Несколько слов о новостильной пасхалии

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Отрывок интервью иеромонаха Романа (Кошелева) радио "Радонеж"

 

В день новолетия, в одном монастыре священник на проповеди сообщил прихожанам и паломникам, что Русска Православная Церковь  не имеет евхаристического общения с новостильными православными Церквями, перешедшими на новый стиль, и  празднующими Пасху по  новому стилю.  С Финской, Эстонской Церквями. Креспондент радио "Радонеж", присутствовавшая на проповеди сильно была смущена этим утверждением, т.к. из проповеди следует, что мы должны отвергнуть часть православных, и не молиться с ними.   Она попыталась разобраться в этом вопросе.   Часть ее "расследовния"  приведено выше в виде интервью с иеромонахом Романом.    Ниже приводятся материалы, дополняющие рассказ иеромонаха.

  1.      Празднование Пасхи в Поместных Православных Церквях  временами происходило в разные дни.   Рим и Александрия празновали Пасху в разные дни почти 900 лет (9 веков!) .    Хотя на 1 Вселенском Соборе и было выссказано пожелание всем церквям встречать Пасху в один день, но добиться единообразия не получалось в Церкви еще 500 лет. 

Итак, если пасхальная практика Римской Церкви не производила того соблазна, какой вызывали протопасхиты, то лишь потому, что разность александрийской пасхалии и римской оставалась неизвестной, и за отдаленностью мест никому не бросалось в глаза, что в Риме (и Карфагене) Пасху празднуют в один день, а в Александрии в другой (здесь речь идет о средине и конце 4 века, т.е. ко времени после Первого Вселенского Собора) Протопасхиты же праздновали Пасху по-своему, находясь в непосредственном соседстве с Церквами, следовавшими александрийской пасхалии.

Разница в праздновании Пасхи после I Вселенского Собора

Так, уже через год после I Вселенского Собора Александрия и Рим совершали Пасху в разные дни, а именно 3 и 10 апреля соответственно. Никто не хотел отказываться от своих таблиц, поэтому единство пытались достигнуть достигалось путем взаимных уступок.

Огромную роль сыграл здесь св. Афанасий Александрийский. На Сердикском Соборе в 342 г. он совместно с римлянами выработал "компромиссную" пасхалию на 50 лет, в которой дата каждого года оговаривалась отдельно и являлась результатом соглашения между двумя сторонами.  Церковное единство т.о. было поставлено выше приверженности пасхалическим правилам одной из кафедр. Пасхалия рассматривалась не только римским, но и александрийским предстоятелем не как догматическая данность, а как техническое средство для определения даты праздника, которому при церковной необходимости можно было и не следовать.

Было очевидно, что Восток и Запад могут продолжать праздновать Пасху по-разному еще бесконечно долго, если одна из сторон просто не примет практику другой. Римский аббат Дионисий Малый сыграл здесь решающую роль, предложив александрийскую пасхалию на Западе таким образом, что она была там принята, в результате чего, наконец, было осуществлено единое празднование Пасхи в Риме и Александрии.

Параллельное сосуществование двух пасхалий в течение почти 500 лет (!) после I Вселенского Собора свидетельствует о том, что он не ввел в качестве общеобязательной одну александрийскую пасхалию. Параллельное сосуществование в течение десятилетий и даже столетий двух циклов напрямую бы противоречило постановлению Никеи, если бы оно существовало. То, что римская практика в конце концов была вытеснена александрийской, объясняется не решением I Вселенского Собора, а неточностью римской пасхалии. После Собора прошло несколько веков, прежде чем александрийцы многочисленными увещеваниями, доказательствами своей правоты и церковно-политическими мерами смогли убедить Запад в необходимости принять их пасхалическую систему.

 
2.        Седьмое Апостольское правило гласит: " Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина. "    Это правило запрещает не совпадение Пасхи православной с пасхой иудейской,  а  следование  иудейской пасхалии.    Об этом пишут многие исследователи календарного вопроса.  Толклватели канонов Вальсамон, Зонара и некоторые другие допустили ошибку, утверждая, что 7 Правило Святых Апостолов запрещает, чтоб Пасха православная совпадала временами с пасхой иудейской.  Нижеприведенные материалы  опровергают их утверждения, и сиправляют ошибку знаменитых толкователей.

 

Запрещают ли каноны Церкви совпадение православной и еврейской Пасхи?

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».  Зонара, а вслед за ним и другие канонисты своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков Пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков Пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετά των ιουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за Пасхой еврейской. Употребляя выражение μετά των ιουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан Востока с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετά των ιουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после Пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

I Вселенский Собор и пасхальный вопрос

Отцы  I Вселенского Собора не оставили никакого канона относительно пасхалии, однако, как следует из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на Соборе, было решено всем христианам праздновать Пасху в один день, а антиохийцы отказались от своей зависимости от иудейского 14 нисана.

Именно в этом смысле следует понимать 7 апостольское правило, запрещающее совершать Пасху "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями", а также 1 прав. Антиохийского Собора. Они направлены именно против зависимости христиан от даты иудейской пасхи, а не против совершения ими праздника в один день с иудеями, как ныне это часто неверно толкуется. Действительно, если бы указанные правила запрещали совершать Пасху в один день с иудейским праздником, то невозможно объяснить даты конца III - нач. IV вв., когда, согласно александрийской пасхалии, христианская Пасха совпадала с иудейской, а именно в 289, 296, 316, 319, 323, 343, 347, 367, 370, 374 и 394 гг. В V в. такое совпадение было 9 раз, и в последний раз оно случилось в 783 г., после чего подобное стало невозможно ввиду неточности юлианского календаря. В случае, если бы распространенное ныне толкование было бы верно, под прещение указанных канонических правил должны были бы попасть свв. отцы периода всех семи Вселенских Соборов, т.к. они время от времени совершали Пасху в один день с иудеями.

Александрийская пасхалия: логика и эстетика

Текст постановления Никейского Собора относительно Пасхи не сохранился до нас.   В конце III-го, в IV-м и V вв. и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями, как видно из таблицы Б.

Таблица Б

В годы по Р. X.                          15 нисана иудеев Пасха                       Пасха Александрийской  Церкви            

289                                               24 марта, воскр.                                      24 марта

296                                               5 апреля, воскр.                                      5 апреля,

316                                               25 марта, воскр.                                     25 марта

319                                              22 марта, воскр.                                      22 марта

323                                               7 апреля, воскр.                                     7 апреля

343                                              27 марта, воскр.                                      27 марта

347                                              12 апреля, воскр.                                    12 апреля

367                                               1 апреля, воскр.                                      1 апреля

370                                                28 марта, воскр.                                   28 марта

374                                               13 апреля, воскр.                                  13 апреля

394                                               2 апреля, воскр.                                     2 апреля

Дальнейшие совпадения (9 случаев в течение V в.) приводит Memain, p. 49.

Комментарии

Выводы по календарной Пасхе:

Выводы по календарной Пасхе:

1. Никейский Собор не сформулировал никаких конкретных правил вычисления Пасхи – документов не сохранилось. «Собор также пытался установить единые правила даты Пасхи, но потерпел неудачу» (статья «Никейский собор» из Британской Энциклопедии). ««Первый Никейский собор постановил, что все христиане должны праздновать Пасху в один и тот же воскресный день. Однако осталось много расхождений в способах, которые использовались различными церквями для вычисления даты Пасхи» (ст. «Христианство», там же).

2. Собор сформулировал лишь общие принципы, которым должна удовлетворять дата Пасхи: «...Никейский собор... не ввел во всеобщее, непременное и вечное употребление какую-либо строго определенную пасхалию как как унифицированную систему расчетов и определения дня празднования Пасхи», поскольку «сама александрийская пасхалия вряд ли мыслилась как «вечная и неисходная»» (профессор Ленинградской духовной академии Л.Воронов).

3. Конкретная же вычислительная схема, которую православные применяют до сих пор, была выработана несколько позже. «Дионисий Малый - видный деятель церкви VI века, который считается изобретателем христианского летоисчисления, использование которого распространилось благодаря применению его новых пасхальных таблиц». (статья «Дионисий Малый» из Британской Энциклопедии).

5. Православная пасхалическая традиция, уже окончательно оформившаяся, в «Синтагмах» Матфея Властаря (XIV в.) получила к тому времени следующее запечатление:

«Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.
Первое - мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия.
Второе - не праздновать вместе с иудеями в один день.
Третье - праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия.
И четвёртое - после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье)».
Иными словами, это – не Соборные правила, а их интерпретация, составленные конкретно Властарем.

6. Профессор Московской духовной академии Д.П. Огицкий в статье «Канонические нормы православной пасхалии и проблемы датировки Пасхи в условиях нашего времени», опубликованной в издаваемых Московским Патриархатом «Богословских трудах» (№ 7. - 1971. - С. 204-211), в частности, писал: «Утверждение... будто, согласно канонам, христианская Пасха всегда должна следовать за иудейской, в корне ошибочно .... всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе. »

7. В IV-VIII вв. запрещение 7-м правилом св. Апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина», по всей вероятности, понималось в том именно смысле, что не подобает верным христианам, праздновать «святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями», а также в другие кроме воскресенья дни, как это свойственно последним. Ибо иудеи, по словам императора Константина Великого в послании к Восточным Церквам, писанном в соборной Никее, «вместо надлежащего исправления, в одном и том же году (то есть внутри границ «равноденственного солнцестояния», разделяющего между собой года) совершают Пасху два раза».

8. К XIV же веку, когда Властарь формулировал приведённые правила, погрешности юлианского календаря и метонова цикла увели календарную христианскую Пасху достаточно далеко от действительных астрономических ориентиров. И потому о совпадении её с еврейской уже и не приходилось говорить. Сам Властарь, напомним, именно в этом и видел преимущество погрешительного и с его точки зрения юлианского календаря.

9. Об обязательном праздновании Пасхи в первое воскресенье после весеннего полнолуния ни на одном из соборов речи вообще не было. Но об этом, собственно, говорит и Властарь: он относит это «постановление» к числу таких, которые «ведут начало из неписанного предания».

10. Таким образом, тезис «о запрете праздновании христианами Пасхи вместе с иудеями» не имеет под собой никакого догматического обоснования и является поздней интерпретацией якобы «неписанного предания». Действительно, если бы указанные правила запрещали совершать Пасху в один день с иудейским праздником, то невозможно объяснить даты конца III — кон. VIII вв., когда, согласно александрийской пасхалии, христианская Пасха совпадала с иудейской, а именно: в 306, 316, 319, 323, 343, 347, 367, 374, 394, 401, 414, 418, 421, 441, 445, 465, 496, 499, 519, 523, 536, 543, 563, 570, 590, 594, 614, 743 и 783 гг. Притом они прекратились лишь только потому, что принятый в Александрии для расчёта пасхальных дней метонов лунный цикл оказался менее точным, чем механизм еврейского календаря.

11. К тому же стоит добавить, что в 326, 346, 350, 370, 475, 495 г.г. православные Пасхи по-прежднему отмечались за два дня до иудейской .

12. Даже в принципе о какой-либо связи христианской Пасхи с иудейской Песах вообще речи не может идти, поскольку именно о «независимости» христианской Пасхи от иудейской и шла речь на Никейском Соборе: «Прежде всего показалось неприличным праздновать тот святейший праздник по обыкновению иудеев... Отвергнув их обыкновение, гораздо лучше будет тем же истинным порядком, который мы соблюдали с самого первого дня страстей до настоящего времени, образ этого празднования продолжить и в будущем. Итак, пусть не будет у нас ничего общего с народом иудейским, потому что нам указан Спасителем другой путь... Вступая на него единомысленно, возлюбленные братья, отделимся от того постыдного общества, ибо поистине странно самохвальство иудеев, будто, независимо от их постановления, мы не можем соблюдать этого...» (из послания императора Константина епископам, не присутствовавшим на соборе). "Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской Пасхи от сроков Пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о Никейском определении, говорит о том, что Никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе. Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков Пасхи еврейской." (Профессор Московской духовной академии Д.П. Огицкий ).

13. Тем более, что уже после Никейского Собора иудеи реформировали свой календарь, и их Песах часто является ВТОРЫМ ПОЛНОЛУНИЕМ после равноденствия. Поэтому празднование православными Пасхи после иудейской уже нарушает 3-е правило Властаря: праздновать после ПЕРВОГО полнолуния (как в этом году, например). Причем с годами эта тенденция будет только учащаться.

14. Именно в связи с тем, что ЧАСТО СОВРЕМЕННАЯ ИУДЕЙСКАЯ ПАСХА – ЭТО НЕ ПЕРВОЕ, А ВТОРОЕ ВЕСЕННЕЕ ПОЛНОЛУНИЕ, в настоящее время во всех справочниках празднование Пасхи определяется именно как первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, а не после иудейской Пасхи. Но эта формула верна лишь для западных христиан, католиков и протестантов (у последних здравый смысл всё-таки взыграл над тезисом «лучше против Солнца, чем с папой») – Пасха рассчитывается по этим двум астрономическим точкам.

15. Естественно, что иногда иудейская Пасха совпадает с «западной» Пасхой или наступает даже через месяц позже (случай в предыдущем пункте). Но это: а) совпадения случайны, никто совместных богослужений не проводит; б) антисемитские традиции не приветствуются в современном мире, да христианству это не свойственно в принципе; в) христиане не обязаны учитывать догматические заморочки и «солнечные» ошибки лунного иудейского календаря – это не наши проблемы. Тем более «напрягаться» в случае возможной реформы иудеями своего календаря.

16. В ответ же на любимый риторический вопрос: «Как Воскресение Христа может праздноваться католиками за месяц до иудейской Пасхи?» можно задать встречный вопрос: «А как Воскресение Христа может праздноваться православными иногда через неделю, иногда более чем через месяц после иудейской Пасхи?» С точки зрения хронологии библейских событий оба варианта выглядят смешно.

17. Что касается правил вычисления «православной» Пасхи, то алгоритм её расчета, заложенный в неизменной уже полтора тысячелетия пасхалии наглядно доказывает - для вычислений не нужны ни астрономические, ни какие иные соборные правила о «иудеях». Да и громоздкие таблицы самой пасхалии не нужны: для определения дня Пасхи на самом деле достаточно знать 19 фиксированных по годам юлианских дат так называемой «законной пасхи Моисея». Следующее воскресенье за этой датой и является «православной» Пасхой. Для следующего 19-летнего периода («Метонов цикл») эти даты «пасхи Моисея» просто автоматически копируются, естественно, что из-за непериодичности дней недели и високосности годов в новом цикле дни «православной» Пасхи будут иными.

18. Таким образом, формула для православия сейчас такова: «Пасха празднуется в следующее воскресенье после т.н. «законной пасхи Моисея»». Нужно отметить, что в настоящее время эти даты «пасхи Моисея» являются абсолютно условными. Когда то, полтора десятка веков назад, они действительно определяли верно иудейскую Пасху. Но сейчас они не связаны никак ни с астрономическим равноденствием или полнолунием, ни с солнечным календарем, ни даже с лунным «иудейским календарем»: «законная пасха Моисея» никогда не совпадает и всегда позже современной иудейской Песах (разница варьируется ныне от 1 до 39 дней!), и будет постоянно всё более отставать с годами.

19. Главное же каноническое решение Никейского Собора: «было исследование и касательно святейшого дня Пасхи, и общим мнением признано за благо - всем и везде праздновать ее в один и тот же день; ибо, что может быть прекраснее и благоговейнее, когда праздник, дарующий нам надежду бессмертия, неизменно совершается всеми по одному чину и известным образом?... Да размыслит благоразумие вашего преподобия, как худо и неприлично то, что в известное время одни соблюдают пост, а другие совершают пиры, и что после дней Пасхи одни проводят время в празднованиях и покое, а другие держат положенные посты... Короче говоря: по общему суду всех, постановлено святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день» ( из послания императора Константина епископам, не присутствовавшим на соборе).

20, И последнее: "Календарь не может быть частью Предания, он не имеет и не может иметь спасительной функции. Календарь обладает служебной функцией – он указывает на то, кого и что следует поминать в Церкви и какова должна быть внутренняя логика годового богослужебного круга, но он не сакрализирует дни и даты!"
(Венцислав КАРАВЬІЛЧЕВ., руск. сайт Болг.ПЦ)
____

ИСТОЧНИКИ: Использовались материалы авторитетных книг по истории календаря и пасхалии:

Д. П. Огицкий. Канонические нормы православной пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени.
http://www.raskol.net/content/запрещают-ли-каноны-церкви-совпадение-православной-и-еврейской-пасхи

СОЛНЦЕ, ЛУНА, ДРЕВНИЕ ПРАЗДНИКИ И НОВОМОДНЫЕ ТЕОРИИ. (с) Красильников 1999
http://fatus.chat.ru/easter.html

И.А. КЛИМИШИН. ЗАМЕТКИ О НАШЕМ КАЛЕНДАРЕ http://alebedev.narod.ru/index.html

Протоиерей Ливерий Воронов. Календарная проблема
http://p-blagovest.narod.ru/Reading/Reading-11/Voronov-K04.htm

Венцислав КАРАВЬІЛЧЕВ. Источник: Двери на православието (русскоязычный сайт Болг.ПЦ)
http://ru.pravoslavie.bg/?p=2030