Крещение, освободившее славян. Диакон Андрей Белоус

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Белоус, диакон

У славян всегда была великая история. До принятия христианства все славяне, а особенно русичи, были великими народами, всех побеждали, и всем было понятно, что «никогда, никогда, никогда англичанин не будет рабом». Простите, конечно, славянин. Великий воин Святослав разбил Хазарию, создал великую империю, но еврейско-христианский заговор привел к власть князя Владимира, который все разрушил. Христианство создало у славян психологию рабов, но еще не все потеряно. Еще можно возродить «свободолюбивый дух древних руссов», отвергнуть «жидовское христианство» и снова стать язычниками. И возродится тогда Великая Русь Святослава, и все будут нас уважать, то есть, бояться.

Заманчиво? Кому как, но вот обманчиво – точно. Что? Ну, хоть то, что славяне всех побеждали. «Повесть временных лет», например, говорит, что «Когда волохи (предки молдаван – д. А. Б.) напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки». Словом, ни отбиться, ни заставить себя уважать эти славяне не смогли. Только уйти на север. «Эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом». Словом, это не только поляки, но и новгородцы, и киевляне, и вообще все «вольные русичи» - потомки тех славян, которые сбежали от великих и непобедимых молдаван.

И ладно бы от них одних. Одним из самых древних упоминаний славян считается рассказ Геродота о скифах-масогетах. Это были пахари, жившие под властью кочевников-скифов. Нет. Скифы, конечно, не были азиатами с раскосыми и жадными глазами. Это был народ иранской группы, дальние родственники персов и азербайджанцев, таджиков и армян. Из Средней Азии и с Кавказа они «понаехали» в степь Причерноморья и подчинили себе все окрестные народы. Впрочем, эта версия происхождения древних славян очень сомнительна. Скорей всего, «склавины»-славяне происходят от венетов. Тех самых, которые позже спрятались от очередного германского завоевателя на острове и построили там торгашескую республику – Венецию (как тут не вспомнить наш Новгород). Все великое переселение народов, венеты были «переходящим красным знаменем». Готы, гунны, вандалы и прочие хоть чем-то прославившиеся народы гнали их туда, куда хотели и, конечно, использовали бы как пушечное мясо, если бы у римлян были пушки. К счастью, пушек и картечи у римлян не было, так что венетов в этих сражениях не перебили. Нет. Не подумайте, что это были трусы или слабаки. Среди них были храбрые войны и сильные бойцы, просто они не могли организоваться в единую силу, которая бы заявила о себе, как те же готы или вандалы. В итоге, они остались без доли в богатой и плодородной Западной Европе и пошли на Балканы.

Если Вы думаете, что Восточная Римская Империя была слабым государством с никчемным войском, которое только и могло, что откупаться от захватчиков данью, да стравливать их друг с другом, то Вы ошибаетесь. Просто для любой страны тяжелое испытание воевать на два фронта. Германская Империя выдержала 4 года, а Византия – тысячу лет так жила. Тех самых готов и вандалов, которым подчинялись венеты, император Юстиниан заставил подчиниться Империи или перебил. Главной угрозой для Империи были персы, и так уж получилось, что когда венеты-славяне пришли на Балканы, самые боеспособные войска находились на «Восточном фронте» и чтобы их перебросить в Грецию, нужно было перемирие с персами. А те мириться не хотели. Словом, все войны Империи со славянами проходили примерно по одному сценарию. Очередная орда переходила границу, жгла и грабила все на своем пути, доходила до Фессалоник или Константинополя, долго и упорно стояла под их стенами, соображая, что делать дальше. В это время Империя жертвовала парой барханов и оазисов в Сирии и перебрасывала под стены города свои регулярные войска с «Восточного фронта». Пехота вместе с иностранными гвардейцами (готами, а позже франками или варангами – варягами) затягивала славян в ближний бой, а в это время конница наносила удар по флангу или тылу. Тяжелые всадники обращали в бегство, легкие – добивали бегущих. Тактика, известная еще со времен Александра. Святослава, кстати, они так же победили. Приняв христианство, мы, кстати, и этот маневр переняли. Примерно так Александр Невский разбил немецких рыцарей, а Дмитрий Донской – Мамая. Будь у Империи паровой флот или железные дороги, позволяющие быстро перебрасывать армии из Сирии в Грецию, славяне вообще не представляли бы особой угрозы. А так приходилось договариваться. Договаривались на взаимовыгодных условиях. Славяне селились на землях Империи, обрабатывали их, платили налоги, но сохраняли свою общину и самоуправление, даже религию, если они сами этого хотели. Могло быть и то условие, чтобы они выставляли свои отряды в качестве вспомогательных войск в случае войны. В том числе, и с другими славянами. Империи это было выгодно. Из-за демографического кризиса 2-3 веков н.э. и готского нашествия в 4-м Балканы сильно обезлюдили. Дело кончилось тем, что все славяне, перешедшие границу с Империей, или подчинились ей, или погибли. Подчинившиеся стали предками болгар, сербов, хорватов, македонцев и даже современных греков. В Греции славян особенно много было под Фессалониками. Из славян происходил аристократический род Владиславичей, многие политики и полководцы, включая, возможно, свв. Кирилла и Мефодия. Но это были славяне, входившие в греческое общество и принимавшие христианство. А как же вольнолюбивые славяне-язычники? А никак. Сначала они приняли власть греков и платили им налоги, потом часть из них так же спокойно и без особой борьбы приняла власть тюркского народа – булгар или болгар.

Все меняется, когда этот народ сливается со славянами и вместе с ними принимает христианство. У славян неожиданно для греков появляется мысль, что они ни чуть не хуже и тоже могут иметь свое государство, своего царя, вести дела и писать книги на своем языке. Именно под знаменем христианства и как христианские народы болгары и сербы создают свои сильные государства на Балканах и освобождаются от власти греков.
А что же с теми славянами, которые остались к северу от границы с Византией? А все то же самое! Они расселились по всей Западной Европе, но своих государств не создали. Везде они вливались в местные сословия. Войны становились рыцарями, крестьяне – крепостными и уже их внуки и правнуки считали себя, например, французами. То есть, вели себя они так же, как славяне-язычники в Византии. Но некоторые вожди славян понимали, что они должны создавать свои государства, чтобы сохранить свой народ, не смешаться с германцами или франками. Все они рано или поздно приходили к той мысли, что нужно креститься. Почему? А потому, что люди и так крестятся, но при этом входят в чужой народ. А крестятся. Хоть убей! И убиваешь, ведь, их, а они все равно крестятся. В 9-м веке крестится много чехов и словаков, а вскоре крестится и князь Ростислав. И почему-то ему приходит в голову мысль, отнюдь не посещавшая его языческих предков. Мысль о том, что вообще-то подчиняться немцам и французам довольно странно и сами чехи совсем не хуже и тоже могут иметь свое государство со своим королем. И начинается борьба за свободу против германской Империи с помощью дипломатии, и даже оружия, что чехам-язычникам в голову не приходило. Да, из-за нашествия венгров она не окончилась победой, но чехи сохранились как народ и даже сохраняли свое королевство, хоть и как вассальное в составе германской Империи. А вот на поляков венгры не напали. И им это удалось. Приняв христианство, они создали единое государство и отстояли свою независимость от притязаний германского императора.

Словом, везде, где славяне становились христианами, они создавали мощное независимое государство, сохраняли свой язык и самосознание. Они не вливались в чужие народы, но сами подчиняли себе другие племена. Где крещение не принимали славянские правители, крестились сами славяне и, увы, покидали свой этнос совершенно мирно и спокойно. Так было в Греции и Франции.

Но, может быть, был третий путь? Когда ни народ, ни знать не крестились, а оставались язычниками? Если верить «родноверческой» проповеди, то именно они-то, эти свободолюбивые славяне должны были создать самое сильное государство, жить самой свободной и вольной жизнью, не подчиняться внешним захватчикам и уж точно сохранить свою славянскую культуру.

Как это не забавно, но все ровно наоборот. Таким народом были пруссы. Своего государства они не создали, а жили отдельными племенами. Крещение они тоже не принимали, а сохраняли язычество и отстаивали его с оружием в руках. Вот только совершенно безуспешно. Какой же был итог? Они были разбиты, подчинены, насильно крещены и полностью онемечены. В итоге, какой-нибудь чистокровный славянин из Бранденбурга с говорящей фамилией в стиле Drozdov, Strelov или Belov в середине ХХ века считал себя немцем, служил в SS и поклонялся Одину, а всех славян считал недочеловеками или, в лучшем случае, недонемцами. Единственный славянский народ, державшийся за свое язычество, в конце концов, стал единственным славянским народом, который был полностью переварен другим народом. Все народы, которые крестились, даже карликовые русины и лужицкие сербы, сохранились как народы. Все крупные славянские народы, принявшие крещение, создали свои сильные независимые государство или, как Чехи, были к этому очень близки. Славяне язычники подчинялись готам и гуннам, вандалам и франкам, византийцам и германцам. И это не говоря об обрах-аварах, которые запрягали их в телегу. Славяне-христиане боролись за свою свободу и независимость и, в большинстве случаев, побеждали.

Вот еще один пример. Когда в Киев вошли Аскольд и Дир, Олег или Владимир, город совершенно спокойно принял чужую власть. Когда спустя двадцать лет после Крещения Руси в город вошел Польский король Болеслав II Храбрый, киевляне устроили ему такую сладкую жизнь, что он предпочел показывать свою храбрость в другом месте и в Киеве больше не появлялся. Это языческий Новгород просил «Придите править и владеть нами», а христианский объявил себя «вольным во князьях» и выбирал себе князя по вкусу. Такая вот у нас «религия рабов»…

http://andrej-belous.livejournal.com/