О богаче и Лазаре. Иеромонах Назарий (Рыпин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Притча о богаче и Лазаре

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, Святая Церковь предлагает нам евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Жил некий богач, который одевался в порфиру и виссон — драгоценные одежды, и на всякий день праздновал светло. Для нас эти слова как будто отвлеченные. А на самом деле все, чем живет современное человечество, это и есть постоянное украшение себя течением своей славы, могуществом и богатством, бесконечные приемы, фуршеты, встречи, вечера и прочее. И это, к сожалению величайшему, наполняет обессмысливанием жизнь современного человека. Человек в этом полагает свое бытие, его значимость, чего он достиг и в социальной какой-то лестнице, в карьерном росте. И конечно же это выражается чаще всего в количестве нулей на его банковских счетах.

Но Господь показывает, что один суд человеческий и совсем другой суд божественный, потому что был некто именем Лазарь, тот, кто жил возле ворот дома этого богача, точнее того роскошного дворца, в котором он жил. И как сказано, он был покрыт гнойными струпьями. Мы не знаем, что это была за болезнь, что послужило причиной этой болезни, но человек этот был крайне болен, и не только болен, но и в силу своей недееспособности был и нищ. Так что и псы, которые бегали по улице, прибегали, чтобы облизать струпья его ран. И он ожидал лишь каких-то крох, которые упадут с этой богатой пиршеской трапезы, желая насытиться не чем-то достойным, цельным, здравым, но хотя бы чем-то, какими-то малыми остатками, которыми преизбыточествовал дом этого богача. Но они не доставались ему, эти крохи. Словно бы эти псы они пытались как-то утешить жизнь этого человека, человека, которому не досталось ни малого утешения от других людей, словно заживо погребенному, презренному всеми, которым гнушались все, избегая его (Лк. 16, 19 - 31).

И вот вершится тайна исхода человеческой души. Умер Лазарь, говорит Священное Писание. О его погребении даже ничего не сказано. А потом умер и богач, и был погребен. Вероятно, это были роскошные похороны, пышная поминальная трапеза, лицемерные речи о том, каким он был хорошим и как горько расставаться тем, кто на самом деле пользовался лишь им, кому был не нужен был он сам, но было нужно что-то от него. Так бывает и в нашей жизни. И вот это Евангелие некий водораздел между людьми. Мы очень часто недоумеваем по поводу скорбей, которые посещают человека. И не только недоумеваем, но искушаемся и даже очень часто изнемогаем от этого вот кажущегося нам соблазна.

Почему же добрые, праведные, благочестивые люди так презренны бывают в этом мире, как неуважаемы и незаметны часто, и даже унижаемы, лишенные очень многих и многих вещей? Почему те, о которых, конечно же, многие знают, что живут они бесчестно, неправедно, неправедно и нажили свое богатство и проживают его совершенно бездумно, они наслаждаются в этой славе, о них в первых строчках человеческих рейтингов, они постоянно на устах телекомментаторов и всевозможных средствах массовой информации? Они наполняют своими именами информационное поле, как будто бы они проповедуют своим именем постоянно это зло, которое они творят, нечестие, которое множится через умножаемое воспоминание о них.

Но суд Божий, оказывается, не просто милостив, но суд Божий еще и справедлив. И вот Лазарь был взят на лоно Авраама, то место, которое предваряло еще блаженство вечности, там, где соблюдались души праведников до пришествия Христова, не испытывая мук, но, конечно же, не испытывая еще блаженства. А богач, как сказано, был во пламени адовом, находился в мучениях. И вот он увидел издалека Лазаря, который на этом лоне Авраама находился. Он возопил к Аврааму: Отче Аврааме, повели, чтобы Лазарь хотя бы один палец омочил в воде и остудил мой язык. Тот язык, которым он так много согрешал, тот язык, которым он говорил безумные велеречивые речи, которым он кичился, осуждал, презирал, льстил, раздражался и услаждался всевозможными яствами. И многие, многие другие грехи совершал этот язык. Но праведный праотец Авраам говорит ему: чадо! Несмотря ни на что, ни на какие его грехи, Авраам называет его чадом, сыном, который призван быть сыном, но утратил свое сыновство. Он говорит ему: вспомни, что ты в жизни своей принял все доброе, все свои наслаждения, и ныне здесь ты страждешь. Потому что все возмездие свое в жизни ты получил там на земле. А Лазарь также воспринял в своей жизни все злое, а здесь ныне он наслаждается.

Такова цена всех человеческих услад, наслаждений, пиршеств и празднеств. Что стоит это перед лицом вечности? И что стоит наша привязанность ко всему этому? И Господь именно этим примером хочет оторвать наш смысл, наше сердце, нашу душу от всего того, что привязывает нас к земле, от всего того, что мы зачастую так безумно ценим, совершенно забывая ту главную цель, цену и смысл нашей с вами жизни. Все то, что мы в избытке имеем и не можем этим разумно распорядиться так, чтобы через наши руки пусть проходило бы многое, но ничего к нам не приставало, так чтобы, имея что-то, мы могли послужить ближнему, а не только самим себе. Господь показывает нам именно это правило в жизни человека. Как сказал апостол Павел: все мне можно, но не все полезно. Все мне можно, но не так, чтобы обладало мною. К этому мы с вами должны стремиться, имея, как бы, словно не иметь, и пользуясь, не считать это своим.

И что бы ни попадало в наши руки, главное, чтобы наше сердце к этому не прилеплялось, чтобы не мы служили этим вещам, не вещи обладали нами, но мы обладали и вещами и своими знаниями и своими возможностями и даже какими-то должностями, понимая, что все это дано нам Богом. Каждый из нас даст ответ, как он этим распорядился, смог ли он принять это как дар Божий в разуме, в чувстве своего сердца и этим послужить кому-то из ближних, положить все это к ногам Христа Спасителя, своего Творца и Создателя, признавая, что это не его, но все это доверено ему Богом, Который премудро и долготерпеливо взирает, призирая с неба, как человек сможет этим распорядиться, как использовать свою жизнь.

И вот об этом сегодняшнее Евангелие, чтобы все, что мы имеем, мы смогли, в конечном счете, принести Богу и этим послужить через ближних наших Ему. Этот богач говорит о том, что осознав, что невозможно ему перейти в участь праведников, как и праведники не переходят в муку, уже зафиксированы словно в месте, на котором их застала вечность. Он говорит: пошли хотя бы Лазаря в дом мой, где живут пять братьев моих, чтобы и они не попали бы на это место мучений, но покаялись бы, как не имеющие разума и согрешающие во многом. Авраам говорит ему: они имеют Моисея и пророков. Но богач неразумно спорит с ним и говорит: нет, но кто из мертвых придет к ним, то покаются. На что премудрый Авраам говорит: если Моисея и пророков не послушают, то не будут иметь веры.

Это тоже свидетельство современного человека, который все время каких-то ищет чудес, эффектов, всевозможных фейерверков. Но чудо Божие сокровенно совершается чаще всего в сердцах человек, в Церкви Божьей, преображающей людей. Потому что не Моисей и пророки только даны нам с вами, но Сам Христос является ежедневно в Своей божественной Евхаристии, принося Себя в жертву за человеческие грехи, отдающего Себя, Свою плоть и кровь в пищу верным, лишь бы мы смогли соединиться с Ним, через Него приобщиться к вечности, к христоблаженной жизни, которой уготован каждый из нас. И мы с вами, пренебрегая этим даром, отвергая его, сами себя предаем вине этого небрежения по отношению к Богу, отвержения этой великой жертвы, которой искуплен человек.

И пусть мы с вами, христоименитое воинство, носящее на себе имя Христа, именующее себя христианами, будем помнить, какой ценой дарована нам эта победа, какой ценой мы имеем надежду жизни вечной, освобождение от этого рабства греха. И чтобы мы слушали все-таки и Моисея и пророков и святых отцов и апостолов и учителей Церкви и прежде всего Самого Христа, Который говорит нам со страниц Евангелия Своими божественными словами, проникающими до наших сердец, лишь бы наши сердца были готовы воспринять эти слова. И не только воспринять, но и исполнить, чтобы, исполняя их, нам подлинно быть христианами, быть Христовыми, и здесь, приобретя Христа, соцарствовать с Ним в Его небесной славе. Аминь.

6 ноября 2016 г.

https://www.optina.ru/sermon/ned20_po_pjatides/