Миссиофобия против Архиерейского Собора РПЦ
В преддверие Архиерейского Собора велась целая кампания по компрометации, имели место попытки скомпрометировать немногочисленных миссионеров Русской Церкви, ее целые Синодальные отделы и их руководителей, безосновательно обвинить их в "обновленчестве" (вообще, отождествить миссионерство с "церковным либерализмом и скомпрометировать, таким образом, его), "подготовке Второго Ватиканского Собора в Русской Церкви", "культурной революции в Церкви" и т.п. На эту ложь нужно отвечать.
Вообще, параллели между "Вторым Ватиканом" и современным положением в Русской Церкви, неуместны, они надуманны с одной целью - скомпрометировать Священноначалие и остановить миссионерское и приходское возрождение Церкви. Жупел "культурной революции" в Русской Церкви направляется против внешней миссии, против диалога с современным обществом и его культурой, который не затрагивает богослужебную и аскетическую жизнь Церкви.
Кирилл ФРОЛОВ
Итак, открывается Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Он должен принять Правозащитную Концепцию РПЦ, которая обеспечит суверенитет России в области прав человека, положение о Церковном суде, перекрываающее кислород околоцерковным кляузникам, украинский вопрос (ожидается дискуссия о новом Уставе Украинской Православной Церкви, вызывающим вопросы в контексте недопустимости отделения УПЦ) и вопросы внутренней жизни Церкви. Среди них вопрос внешней миссии и катехизации является важнейшим. Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви неоднократно высказывались по этому поводу. Однако, в год 1020-летия Крещения Руси и 20-летия церковной свободы в России пришло время критической самооценки, разговора не только о достижениях, но и о том, чего еще не сделано. На наш взгляд - очень многое.
В преддверие Архиерейского Собора велась целая кампания по компрометации, имели место попытки скомпрометировать немногочисленных миссионеров Русской Церкви, ее целые Синодальные отделы и их руководителей, безосновательно обвинить их в "обновленчестве" (вообще, отождествить миссионерство с "церковным либерализмом и скомпрометировать, таким образом, его), "подготовке Второго Ватиканского Собора в Русской Церкви", "культурной революции в Церкви" и т.п. На эту ложь нужно отвечать. Вообще, параллели между "Вторым Ватиканом" и современным положением в Русской Церкви, неуместны, они надуманны с одной целью - скомпрометировать Священноначалие и остановить миссионерское и приходское возрождение Церкви. Жупел "культурной революции" в Русской Церкви направляется против внешней миссии, против диалога с современным обществом и его культурой, который не затрагивает богослужебную и аскетическую жизнь Церкви.
Еще один миссиофобский миф - об особенной греховности нынешнего общества, которая, якобы, делает новую православную евангелизацию России невозможной. Это- миф. Нынешнее поколение не разрушало храмы, не отрекалось от Бога. Этот миф тем более преступление, ибо именно сейчас Церкви предоставлена огромная свобода действий и проповеди, и не воспользоваться ей означает совершить страшный грех. "Правые" противники православной миссии отвергают диалог с современным человеком, христианское православное осмысление современной культуры, в том числе таких понятий, как успех (который можно преобразить в служение, обозначив смысл всякой земной человеческой деятельности), диалог с современным человеком, ложно интерпретируют как "подстраивание под падшего человека". В таком случае св. Апостолы "подстраивались", призывая "быть всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых". Для миссиофобов всякий, кто видит светлое в нынешнем российском обществе (особенно в молодежи) и государстве светлые стороны, чуть ли не еретик, как минимум "либерал". Это, по сути, сектантское мышление, за которым стоит, как правило, обычная человеческая ревность и зависть к тем, у кого "все хорошо". По этому поводу наш замечательный апологет о. Андрей Кураев верно отметил, что, зачастую, сорадоваться бывает значительно сложнее, чем сопереживать.
Миссиофобы камуфлируют свои цели, пытаясь выставить себя в качестве сторонников церковной традиции. Однако, их методы говорят совсем о другом. В "разрушители Церкви" они записывают именно миссионеров, не имеющих к революционной психологии никакого отношения. Методы "антимиссионерского лобби" деструктивны и провокационны, они не имеют никакого отношения к братскому исправлению отдельных ошибок, критике отдельных высказываний, полемике по догматическим вопросам - для этого есть другая лексика и тон, тем более что большинство обвиняемых "миссиофобами" - это православные миссионеры, у которых с догматикой намного лучше, чем у самих миссиофобов, которые, зачастую исповедуют "опрично-царебожные" ереси или исламофильски-инкретические идеи, в которых Православие - не абсолютная истина, а "одна из традиций", а ислам - чуть ли не равноспасителен только потому, что выступает против "глобализации". Деятели "антимиссионерского лобби" не полемизируют, они "шьют дела" в "лучших" традициях тоталитарного прошлого.
Естественно, что миссиофобы стремятся монополизировать информационную сферу, поэтому они борются с неподдающейся их контролю православной "блогосферой", в том числе с православным сегментом "Живого журнала". Миссиофобов выдает метод их деятельности: сначала выносится "приговор", а потом под него додумываются и фабрикуются "доказательства". Нас, православных политологов, они обвиняют в "пиаре", хотя ничего плохого в "паблик рилэйшнс ("пиар") нет - это общественные связи, которые должна простраивать вся Церковь вплоть до сельского прихода. Но сами они не брезгуют самым натуральным "черным пиаром" - то есть разрывом общественных связей и клеветой. Последний такой пример - намереное распространение слухов о том, что, якобы, Архиерейский Собор отменит принятую Священным Синодом Миссионерскую Концепцию Русской Православной Церкви. Это означает "вотум недоверия" Собора Синоду. Распространение подобных слухов - это самая настоящая антицерковная провокация, по которой логично провести "служебное расследование".
Последние демарши миссиофобов-это истеричная кампания в поддержку полностью дискредитировавшего себя Чукотского епископа Диомида (Дзюбана), призывающего отказаться от гражданских паспортов РФ и мобильных телефонов. Эту откровенно дискредитирующую Православие ахинею, откровенное сектантство миссиофобы считают "нормой безупречного канонического поведения". Таким образом, они признаются в том, что действительно и, зная что делают, занимаются маргинализацией Церкви. А это - форма борьбы с Церковью. Нападки на такой замечательный документ, как Миссионерская концепция лишний раз доказывают, что главной мишенью является именно миссия Церкви, причем в тот момент, когда для миссии созданы самые благоприятные условия: когда Церковь свободна, а общество ждет Ее слова.
Миссиофобия прокладывает путь тем, кто в качестве "нормы веры" объявляет асоциальность, аполитичность, бездеятельность, выдаваемая за проявление духовности и верности Православию. Истории с "посланиями епископа" Диомида, с "пензенскими затворниками", кампания "ревнителей" против православной миссии и диалога с современным обществом свидетельствуют о новой тактике противников Русской Православной Церкви - попытке перевести антицерковные идеи на понятный православным христианам язык, заставить их "добровольно" уйти из общества, под "благочестивыми" предлогами остановить миссию Церкви, ее диалог с современными человеком, обществом и государством. В случае реализации эти планы обернутся катастрофой и для Церкви, и для России - если православные "добровольно" уйдут от активной миссии в обществе, то они отдадут наш народ в руки "духовных воров" и тех сил, что мечтают не допустить возвращения народа к Православной Вере, сорвать возрождение России. Страшно читать заявления о том, что "Русская Церковь увлеклась миссионерством", ведь оно еще только возрождается, делает первые шаги.
Убежден, что важнейшим делом всей Церкви является православная христианизация всех народов, проживающих на канонической территории Московского Патриархата. Остается надеяться, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви поддержит и миссионерское возрождение Русской Православной Церкви, предпримет конкретные, обязывающие шаги в этом направлении, и защитит православных миссионеров от нападок "лжебратии".
На наш взгляд, были бы логичными следующие шаги:
- Сделать миссионерскую и катехизаторскую деятельность нормой каждого прихода, создать для этого штатную миссионерскую и катехизаторскую "вертикали" в Церкви. Помимо создания епархиальных миссионерских и катехизаторских отделов, необходимо введение штатных должностей помощников благочинных и настоятелей по миссии и катехизации. Собственно, об этом неоднократно говорилось в решениях последних Архиерейских Соборов и в Миссионерской Концепции Русской Православной Церкви.
- Логично, в соответствии с канонами, распределить территории городов и других населенных пунктов на канонические территории, закрепленные за каждым приходом. В обязанность благочиннических и приходских миссионеров должна входить работа с молодежью, со всеми слоями населения, школами, ВУЗами, предприятиями, спортивными и другими субкультурными сообществами, интеллигенцией, деловым миром и т.д.
- В рамках этой работы необходимо вменить в обязанность миссионеров и катехизаторов и опровержение деятельности наиболее активных сейчас парацерковных групп, пропагандирующих мифы о мнимом "вероотступничестве" Священноначалия, о невозможности духовного просвещения нашего народа и объявление нынешней государственной власти России "антихристианской", разъяснение о том, что каждый православный христианин должен проявлять трезвомыслие и здоровую общественную и миссионерскую активность, противостоять ВСЕМ видам заблуждений, что он не должен гнушаться современных средств коммуникаций и форм общественной деятельность, т.к. противники Церкви хотят вытолкнуть Ее на обочину общественной жизни путем пропаганды асоциальности, аполитичности, гнушения современным миром и средствами коммуникации (Интернетом, мобильной связью) как, якобы, "нормы православной жизни".
- Требование соблюдения христианских нравственных норм при внутрицерковных дискуссиях, недопущение клеветы на священников и мирян, несущих крест апостольского служения, напоминания о том, что по канонам тот, кто обвинил в чем-либо православного христианина, и чье обвинение оказалось ложным, подлежит тому же церковному наказанию, что положено было бы обвиняемому в случае, если бы обвинение подтвердилось.
И, конечно же, мы будем молиться о том, что Архиерейский Собор оградит православных миссионеров от нападок и напраслины, от "ударов в спину", создаст такие условия, чтобы апологеты и миссионеры Православия спокойно шли с проповедью в Университеты, в молодежные аудитории, в клубы интеллектуалов и рабочие кварталы, к соотечественникам и инородцам, к богатым и бедным, в город и село, армию, флот, рок-концерт, библиотеку, на телевидение, в Интернет, не заботясь о "тылах". Будем смиренно просить Освященный Собор и принять действующие, обязывающие решения, создающие ответственную миссионерскую и катехизаторскую "вертикаль" и "горизонталь" на всей канонической территории Русской Православной Церкви.
Кирилл ФРОЛОВ
пресс-секретарь Союза православных граждан
(об авторе: http://www.pravoslavie.ru/info/avt_frolov.htm)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии