КОМУ СЛУЖАТ «РЕВНИТЕЛИ ВЕРЫ»?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Оптина Пустынь. Ангел. Закат

Православные монастыри и их насельники во все века были призваны быть светом миру, служить всем нуждающимся, всем ищущим Истину. Но в наши дни в некоторых из них верующие могут столкнуться с такими опасностями, которых никак не ожидаешь встретить в святом месте.

 
Великий пост – это время покаяния, время размышлений о падшей природе человека и собственной греховности. В эти дни всё в душе настроено на волну молитвенного размышления о скорби смерти и радости воскресения, об очищении покаянием и чуде прощения. Трогательно видеть, как православные стараются в пост не касаться острых тем и ласково останавливают друг друга, когда речь заходит о чем-то тревожном, что расстраивает душу: «Давай не будем об этом… Пост все-таки».
            А еще Великий пост – это время паломничества. Как хорошо хотя бы на несколько дней сбежать от мирской суеты и приобщиться к святыням родного Отечества. Сколько бы раз ни приезжал ты в свой любимый или какой-нибудь незнакомый тебе ранее монастырь, каждая такая поездка всегда поражает чем-то особенным: «А эту икону я раньше не замечал!», «Звонят-то здесь как здорово!», «И лица кругом все родные!» И радостью от встречи хочется делиться со всеми, потому что, как любил говорить ныне покойный Святейший Алексий II, радость разделенная – это радость умноженная. А что может стать более радостным, чем встреча со святостью?
            Потому и стремятся многие верующие привезти в святую обитель тех, кто особенно в этом нуждается: скорбящих, унывающих, ищущих свой путь ко Христу. Для них посещение святых мест – единственное утешение, лекарство для души.  Что может быть целебнее, чем прикоснуться к святым мощам, познакомиться с братией, преклонить колени в монастырском храме, погулять по заснеженному лесу в святой обители!
            Но если верующие россияне в любой момент могут позволить себе посетить святые места, то тем, кто по каким-либо причинам вынужден жить вдали от Отечества, это сделать не так-то просто. Не понаслышке знаем мы, как сильно тянет русских, живущих за рубежом в наши храмы, где молились предки, прося у Господа здравия и спасения для своих детей и внуков. Многие из них родились вдалеке от своей исторической родины, иные связаны кровными узами с людьми других национальностей, по-разному относящимися к Православной вере, но воздействие благодати на душу в святом месте творит чудеса. И потому так стремятся к родным святыням все православные люди, независимо от того, где они обитают.
Казалось бы, любая такая встреча – это радость, счастье, сбывшаяся мечта. Но – вот беда! – сегодня не каждый монастырь стоит посещать с друзьями и родственниками-иностранцами. И – что кому-то покажется особенно неожиданным – местом поистине опасным в наши дни стала Оптина пустынь!
Как такое случилось, спросите вы? Около пяти лет назад обосновались здесь люди, объявившие себя «ревнителями веры», считающие, что они православнее всех прочих православных. И решили они, что «чистота их веры» даёт им полное право контролировать паломников, посещающих Оптину, особенно иностранцев. Начали подходить они к пребывающим гостям обители прямо во время Литургии, прерывать их молитву и расспрашивать, порой в грубой форме задавая им вопросы, нередко напоминающие допросы. И если ответы паломников не удовлетворяют «борцов за чистоту веры», не соответствуют «катехизису» этой псведоправославной группы, то «ревнители» нередко попросту выпроваживают иностранцев и из храма, и из монастыря.
В январе Интерфакс-Религия сообщило об изгнании из оптинского собора чернокожего новостильника. Эта новость волной прокатилась по всем средствам массовой информации и стала предупредительным сигналом для паломников из братских Поместных Церквей. В ответ последовала гневная реакция тех самых «ревнителей веры», что присвоили себе право гнать из храма «недостойных», с их точки зрения, приобщаться Святых Христовых Таин.
А ведь, казалось бы, если чувствуешь себя правым, чего беспокоиться, когда о твоей деятельности пишет пресса? Так и хочется предложить им: «Выскажетесь открыто: скажите, что не позволите, мол, потомству Хамову и прочим новостильникам осквернять своим присутствием святыни!» Так нет же, не хотят они выступать в открытую, боятся, видно, чего-то, потому и действуют исподтишка.
Блог-сфера буквально взорвалась опровержениями и призывами к защите несправедливо задетых оптинских «зилотов». Автор этих строк лично видел выложенные в Сети два фильма, с участием некоего чернокожего эфиопа Немирода (в Крещении Иоанна), который перед камерой рассказывал, как не допускали его до Причастия и в других храма, не только в Оптиной, и он никогда не обижался на это. Правда, какое это имеет отношение к паломнику по имени Кебалино Джон Боко из республики Конго, о котором сообщал Интерфакс и который, по свидетельству очевидцев событий, и причащаться-то не собирался, не совсем понятно. Просто Кебалино цвет кожи имел черный, за что и был удостоен пристального «внимания» со стороны местных «ревнителей».       
            И такие случаи в Оптиной, увы, не редкость. Свидетельства, подобные упомянутому изгнанию чернокожего, приводятся во многих письмах, которые направили их авторы в адрес Ассоциации православных экспертов после сообщения Интерфакс-Религия. Некоторые просят не называть их фамилий, другие готовы открыто рассказывать о том, что видели.
Особая боль и чувство обиды прозвучали в письме одного известного публициста, живущего рядом с Оптиной, который написал о том, как некоторое время назад в монастырь приехал келейник архимандрита Софрония (Сахарова) – и тоже был изгнан из храма! Батюшка плакал как ребенок и всё никак не мог понять, почему он-то оказался в числе еретиков в Оптиной. Другой случай приключился с сербским монахом Варнавой. Его, в то время несшего послушание секретаря владыки Артемия Рашско-Призренского и Косово-Метохского, «ревнители чистоты Православия» спутали с представителем греческой паломнической группы и написали ему письмо на английском языке с требованием покинуть монастырь по той причине, что он, мол, новостильник. Правда, потом извинились, когда поняли, что обознались.
А сколько таких инцидентов наблюдают экскурсоводы, привозящие группы паломников в Оптину, и говорить не приходиться! За последние несколько лет среди изгнанных из храмов в присутствии свидетелей были греки и киприоты, армяне и африканцы, англичане и румыны, чехи и эстонцы…
Не буду утруждать читателя рассказами о том, кто такие эти оптинские «ревнители», чем еще они занимаются и почему имеют столько прав в Ставропигиальном монастыре Калужской области. При желании любой желающий может отыскать информацию об их деятельности. Стоит лишь кликнуть в поисковой системе слова «Васильки.Оптина», и на вас обрушится море прелюбопытнейшего материала, достойного более пристального внимания, чем эта заметка. Я же хочу лишь оградить от возможных неприятностей иностранных паломников, которые соберутся этим постом к святыням Оптиной, а также и их «поводырей», своих соотечественников. Хочу предупредить братьев и сестер во Христе, что искушение, которое ждет их в этой святой обители не из числа духовных, – оно имеет под собой почву политическую, зиждущуюся, по слову митрополита Илариона, на обычном русском невежестве, которым пользуются недовольные укреплением Церкви смышленые политики.Страна у нас просто очень большая, а потому и просвещение затруднительно.
Ну, а если читатель спросит, почему же Церковь не остановит этих горе-ревнителей, то на это, видимо, есть у священноначалия свои причины. Поживём – увидим! Возможно, дело в стремлении покрыть братской любовью и дождаться покаяния уклонившихся от истины. Именно так всегда и было принято поступать в Русской Церкви. До Пасхи еще есть время.   
 Но иностранцам все же лучше этим постом посетить какую-нибудь иную обитель.    
 
 
 
 

 

 Михаил Архангельский
 
 
 
 

Комментарии

Необходимая

Я спросил знакомого священника,почему у нас в церкви столько идиотов...? Он вздохнул обреченно... , понимаешь,протестанты-умные люди,-те им не нужны,католики высокообразованные и морально здравые,идолослужителям не до них.... Вот Спаситель и принял их в надежде прозрения их душ и покаяния.А нам куда деваться,то что Бог дал приходится нести. К сожалению чем меньше у человека Веры-тем большую активност он проявляет в показании обратного.Самое ужасное что имя им "легион",находят друг друга,кучкуются,сами мира не имеют и своим безпокойством других заражают. Забыли что апостол писал-плод Веры любовь. За Оптину обидно.То пуговицы на куртках со звездами стачивали,то через "смирение" спасти мир придумывали.

но печаль ваша в радость будет

За Оптину не обидно, но печально......
НО !     Вспомните слова Спасителя:
"  Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и
возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль
ваша в радость будет "   (Иоан.16:20)
Мы христиане - перманентные оптимисты,   не только оптинисты, но и оптимисты  !       Бог рядом,  разве рядом с Ним может сосуществовать писсимизм?!    Он  как туман рассеивается при виде Творца Вселенной !      
 
Когда тебе плохо - это хорошо, потому что Царствие Божие лишь скорбями к нам приходит,  и мы должны не только крепкую веру иметь в  спасительность скорбей, но и любить их, ведь их как испытание посылает Тот, при виде которого мы благоговеем и истаеваем, ведь от Любимого любое испытание - приятно и любезно.  В мире действует закон любви, он всем управляет, он всем повелевает, неисправности и грехи, соделанные людьми (об Ангелах умолчим по незнанию),  претерпевают переработку той Любовью, Которая Всеобъемлющая и Бесконечная в  Своей силе и беспредельном пространстве.  Переработка наших ошибок и грехов такова, что из них даже кому-то бывает польза.   Да и без пользы для людей ничего в мире не происходит !   Эта Всеобъемлющая любовь никогда и ни при каких обстоятельствах не имеет ничего отрицательного в Себе, но только лишь благость и сопереживание за согрешившего.  Там нет непрощения, или обиды даже в зачатке!   Там  только любовь в преизбытке невмещаемая Бесконечным !
 
Если и есть что - то большее самой плотной Бесконечности,  так это только Любовь !  Бог Своей Любовью "превосходит" Сам Себя !  Потому что Он не вмещает Всю Ее, и Она "переливается " через  "край " Божественной  бесконечности, порождая мир Божественных творений, Космоса, и всех земных и неземных (Ангелов) тварей !   Любовь - не любовь, если она не выходит за рамки и границы,  для Нее нет границ !  Она - не она, если Она себя не истощает, неистощаяь, но преумножаясь !   Она - вне себя, и больше Себя будучи тождественна Себе...    Где  есть Она, там нет  его...      Но вот как сродниться с Ней ?! 
Еванеглие нам дает только один "рецепт":    """""" Иоан.15:13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих....  """"""     Так поступал Христос, мы же, Его "отражения",  тоже принесем свои жертвы к алтаорю Единого Безгрешного...
А какие  наши жертвы, что мы положим в "подножие ног Его" ?...