О происхождении религии и печати антихриста. Диакон Андрей Белоус

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Диакон Андрей Белоус

Мы живем в мире, в котором постоянно кто-то обещает конец света. Недавно обещал его американский пастор, а скоро и декабрь 2012 года. Можно вспомнить, как ждали приход антихриста в 1999 году из-за солнечного затмения. Увы, эта атмосфера нагнетания страха часто заражает и православных. И вот уже и многие из нас начинают искать скорые признаки конца истории, перетолковывая на свой вкус Откровение Иоанна Богослова. При этом, такие толкователи обычно не знают, а часто и не хотят знать подлинного святоотеческого учения о последних временах или выбирают из него те толкования, которые лучше всего вписываются в их понимание Откровения.

Так как особой и заслуженной популярностью в Церкви пользуется сочинение «О Христе и Антихристе» св. Ипполита Римского, то и начать стоит именно с него. Ведь многие распространенные представления о последних временах взяты именно из этого сочинения. Но являются ли все они бесспорными, и не было ли у других отцов другого учения и толкования на эти места. Это важно потому, что св. Ипполит указывает некоторые такие моменты, о которых не говорят другие толкователи. И мы можем не узнать антихриста потому, что может не во всем соответствовать толкованию св. Ипполита. Впрочем, это относится и ко всякому святоотеческому толкованию, которое не входит в consensus partum (однозначное и одинаковое учение всех святых отцов по этому вопросу).

Свое сочинение св. Ипполит начинает обращением к Феофилу, которому обещает «на основании самого Божественного Писания, почерпнувши из него как бы из священного источника» раскрыть учение об антихристе: «каково и откуда будет пришествие антихриста? В какой определенный срок и время откроется беззаконник? Откуда он будет и из какой народности? Каково его имя, которое при помощи числа определяется в Писании? Каким образом он произведет в людях обольщение, собравши их от конца земли? Как воздвигнет он гонение и преследование против святых (1)?»

Прежде всего, нужно отметить, что Антихрист для св. Ипполита это именно «Вместо-Христос», который «во всем… желает уподобляться Сыну Божию»: «Лев – Христос, лев и антихрист; царь – Христос, царь – хотя земной – и антихрист. Явился Спаситель как агнец; подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет оставаться волком». Именно поэтому, а не из-за происков иудеев, желающих мирового господства и царства своего мессии антихрист и будет иудеем. Он будет иудеем не потому, что его приведут к власти масоны или кто-то в этом роде, а просто потому, что будет подражать Христу: «Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот». Точно так же и рассеянный иудейский народ он соберет только для того, чтобы подражать Христу, Который «Собрал… своих рассеянных овец». Так и печать антихриста будет подобна той печати, которую дал Христос. Наконец, именно сам антихрист восстановит иерусалимский храм (а не иудеи, «готовясь к пришествию антихриста»)(2).

Сделав это краткое введение, св. Ипполит начинает толкование пророчества Иакова о своих сыновьях. Интересует его судьба Иуды и Дана. Именно отсюда идет представление, что Антихрист родится из колена Данова (хотя, следуя логике «подражания», можно было бы предположить, что он будет из колена Иуды, как и Христос). В подтверждение этого он ссылается на Втор. 33:22: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» и Быт. 49:17 «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня». Св. Ипполит далее спрашивает: «какой же это змий, как не обольститель искони, о котором говорится еще в книге Бытия и который обольстил Еву и Адама?» Он понимает, что это не бесспорное толкование и приводит некоторые другие места, например: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля» (Быт. 49:16). Он знает, что это место обычно понимается, как пророчество о Сампсоне, но утверждает, что «на Сампсоне это сбылось только отчасти, вполне же исполнится на антихристе»(3).
К слову. Хотя свят. Иоанн Златоуст почти дословно повторяет толкование св. Ипполитом пророчества об Иуде, он не говорит о том, что из колена Дана произойдет антихрист, но лишь замечает, что «Дивиться и изумляться надобно, как этот праведник, провидя все очами духа, предсказывал сынам своим, что с каждым из них случится. Он предвозвещает то, что будет уже через долгое время»(4). Преп. Ефрем Сирин также толкует пророчество об Иуде, как относящееся к Христу, как и св. Ипполит, но не относит пророчество о Дане к антихристу: ««Дан судити имать люди своя». Это - Сампсон, который двадцать лет был судиею израильским. «Яко един из племен Израилевых», т.е. как один из братьев своих, свободных сынов Иакова. «Будет Дан змий над землею», т.е. на местах гористых, и уподобится змеям, водящимся в пустынях синайских, которые поднимают голову свою из земного праха; василиск на распутии, т.е. как идущие, где не проложено пути, боятся горных змей, и как идущие по проложенной дороге боятся василисков, скрывающихся при путях: так Филистимляне будут бояться Сампсона, пойдут ли по проложенной дороге, или по местам, где нет пробитой стези. «Угрызая пяту конску и падет конник вспять» от голода, какой был у Филистимлян, когда Сампсон лисицами пожег их нивы. Голод сей подавит их, как конь давит всадника. Не имея хлеба, они падут; и поелику нет у них надежды, уподобятся, по падении, лежащим навзничь. Ждал я спасения Твоего Господи. Или Филистимляне ожидали себе спасения от Господа, когда был у них кивот, взятый ими в плен; или говорится сие о сынах Дановых; или Иаков разумеет весь Израиль, научая сим, что все бывшие их спасителями служили только образом того великого избавления, какое для всех народов совершится истинным Спасителем Иисусом» (5). Словом, если для Ипполита Сампсон чуть не «предтеча» антихриста, который «тиран, царь, судия ужасный, сын диавола»(6), то для преп. Ефрема он – праобраз Христа: «Если потомки Дана судили народ свой; то не паче ли будет судить все народы Тот, Кто от Иуды, и Кому принадлежит царство? Ибо Господь наш стал змием для древнего змия и василиска сатаны, как и медный змий был противопоставлен змиям в пустыне. И поелику спасение одного человека, хотя бы и велико оно было, не имеет еще большой цены; то Иаков в духе говорит о спасении всех людей: ждал я спасения Твоего, Господи»(7). Иными словами, «согласия отцов» в том, что это пророчество именно об антихристе, нет.
Преп. Ефрем считает пророчеством о Христе и Втор. 33:22: ««Дан, ски́мен львов» (Втор.33:22), сеет из Мафнаина. Мафнаин есть образ греха и ада. Скимен львов есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном, освободил от греха, возлег, и из ада извлек души святых, подобно тому, как львенок высасывает молоко у львицы»(8). Происхождение антихриста от колена Дана упоминается в произведении «О тираническом царстве антихриста» под именем свят. Иринея Лионского: Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями (Иер.8:16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых (Апок.7:5-7)» (9). Св. Ипполит также ссылается на это пророчество Иеремии(10). Следует этой традиции и свят. Андрей Кесарийский(11). Но, по мнению преп. Ефрема Сирина, антихрист должен произойти из колена Иуды, подражая Христу: «человеком придет он не из язычников, но из самого народа (Израильского) и из колена Иудина» (12). Для Златоуста антихрист это «человек некий, который воспримет всю его (сатаны – д. А.Б.) силу»(13).

Преп. Ефрем не видит пророчества об антихристе и в Иер.8:16, но лишь о разорении Иудеи: ««От Дана слышано бысть ржание кóней его» (Иер.8:16), то есть царя Вавилонского, который идет в Иудею, замышляя истребить город, землю и все, что на ней. Прилично же было, чтобы от города Дана пришла скорбная весть, противная зловредной радости. Как жители Дана призывали поклонников тельца, поставленного в пределах Дановых, и оттуда проистекала зловредная радость, так прилично было оттуда же прийти и праведному наказанию, которое бы вразумило нечестивых тяжкими ударами, вместо наслаждения и забав» (14).

Тем не менее, относительно происхождения антихриста из колена Данова можно говорить, как о вполне возможном с точки зрения целого ряда отцов. Златоуст не говорит о его происхождении, как и Феофилакт Болгарский (15), а преп. Ефрем Сирин считал, что он произойдет из колена Иудина. Так что «согласие отцов» здесь можно увидеть лишь в том, что антихрист произойдет из иудейского народа не потому, что они выдвинут его, как своего мессию и не потому, что иудаизм это форма скрытого сатанизма (как считают многие современные публицисты-ревнители), а просто потому, что будет подражать Христу.

Другой спорный вопрос – связь между воцарением антихриста и восстановлением Иерусалимского храма.
В произведении «О тираническом царстве антихриста» упоминается только то, что «он по своему желанию восстановит в самом себе богоотступничество, и по своему произволу будет делать дела, какие ему угодны, и воссядет в храме Божием, чтоб обольщенные им поклонялись ему как Христу» (16), но не говорится, что это за храм. Св. Ипполит говорит, что антихрист восстановит храм Иерусалимский(17). Для Свят. Иоанна Златоуста это может быть всякий храм, а не только Иерусалимский, ведь «Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником (άντίθεоς), отвергнет всех богов и велит покланяться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием , – не в иерусалимском только, но и повсюду в церквах . "Выдавая", – говорит, – "себе за Бога". Не сказал, что он будет называть себя Богом, но – что он будет стараться показать себя Богом»(18). Стало быть, его задачей не будет и восстановление иудейского культа. Прп. Ефрем Сирин пишет, что «он явится и взойдет в храм Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических сект, чтобы не узнали его, - но с презрением отвергает все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь. Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и чести, коими будет облечен, он еще более покажет это посредством той вражды, которую будет вести против еретических сект. Так как он не будет склонять к какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно будет притворяться, что пленит народ посредством плотских предметов и будет управлять церковью под личиною истины» (19). Иными словами, по мнению преп. Ефрема, антихрист будет покровительствовать не иудеям, а православным. При чем, православным ревнителям. Он и сам будет выдавать себя за ревнителя, который борется со всеми ересями. Поэтому храм это именно христианская церковь.

Снова перед нами существенные расхождения между отцами в деталях, но поразительное единство в главном. Единство в том, что религия антихриста это не экуменизм, не культ, объединяющий все религии вместе. Это даже не какая-то разновидность иудаизма и не гуманизм. Это поклонение ему самому. Тому, кто выдает себя за Бога. И не объединять религии он будет, а отвергнет все религии ради поклонения себе.

Следующий важный вопрос – вопрос о печати антихриста и его числе, которое дано в Откровении св. Иоанна Богослова. В произведении «О тираническом царстве антихриста» говорится, что «его имя будет иметь число шестьсот шестьдесят шесть, потому что он восстановляет в себе самом все смешение зла, бывшее пред потопом и происшедшее от ангельского отступничества. Ибо Ной был шестисот лет, когда потоп нашел на землю, чтобы истребить восстание земли за нечестивое поклонение, бывшее во время Ноя. И антихрист восстановит все бывшее после потопа заблуждение, выдуманных идолов и убиение пророков и сожжение праведных. Ибо воздвигнутое Новохудоносором изображение имело в вышину 60 локтей, а в ширину 6 локтей, и из-за него Анания, Азария и Михаил, не поклонившиеся ему, были брошены в огненную печь, чрез свое приключение пророчески показывая имеющее быть в конце сожжение праведных. Ибо все то изображение было предзнаменованием пришествия его и указывало, что ему одному должны поклонятся все люди. Итак, 600 лет Ноя, при котором был потоп по причине богоотступничества, и число локтей изображения, из-за которого праведные были брошены в горящую печь, означает число имени того, в ком восстановляется все тысячелетнее отступничество, неправда, нечестие и лжепророчество и обман, почему и найдет на землю потоп огненный»(20). То есть, число шестьсот шестьдесят шесть означает совокупность всего мирового зла, «которое было в начале и средине и будет в конце времен». Уже в то время многие гадали о том, каким будет имя антихриста, но автор предостерегает их от этого, ведь «если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты им, думая, будто еще нет того, кого надлежит остерегаться». Он приводит несколько таких имен: «имя Епанфас содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю. И имя латинянин имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен Титан - если написать первый слог посредством двух греческих гласных Е и И - наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древне и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном, и содержит некоторый намек на мщение и на мстителя; так и антихрист представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кроме того оно имя древнее, правдоподобное, царское и более идущее к тирану. Посему, если имя Титан имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако, не решусь утвердительно объявлять это за имя антихриста»(21).

Св. Ипполит Римский повторяет мысль этого сочинения. Даже примеры имен (Титан и Евафас) он берет оттуда. Но, кроме того, он говорит о той причине, по которой антихрист будет запечатлевать людей своей печатью и о том методе, каким он будет наносить свою печать: «будучи коварным и надменным в отношении к рабам Божиим, из желания истребить и изгнать их из мира за то, что они не воздают ему славы, он приказывает всем всюду возлагать курильницы, чтобы, таким образом, никто из святых не мог ни купить, ни продать, если только предварительно не принесет жертвы. Это и есть начертание, положенное на правой руке. А начертание на челе указывает на то, что все будут увенчаны и будут носить на себе огненный венец, но (венец) не жизни, а смерти. Так именно ухитрился поступить с иудеями и Антиох Епифан» (22).

Свят. Андрей Кесарийский дополняет размышления о числе имени антихриста св. Ипполита предположением, что это может быть и имя нарицательное, например: «худой руководитель («какое одигос»), древний завистник («палевасканос»), истинно вредный («алифос влаверос»), неправедный агнец («амнос адикос»)»(23). «Второй зверь» «попытается всем наложить начертание гибельного имени отступника и обольстителя на правых руках, чтобы отнять силу для совершения добрых дел, а также и на чем, чтобы сделать прельщенных дерзновенными в обольщении и тьме. Но те, у которых лица запечатлены Божественным светом, не примут его. И будет он распространять звериную печать везде, и в купле, и в продаже, чтобы не принимающие ее умерли насильственною смертью от недостатка, необходимого для поддержания жизни»(24).

Впрочем, у числа шесть есть и другое понимание, как числа Христа. Так его понимает свмч. Мефодий Олимпийский: «шестьдесят, заключая в себе число шесть, взятое десять раз, служит символом Христа; потому что число шесть, начиная с единицы, слагается из собственных деталей, так что в нем нет ни недостатка, ни излишка; разделяясь на своих делителей, оно вполне слагается из них. Так если число шесть разделить на одинаковые части одинаковыми делителями, то из разделенных частей опять вполне составляется то же количество… оно по разделении на два дает три, по разделении на шесть дает единицу и из них опять вполне слагается в самого себя. Ибо, давая по разделении на два три, и по разделении на три – два, и по разделении на шесть – единицу, оно при сложении трех, двух и единицы опять делается вполне шестью (число шесть называется совершенным потому, что и сумма, и произведение простых делителей его равны самому и между собою, т.е. 6=1+2+3=1*2*3 – прим. составителя - д. А.Б.). А все то, что не нуждается для своей полноты в другом и никогда не делается больше самого себя, необходимо есть совершенное… Поэтому это последнее и прилагается к Сыну Божию, который из полноты Божества низшел в здешнюю жизнь… и при умалении не переставая быть совершенным… и во всем создании мира и стройности его оказывается содержащимся это число, так как в шесть дней Бог создал небо и землю и все, что в них, творческой силой Слова, объемлющего число шесть, по которому существует тройственный вид, составляющий тела»(25). В таком случае, можно предположить, что «зверь», избирающий число 666, это человек, избирающий себе имя Христа и выдающий себя за Совершенного, то есть за Бога. То, что он берет имя Христа, может указывать на антихриста Иоанновых Посланий. То, что он выдает себя за Совершенного Бога, может указывать на «антибога» (термин Златоуста, используемый в современной библеистике) Второго Послания к Фессалоникийцам. Наконец, по мнению св. Ипполита антихрист даст свою печать, также подражая Христу (26), а Христос уж точно дал нам не ИНН и не микрочип.
Итак, рассмотрев учение свв. Иринея Лионского, Ипполита Римского, Мефодия Олимпийского и Иоанна Златоуста и Ефрема Сирина, мы можем сделать следующие выводы. Антихрист это конкретный человек, а не государство или «система вещей», масонская ложа, Ватикан или любая другая организация. Это скорее иудей, чем не иудей. Скорее всего, он будет происходить из колена Данова, но, возможно, и из Иудина. Он сядет как Бог в восстановленном им самим иерусалимском храме или в любой христианской Церкви. Везде он будет вводить поклонение себе, как Богу. Его религией будет не экуменизм, иудаизм или гуманизм, а поклонение ему самому, как Богу. Конкретной личности антихриста. Число шестьсот шестьдесят шесть имеет некоторое мистическое значение, но он число имени (личного или нарицательного) этого самого конкретного человека. Человек этот будет самостоятельным авторитарным правителем, а не марионеткой и ставленником масонов или каких-то иных земных сил. Его печать дается по образцу Христовой печати и означает добровольное служение ему, как Богу. Поэтому все утверждения о том, что антихрист это «Новый мировой порядок», его религия будет смесью всех религиозных течений, а печать его это штрих-код или микрочип – модернизм и измышления, противоречащие святоотеческому учению. Те, кто распространяет эти заблуждения, соответственно, модернисты, которые ни во что не ставят святых отцов и Предание Церкви, даже если сами себя они считают ревнителями традиций и чуть не хранителями православия.

--------------------------------------------------------
(1). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 221
(2). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 221
(3). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 223
(4) Свят. Иоанн Златоуст. «Беседы на книгу Бытия». Беседа 67/ http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z04_2/Z04_2_26.htm
(5). Преп. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия»/ http://rusbible.ru/books/byt.es.html#49
(6). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 223
(7) Преп. Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия»/ http://rusbible.ru/books/byt.es.html#49
(8). Преп. Ефрем Сирин. Толкование на Второзаконие./ http://azbyka.ru/?otechnik/Efrem_Sirin/tolk_05=33
(9). Свят. Ириней Лионский. «О тираническом царстве антихриста»/http://www.pagez.ru/lsn/0588.php
(10) Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 223
(11). Свят. Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»/ http://azbyka.ru/?otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis=7
(12). Преп. Ефрем Сирин. «Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам»/ http://www.pagez.ru/lsn/0577.php
(13). Иоанн Златоуст. Беседа 3 на 2-е послание к Фессалоникийцам./ http://superbook.azbyka.ru/LIBRARY/zlatoust/Z11_2/14.htm
(14). Прп. Ефрем Сирин. «Толкование на книгу пророка Иеремии»/ http://azbyka.ru/?otechnik/Efrem_Sirin/tolk_29=8
(15) Блж. Феофилакт. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам Святого Апостола Павла/ http://www.pagez.ru/lsn/0192.php
(16) Свят. Ириней Лионский. «О тираническом царстве антихриста»/http://www.pagez.ru/lsn/0588.php
(17). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 221
(18). Иоанн Златоуст. Беседа 3 на 2-е послание к Фессалоникийцам./ http://superbook.azbyka.ru/LIBRARY/zlatoust/Z11_2/14.htm
(19). Преп. Ефрем Сирин. «Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам»/ http://www.pagez.ru/lsn/0577.php
(20). Свят. Ириней Лионский. «О тираническом царстве антихриста»/http://www.pagez.ru/lsn/0588.php
(21). Свят. Ириней Лионский. «О тираническом царстве антихриста»/http://www.pagez.ru/lsn/0588.php
(22). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 234-235
(23). Свят. Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»/ http://azbyka.ru/?otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis=7
(24). Свят. Андрей Кесарийский. «Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова»/ http://azbyka.ru/?otechnik/Andrej_Kesarijskij/tolkovanie_na_apokalipsis=7
(25). Свмч. Мефодий Олимпийский. «При десяти дев или о девстве»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 437-438
(26). Свмч. Ипполит Римский. «О Христе и антихристе»//»Отцы и учители Церкви III века. Антология» в 2-х томах, Т. 2/М.: Издательство «Либрис», 1996 г. – с. 221

http://www.liveinternet.ru/community/optina/post167533417/