача не могут оправдать никакие «выдающиеся дела», ибо они куплены ценой крови (не его, понятно).

Не честнее ли сказать, что Грозный своими преступлениями сам себя лишил благодати, данной при помазании? Подобных примеров сколько угодно в Ветхом Завете. И чем же Грозный лучше израильских царей?

Кстати, миром помазывают и новокрещеного, но если тот будет смертно грешить, то Крещение ему не поможет, он перестанет быть христианином.

Надо задать самому себе подобные и другие честные вопросы, и тогда не придется махать по-большевистки шашкой: караул, русского царя оболгали. Не оболгали, а сказали горькую правду. К тому же истинный патриотизм как раз предполагает лечение болезней Отечества, а не оправдание порока как нормы жизни.

БАРОМЕТР НРАВСТВЕННОЙ СЛЕПОТЫ

Самое печальное, что именно люди, называющие себя православными (в частности, на форуме о. Андрея Кураева), стали инициаторами не обсуждения фильма «Царь», а непристойного улюлюканья в адрес режиссера и актеров.

Некто, под псевдонимом «Северянин» договорился до глумления над смертью актера: «То-то О. Янковского Господь и прибрал. Ибо не надо таким актерам участвовать в пасквилях».

Не говоря уже о том, что даже в самых маргинальных обществах не решаются злорадствовать по поводу смерти человека, показательна позиция автора реплики как судьи: он «знает», почему Господь забрал Янковского.

Другой участник форума Геннадий, оправдывая деяния Грозного, манипулирует евангельской цитатой: «Мне просто-таки неудобно напоминать прописную христианскую мысль, высказанную Апостолом Павлом в послании к римлянам: [Рим. 12, 14] “Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте„».

Знаменательное передергивание для идеологов «непогрешимости царской власти». Да, любой христианин простит своих врагов и гонителей, но это не значит, что он должен отступиться от Истины и повторять вслед за другими ложь, оправдывая зло. Это уже будет называться по-другому: толерантность. То есть покорность всякому греху, равнодушие ко всякому пороку. Именно такую логику применяют разрушители России: не осуждайте, например, секпросветовцев (то есть развратителей), ведь сказано – благословляйте гонителей ваших. Такая подмена понятий – ни что иное как манипуляция сознанием.

Как ни дико, но от православных же прозвучали слова похвалы в адрес явно провокационного и низкопробного сериала «Иван Грозный», прошедшего летом по телевидению (не исключено, что этот «шедевр» был специально запущен для того, чтобы запутать зрителя и заранее настроить на негативное восприятие фильма Лунгина). Участник форума о. Андрея Кураева под псевдонимом «Лунный» изрек такую похвалу: «Сериал Эшпая много лучше...» И это о фильме, вызвавшем почти единодушное негодование зрителей, которые отмечали, что князья и бояре в этой поделке показаны стадом похотливых животных! Вот лишь некоторые отзывы зрителей сего «шедевра»: «Глинская... в фильме предстаёт базарной крикливой тёткой». «А слэнг нынешний... Малюта Скуратов отмочил: “Вопросы здесь буду задавать я”». «Изнасилования, пытки, расчленения и пр. и пр. превеликое множество на протяжении всего «фильма». Необузданные горлопаны-актеры напоминают современных “братков”». Фальшь!» «Интерьеры... под царские никак не подходят. Максимум для царских конюхов. Грязь и ужас...» «Жалкое зрелище. Художественной ценности – ноль. Царь ненастоящий, люди картонные, диалоги убогие. Это всё даже ниже критики». «Это самое отвратительно, что я когда-либо видел…»

Забавнее всего, что перед демонстрацией фильма режиссер Эшпай объявил, будто русский народ не знает своей истории. Вот он и взялся поучить «непросвещенных» через несуразности, говорящие в лучшем случае о незнании авторами сериала истории и быта русского народа.

Анекдотично выглядит идея «консультанта» - некоего виртуального о. Филиппа, не имеющего ни фамилии, ни прихода. Ну, прямо как в книгах знахарей, указывающих на обложках ряженых «отцов Вадимов» и пр.

Вот какой фильм показался кому-то «лучше» лунгинского «Царя»! И это – не полемический запал, думается, а сознательный выбор. Ведь пародийная бестолковщина в известной степени безобидна: она не может вскрыть никаких серьезных проблем, не может заставить никого задуматься. Её забудут, а фильм Лунгина будет и через десятилетия обличать нашу совесть.

ОТ ПОЧИТАНИЯ ГРОЗНОГО К «ПРОСЛАВЛЕНИЮ» СТАЛИНА

 

Увы, что-то глубоко повредилось в нашем понимании добра и зла, в нашем понимании веры и церковности, если люди, называющие себя православными, упорно не хотят даже услышать соборное мнение Церкви. Именно по причине активности грознофилов и прочих духовных опричников, требовавших канонизации человека, на чьей совести – убийство двух святых нашей Церкви, Синодальная Богословская комиссия провела тщательный анализ личности Грозного и его дел. Материалы эти были рассмотрены на Архиерейском соборе. Не так уж трудно найти их в интернете и хотя бы ознакомиться с ними. Тогда станет ясно, что следствием правления Ивана Грозного стало Смутное время. Однако представление, будто России необходимы жестокость и кнут, до сих пор живет в людях.

Практически одновременно с «прославлением» Грозного и «обличением» фильма Лунгина грянула волна восхвалений Сталина. Где-то около десяти восторженных сталинских тем было открыто за последний месяц православными (!) людьми на том же форуме о. Андрея Кураева.

Некто Геннадий видит тирана не иначе, как в качестве царя: «Сталин не мог не стать Русским Государем – и наконец стал им».

Сталин – Государь?! Как бы равный помазаннику Божию? Но это же жестокая пародия на царство! Как, впрочем, многое, что делалось в ту эпоху. Вместо веры в Бога – вера в «светлое будущее» (оттого и временный огромный энтузиазм, что мобилизовали религиозные потребности человека, в тот момент извращенные). Вместо святых мощей – лжемощи Ленина в мавзолее. Вместо светлых православных праздников – народные «демонстрации». Эти механизмы подмены, начавшиеся с Ленина, блестяще проанализированы великим русским писателем Владимиром Солоухиным в книге «При свете дня».

Сталин-то, может, и хотел бы стать Государем, да бодливой корове Бог рог не дал. Не мог человек, поправший веру в Бога, грабитель (вспомним «экспроприацию почтовых отправлений»), убийца миллионов безвинных соотечественников стать на место Государя.

Справедливо сказал о нашем больном сознании волгоградский священник Алексий Плужников: «Это самое страшное – забыть о миллионах жертв и помнить о миллионах тонн чугуна и стали...»

Как-то не укладывается в голове, как могут православные, восхваляющие Сталина, не постыдиться хотя бы перед кровью наших соотечественников и единоверцев (в том числе перед сонмом священников, епископов), умученных палачами. Хотя бы из уважения к их памяти и мукам стоит перестать восхвалять тиранов!

Вылечиться от этой болезни можно, услышав стук совести и открыв двери сердца. Попытаться понять, о чем же именно фильм Лунгина. Я приведу слова чтеца Алексия, который удивительно точно обозначил суть этого противостояния: «Фильм “Царь” – не о политике, а о нравственности. Об исполнении Христовых заповедей. О готовности умереть за Христову правду. О спасении души, которое невозможно без покаяния (не только на словах, а на деле!) и уподобления Христу, хоть в малой степени. О духовности истинной – и лицемерно-фарисейской. Важнее этих вопросов нет ничего ни в этом мире, ни в будущем. Фильм Лунгина – об этом, и поэтому он останется в сокровищнице русской культуры.

А то, что кровавый кошмар Грозного и Сталина повторится во всемирном масштабе, – мы не сомневаемся. И что снова найдется очень много желающих записаться в опричники, чекисты и эсэсовцы – тоже. Им уже сейчас не терпится, как видно. Но мы знаем и то, что и тогда будут святители Филиппы, и именно они и иже с ними услышат слова Христа “Придите ко мне”. Дай Бог оказаться в их числе!»

 

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

фильм "Царь"

Спасибо Павлу Лунгину за этот фильм, как и за все остальные. Больше всего хотелось бы увидеть созданный им фильм о расколе, Федосье Морозовой, протопопе Аввакуме.