О священномученике Иувеналии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Юрий Максимов

О памяти священномученика Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого (†1937). Мне хотелось бы представить вашему вниманию несколько эпизодов из его жития.
После окончания Академии он трудился на миссионерском поприще - год служил в Урмийской Православной миссии в Персии. Сподобился епископской хиротонии ещё до революции, в 1914 г.

Первый раз его (вместе с одним протоиереем и старстой храма в Туле) арестовали в 1923 г. и осудили за совершение молебна перед иконой Божьей Матери, найденной на колокольне Казанского храма. В августе того же года владыка вышел на свободу, но уже в феврале 1924 года снова был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и получил три года заключения в Соловецком концлагере.
Известно, что после объявления в 1927 г. печально известной декларации митрополит Сергий (Страгородский) обратился к властям с ходатайством об освобождении из заключении ряда священнослужителей, и это освобождение состоялось, в том числе, на свободу вернулся священномученик Иувеналий.
В то время среди православных людей были нестроения и разделения, и святой Иувеналий немало трудился об их преодолении. В мае 1928 года митрополит Серий направил Владыку, как члена Временного Патриаршего Синода, для достижения согласия к отделившемуся от него после выхода «Декларации» авторитетнейшему иерарху митрополиту Ярославскому Агафангелу. Благодаря особой мягкости характера, Владыке удалось смягчить разрыв митрополита Агафангела с Заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием.
Ещё более успешными были его действия среди григориан, как о том рассказывал сам священномученик Иувеналий: "Я советовал григорианскому епископу Анатолию Кванину покаяться и присоединиться к митрополиту Сергию. Он сначала не соглашался, но потом склонился к моему предложению. Такой совет я давал и приехавшему в Томский лагерь григорианскому митрополиту Китрусскому, он дал согласие..."
Сам испытав тяготы заключения, святой отец оказывал особое попечение другим пострадавшим священнослужителям. Владыка принимал в епархию возвращающихся из ссылок священников, давая им приходы и по возможности помогая материально. В 1935 году арестованный священник из Старожиловского района иеромонах Анатолий (Купряшкин) бежал из-под стражи и около недели скрывался в доме Владыки. Так святой отец помогал скрываться и другим.
22 января 1936 года Владыка был арестован и приговорён к пяти годам лагерей. В вину ему вменялось "руководство группой духовенства, монашества и мирян; неоднократное совершение торжественных панихид по бывшему русскому царю Николаю II; привлечение в церковь жителей Рязани, тайные пострижения в монашество" и т.п.
Вместе с ним по делу проходил и был осуждён также его викарий священномученик Игнатий (Садковский), епископ Скопинский (†1938). 2 марта 1936 года между ним и священномучеником Иувеналием была проведена очная ставка. Позволю себе привести выдержку:
«Вопрос архиепископу Иувеналию:
- Каковы взаимоотношения у вас с епископом Игнатием (Садковским)?
- Епископ Игнатий был моим викарием. Взаимоотношения между нами дружеские.
Вопрос епископу Игнатию:
- Подтверждаете ли вы показания Масловского о ваших взаимоотношениях?
- Показания подтверждаю. Взаимоотношения между нами были нормальные. Я считаю архиепископа Иувеналия своим духовным отцом и наставником.
Вопрос архиепископу Иувеналию:
- Изложите содержание контрреволюционных разговоров, проводимых Садковским при встречах с вами.
- Епископ Игнатий (Садковский) при встречах со мной контрреволюционных разговоров не вёл. Приезжая ко мне, он говорил, что идёт массовое закрытие церквей. В сельской местности Скопинской епархии большое количество церквей закрывали под склады хлеба.
Вопрос архиепископу Иувеналию:
- Что говорил вам епископ Садковский о будущем Православной Церкви в СССР?
- Он ставил вопрос: как быть, если все церкви будут закрыты. На это я отвечал, что об этом преждевременно говорить – хоть одну или две церкви нам оставят.
Вопрос епископу Игнатию:
- Подтверждаете ли вы показания Масловского?
- Показания подтверждаю, но я касался только церквей, которые находятся в Скопине».
Примечательно, что так в реальности и случилось, как говорил святой Иувеналий: в сам пик гонений в Рязани осталась действовать одна церковь.
В сохранившихся письмах из мест заточения священномученик Иувеналий остаётся несломленным и бодрым духом, сообщая о себе, что в "последнее время пришлось пережить столько назидательного, отрадного, мистического" и что "отсюда у меня и бодрость духа, и мир в душе, и сознание, насколько мы ничтожны и как велика сила Божия и Его милость к нам".
В это время владыка, надорвав здоровье на десятичасовом рабочем дне в Сиблаге, был переведён в лагерь инвалидов.
Примечательно, что в это же время владыка получил во сне откровение о том, что со временем отношение к Церкви со стороны власти смягчится. Но сам он до этого времени не дожил - в 1937 году Сталин инициировал волну массовых репрессий, которая истребила подавляющее большинство священства. При этом уничтожали не только тех, кто оставался на свободе, но и тех, кто уже сидел в лагерях и тюрьмах.
30 сентября 1937 года Святитель был осужден и приговорен к расстрелу. Владыку расстреляли в ночь с 11 на 12 октября (24 н. ст.) 1937 года.
В это же время в Рязанской епархии в числе прочих был арестован священномученик Сергий (Сорокин) (+1937), при аресте у него нашли четыре фотографии – святителя Феофана Затворника, святого патриарха Тихона, священномученика Иувеналия (Масловского) и преподобномученика Филарета (Пряхина). На вопрос следователя: «Что это за люди?» Отец Сергий ответил: «Это мои духовные наставники». И он вскоре последовал по тому же пути, по которому шёл и святой Иувеналий.



источник: http://yurij-maximov.livejournal.com/294983.html