О психологии раскола. Протоиерей Дионисий Мартышин, священник Павел Бочков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Раскол. Диомид

В последнее время во многих приходах Православной Церкви, склонных к авторитарной практике духовной жизни, активизировались социальный изоляционизм и критика церковной иерархии особенно после того, как в «борьбу» за Православие против «антинародной политики» и лидеров «большой восьмерки» вступил бывший епископ Диомид (Дзюбан).

Нужно сразу же отметить, что сама деятельность «епископа» Диомида — это новый социально-политический проект маргинализма, мракобесия и непрерывной «революционной» конфронтации со священноначалием, собирающий под свои знамена «ревнителей» и хранителей «истинного благочестия и чистоты». Сама по себе такая деятельность удивлять не может, поскольку всегда в период социально-экономических и политических реформ, глобальных кризисов и социальных противоречий возникают как грибы после дождя новые сектантские группы и движения, целью которых является «спасение» мира, человека, а если и удастся, то и новая «редакция» Божественного Откровения. Ревность не по разуму, или «духовность последних времен», — это ложная и ошибочная практика духовной жизни христиан, оппозиционно настроенных к каноническому священноначалию. Как правило, это миряне, вчера еще бывшие коммунисты и комсомольцы, сражавшиеся с врагами социализма за «светлое будущее без попов», а сегодня истинные «подвижники», строители «нового царства», но уже под другими знаменами и плакатами. «Ревнители благочестия», как правило, не вникающие в доктринальные вопросы вероучения Православной Церкви, обвиняющие церковную иерархию в «страшных» грехах «глобализации», «экуменизма», «неосергианства» и принятия ИНН.

После падения советской политической системы децентрализация власти явилась волной, смывающей на своем пути почти все до того существующие системы. Но самая большая проблема современного человека — это глобальный кризис отступления от разума, духовной трезвости, добродетели рассудительности, возврат в древний языческий мрак и сумерки магического суеверия. Сегодня Богочеловеческому Телу Христову приходится переносить «инфекционные» раскольнические, сектантские «заболевания», привнесенные в жизнь Церкви теми, кто нашел своё духовное здравие в раскольнической психологии и в патологиях раскольнического самосознания.

Проблемы внутреннего единства Церкви всегда волновали думающих пастырей, архиереев, богословов, сознательных и воцерковленных мирян. Таковые всегда были в меньшинстве от числа номинально верующих и крещеных в Православной Церкви, но именно это меньшинство и является солью земли, осаливающей прочих. Единство Церкви скреплено святыми канонами, догматическими определениями и правилами Святых Вселенских Соборов и Святых Отцов, оно питается евхаристическим общением всех членов Церкви, находящихся в лоне канонического Вселенского православия. Реальным общением с Главой Церкви и Ее Предвечным Женихом Господом нашим Иисусом Христом, вкушая Тело и Кровь Которого, христиане сливаются в мистическое тело Христово — Церковь. Бережно хранящие единство Церкви, всегда находятся на страже Святых канонов, оберегают ими Церковь для назидания, воспитания, духовного водительства ее членов, твердо идущих по пути своего спасения.

Пройдя годы и лихолетья «мессианских» коммунистических потрясений, Православная Церковь не только сохранила себя как институцию, но и выросла в несколько десятков раз. Сегодня стали открываться приходы, в них стали рукополагать достойных кандидатов в священный сан, возобновили свою работу Духовные Семинарии и Академии, воскресные и церковно-приходские школы. Но стремительный рост Церкви поставил перед ней и ряд новых проблем, и в частности, малообразованность и нежелание получить минимальное богословское образование новорукоположенных священников. Эта небольшая, но имеющая своих пасомых группа священнослужителей была воспитана в условиях отсутствия авторитетных образованных и опытных пастырей. Многие священнослужители получали «домашнее образование» по брошюрам полулегальных пиратских издательств, выпускающих по благословению разных «святых гор», «монастырей», «духовников» жизнеописания различных «старцев и монахов», зачастую написанных экзальтированным псевдоцерковным языком. Богословский вектор этих книг направлен к пропаганде «слащавого бабьего благочестия» обнажающее полное отсутствие интеллектуального богословского осмысления наследия Священного Предания Православной Церкви. На фоне низкого уровня богословского образования священнослужителей и на платформе невежества и мракобесия возникают катастрофы в церковно-приходской жизни.

Анализируя данные обстоятельства современной церковной жизни, протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Именно этот сплав есть тот тупик, в который зашло историческое Православие. Это, во-первых, какое-то «бабье» благочестие, пропитанное «умилением» и «суеверием» и потому абсолютно непромокаемое никакой культуре… Это «благочестие» и есть то, что вернуло христианству «языческое» измерение, растворило в религиозной чувственности. Оно и Христа мерит собою, делает Его символом самого себя... Это, во-вторых, гностический уклон самой веры, начавшийся уже у Отцов (приращение эллинизма) и расцветший в позднем богословии (западный интеллектуализм). Это, в-третьих, в этом благочестии и этом богословии укорененный дуализм, заменивший в церковном подходе к миру изначальный эсхатологизм. Это, в-четвертых, сдача Православия национализму в его худшей языческой (кровной) и якобинской (государственно-авторитарной негативной) сущности. Этот сплав и выдается за «чистое Православие», и всякое отступление от него или хотя бы попытка в нем разобраться обличаются немедленно как «ересь» . Блаженной памяти Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил о недостаточном образовании клириков прямо и откровенно: «…Следует уделять решению этой проблемы первостепенное значение… Мы иногда рукополагаем священнослужителей, уже прошедших практику диаконского служения, во пресвитеры после сдачи экзамена Епархиальному совету, но требуем, чтобы они поступили на заочный сектор Духовной семинарии. Кроме того, крайне необходимо всячески поощрять стремление клириков повышать свой образовательный уровень» .

К тому же нужно учитывать, что «от психологии сектантства не защищен и православный мирянин, и православный монах, и православный священник», - подчеркивает профессор Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев. Ложное пастырство (псевдостарчество) всегда заканчивается сектантством. Хотя единого и четкого определения секты на сегодняшний день не существует, с этим понятием связывается определенная однобокость и узость кругозора. Поэтому и «диомидовщина» возникает не на голом месте, а на почве сектантской психологии, которая характеризуется подавлением свободной, дарованной Богом воли. С запретов и «благословений», с ложного духовного руководства в устроении личной жизни, с решения вопросов «разрешить/неразрешить – благословить/неблагословить», с апокалиптических псевдоэсхатологических запугиваний (пришествие антихриста, конец света, ИНН) начинается любая раскольническая деятельность. Успешное же развитие сектантских и раскольнических проектов связано с «рекламой» и распространением псевдостарческих трудов и советов («Духовные беседы и наставления старца Антония», «Отрок Вячеслав», «Бог говорит избранникам Своим»).

Весьма печально и трагично, что в прошедший 2008 год некоторые из пастырей, подвергнувшись раскольнической проповеди, нашли свое спасение не в Церкви Христовой, а в новом частном проекте «большой сектантской стирки» «за чистоту Православия». Возглавил этот проект бывший епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан) Именно раскольническая психология самосознания, идеи, замешанные на псевдоправославной духовности, а также ревность не по разуму заставили пойти бывшего архиерея на окончательное отделение от Церкви — Матери, некогда родившей его в купели крещения и возведшей на высокую архиерейскую кафедру.

Раскольническая деятельность назревала постепенно, сначала «епископ» Диомид в феврале 2007 года издал обращение за подписью всех клириков вверенной ему епархии, содержащее критику руководства Московского Патриархата за «отступления от чистоты православного вероучения», которое положило начало движению «диомидовцев» внутри РПЦ. Стихийное движение, охватившее значительную часть епархий, объединяя консервативно настроенных мирян с ярко выраженными раскольническими симпатиями. Вслед за первым обращением последовало еще несколько подобных документов с раскольническими призывами, вследствие чего число симпатизирующих «революционному борцу», очередному «вождю на ниве спасения русского Православия», увеличилось. В итоге по решению Архиерейского собора епископ Диомид 27 июня 2008 года был отстранен от управления епархией и запрещен в служении (а впоследствии и извержен из сана). Сам «епископ» Диомид этих решений не признал и 17 июля 2008 выпустил обращение, в котором анафемствовал партиарха Алексия II и ряд иерархов, считая, что порвал общение с управляющими РПЦ, но не с самой Церковью, являясь внутренней оппозицией. Также за «епископом» Диомидом перестали поминать патриарха и некоторые клирики (большей частью из его епархии, но также и некоторые в других областях России). Характерно то, что значительное число клириков, вошедших под «омофор» бывшего епископа, сами либо находятся под прещением от своих архиереев, либо состоят за штатом тех епархий, в которых некогда служили, но по причинам дисциплинарного и канонического характера были отчислены за штат либо запрещены в священнослужении. Объединение вокруг Диомида происходило по принципу «дружбы и солидарности» в духе «холодной войны» против «ненавистных сил капиталистического империализма» и сил «большой восьмерки». «Все обиженные, недовольные, отлученные и несогласные, объединяйтесь!» Мы старый церковный мир до основания разрушим и «новый построим Синод».

Внутри Чукотской епархии началась борьба за храмы между бывшим епископом Диомидом и новоназначенным управляющим архиепископом Хабаровским Марком, вскоре за «епископом» Диомидом остался только один приход на мысе Шмидта.
25 октября 2008 года бывший епископ Диомид объявил, что возрождает «СПС» — Святейший Правительствующий Синод (согласно указу Петра I), предает анафеме «ереси имяборчества (т.е. становится на жесткие позиции имяславия), цареборчества и экуменизма» и призвал своих сторонников не ходит в храмы РПЦ, как не имеющие действительных таинств, организовывать собственные общины, а также рукоположил новых епископов, таким образом, закончив формирование новой «церковной структуры». Своим Определением №1 от 26 октября 2008 года бывший епископ Диомид объявил о создании РПЦ-СПС и утвердил Председателем СПС «епископа» Феофила, сам же Диомид стал Заместителем Председателя. Диомид единолично «рукоположил» своего родного брата Феофила (Дзюбан) с титулом «епископа» Богородского, а затем некоего Корнилия с титулом «епископа» Тверского. Кроме трех «епископов» в состав РПЦ-СПС входит предположительно около 20-30 священников и неизвестное число общин мирян. На отделение от РПЦ пошло достаточно малое число бывших сторонников епископа Диомида. Но другие раскольники пошли еще дальше в своих «истинных» намерениях окончательно отделиться от канонического священноначалия. Естественно, что собственных храмов и церквей у бывшего епископа так же нет, и его сторонники совершают свои богослужения на частных квартирах.

Диомидовский раскол не остался незамеченным в среде прочих раскольников, некоторые из которых действия бывшего епископа Диомида полностью поддержали за «благородный и достойный православного епископа поступок», «осудили деяния канонического священноначалия» и выразили желание пойти на сближение с извергнутым из сана архиереем.
Почти все юрисдикции, отколовшиеся от некогда единой РПЦЗ за последние два десятилетия и действующие на канонической территории РПЦ, положительно восприняли действия бывшего архиерея. Так, в частности, пишет преемник запрещенного в священнослужении «архиепископа» РПЦЗ Лазаря (Журбенко), глава т. н. «Русской Истинно-Православной Церкви», «архиепископ» Омский и Сибирский Тихон (Пасечник): «С 24 по 29 июня 2008 года в Москве прошел Собор архиереев Московской патриархии, который в очередной раз подтвердил отпадение МП от чистоты Истинного Православия. …. Собор не только подтвердил верность прежнему апостасийному курсу МП, но подверг осуждению и прещениям тех православных пастырей, которые в преддверии Собора пытались привлечь внимание своих архиереев и паствы к злободневным церковным проблемам и открыто выражали свои православные взгляды на непрекращающиеся в МП отступления от истинного Православия. … Так называемая «Богословско-каноническая комиссия», на основе выводов которой Собор МП принял решения об осуждении противников ереси экуменизма, продемонстрировала полную богословско-каноническую несостоятельность и неправославность своего священноначалия. … Тот факт, что «увещательное письмо» одному из противников экуменизма в МП, епископу Диомиду, было поручено написать и послать от имени Собора еп. Илариону (Алфееву), наиболее яркому в МП либералу и экуменисту, подтверждает, что либерально-экуменическая партия в Московской патриархии победила окончательно».

Представители «Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата» так же не удержались от обличительных в отношении канонического священноначалия комментариев. «В отношении епископа Диомида как ранее в отношении митрополита Филарета была грубо нарушена процедура суда как такового… Это в очередной раз засвидетельствовало низкую каноническую культуру руководства РПЦ МП» .

«Церковный реформатор и один из основателей Апостольской Православной Церкви» — «протопресвитер» Глеб Якунин, как и полагается по «уставу» «либеральной» критики, был глубоко возмущен решением Архиерейского Собора от 27 июня 2008 года. «Что же касается процедуры и того, что с ним проделали в плане запрещения в служении и извержения из сана, то это, конечно, полное безобразие!» А вот «пророчества» «отца» Глеба проливают свет на силу «раскольнического пролетариата». «Я сейчас лично слышал в Вашингтоне от одного активного противника объединения РПЦЗ с РПЦ МП: «Дай Бог, чтобы Московская патриархия его выгнала или отлучила от Церкви. Нам необходим такой харизматический лидер! В патриархии недооценили его харизматичность, а мы бы с ним объединились». Епископ Диомид действительно будет иметь огромную поддержку среди ультраконсерваторов в Америке и вообще за границей». «Еп. Диомид проповедует вероучение митр. Иоанна (Снычева — от авт.), которое разделяет большинство священноначалия РПЦ. Очевидно, по этой причине чукотскому мятежнику не были предъявлены какие-либо доктринальные обвинения, а прещения, которым он был подвергнут без суда и следствия, в небывалом «условно-заочном» порядке, были мотивированы только дисциплинарными нарушениями, якобы имевшими место с его стороны. Но Диомид, в отличие от митр. Иоанна и руководства патриархии, — убежденный антисергианец, противник «духовного соглашательства (неосергианства), подчиняющего церковную власть мирской зачастую богоборческой власти в ущерб богодарованной свободе».

Другой не менее известный деятель раскола «Истинного Православия» в России «митрополит» Сергий (Саркисов) дает другую оценку: «Мне, меньшему из православных епископов, ибо не стяжал ещё огненной ревности и кристалльной чистоты, представляется, что владыка Диомид — популист в духе Ельцина. И как последний разрушил СССР, так и владыка Диомид, буде не остановлен, разрушит РПЦ… Епископ Диомид озвучил болевые точки нынешнего православного народа. Все считали, что он — возглавитель народных волнений. Но после того как он не явился на Архиерейский Собор, не кажется ли вам, что епископа Диомида просто понесла эта народная волна, чему он уже и сам не рад».

На сегодня «революционная» деятельность СПС («Святейшего Правительствующего Синода») во главе с вождем «раскольнического пролетариата» Диомидом направлена против единства Церкви и ее спасительной реальности соборной жизни. Вот почему во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего нового XVI Патриарха — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), 25января 2009 года сторонники бывшего епископа Диомида в количестве около 30 человек пытались прорваться в нижний придел Храма Христа Спасителя, дабы своим поведением сорвать ход Соборного избрания главы Русской Православной Церкви. «Однако сотрудники милиции объяснили им, что в дни работы собора вокруг храма действуют повышенные меры безопасности и для прохода в него необходимы специальные приглашения. Подошедшие вступили в длительную перепалку с милиционерами, после которой были вынуждены удалиться».

Неслучайно новоизбранный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в своем слове после интронизации отметил: «Патриарх – хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского – дерзновенного защитника и поборника православной веры. Задача Патриарха не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1Кор. 11. 19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь», – эти слова святого Викентия Лиринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни».

Несмотря на раскольническую деятельность, порожденную раскольнической психологией, священноначалие никогда не закрывает двери Церкви для кающихся грешников. Видимо последователи бывшего епископа еще будут периодически проявлять себя, пытаясь внести дестабилизацию в церковную жизнь и внести смущение в клир и собрание мирян. Однако Церковь, водимая Духом Святым и освященным Соборным разумом сумеет отразить эти выпады в любви и терпении и призовет снова к покаянию отпавших. Но хватит ли терпения и любви у «ревнителей благочестия» увидеть протянутую к ним руку Церкви, покажет время. 

 

Протоиерей Дионисий Мартышин, священник Павел Бочков

http://otechestvo.org.ua/main/20094/2322.htm